Дело № 2-899/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2024 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Семенова А.В.,
при секретаре Михеевой Д.Г.,
с участием заместителя прокурора Ужурского района Максименко И.Ю.,
представителя администрации Ужурского района Савиной Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Савинкину О.В., администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительным договора аренды земельного участка, прекращении права аренды и возвращении земельного участка в распоряжение муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Савинкину О.В., администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительным договора аренды земельного участка, прекращении права аренды и возвращении земельного участка в распоряжение муниципального образования. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения администрацией Ужурского района требований земельного законодательства. 02.10.2023 муниципальное образование Ужурский район в лице первого заместителя главы по сельскому хозяйству и оперативному управлению Казанцева Ю.П. и Савинкин О.В. заключили договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 43. Согласно указанному договору на основании ст. 22, пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов Савинкину О.В. в аренду предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым №, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, в 3,7 км. на юго-запад от д. Новая Кузурба, площадью 146060 кв.м., с разрешенным использованием: скотоводство. Срок действия договора с 03.06.2023 по 06.06.2026. Указанный договор аренды заключен с нарушением требований земельного законодательства и является недействительным в силу ничтожности по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Несоблюдение публичной процедуры предоставления земельного участка квалифицирует сделку как ничтожную (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2022 308-ЭС22-606 по делу № А32- 46666/2019, от 02.09.2021 № 308-ЭС19-7634 по делу № А32-2435/2018).
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Также обязательное проведение конкурсных процедур при предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, предусмотрено ЗК РФ.
По общему правилу, установленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
В качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Подписание спорного договора с Савинкиным О.В. осуществлено как с физическим лицом, а не хозяйствующим субъектом.
В п. 5.2 оспариваемого договора указано, что арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, установленным п. 1.1 настоящего Договора.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 112-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. 3 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п. 4 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе скотоводство (1.8), сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20) и являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.
В действующем Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, наименование вышеуказанных видов разрешенного использования земельного участка и их коды не измены.
Из совокупности вышеуказанных положений следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Красноярского края устанавливается в размере 2,5 га.
В рассматриваемом случае площадь спорного земельного участка составляет 146060 кв.м., то есть 14,6060 га, что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для личного подсобного хозяйства, в 5 раз.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 39 ЗК РФ предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления последними своей деятельности.
В частности, в силу ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 7 ст. 39.18 предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок о дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 № 124-0 сформулирована правовая позиция, согласно которой подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. В свою очередь, положения пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ (о максимальном размере площади земельных участков, которые могут находиться у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) устанавливают гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Таким образом, с учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции о применении к правоотношениям по заключению без торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, положений Федерального закона № 112-ФЗ, действия администрации Ужурского района основаны на ошибочном понимании норм материального права.
С учетом изложенного, оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований ст. 39.6 и 39.18 ЗК РФ и посягает на публичные, интересы, в связи с чем, правомерно признание его ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Установленные ЗК РФ принципы предоставления земельных участков направлены на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Невыполнение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет нарушение публичных интересов, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, лишая их возможности приобрести право на земельный участок на равных условиях, необоснованно создает приоритеты (преимущества) для Савинкин О.В. на получение прав в отношении данного земельного участка.
На основании изложенного, прокурор Ужурского района просит признать договор аренды № 43 от 02.10.2023 земельного участка с кадастровым №, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, в 3,7 км на юго-запад от д. Новая Кузурба, площадью 146060 кв.м, с разрешенным использованием: скотоводство, заключенный между администрацией Ужурского района и Савинкиным О.В., недействительным. Прекратить право аренды Савинкина О.В. на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, в 3,7 км на юго-запад от д. Новая Кузурба, площадью 146060 кв.м, с разрешенным использованием: скотоводство. Вернуть в распоряжение муниципального образования Ужурский район земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, в 3,7 км на юго-запад от д. Новая Кузурба, площадью 146060 кв.м, с разрешенным использованием: скотоводство.
Заместитель прокурора Ужурского района Максименко И.Ю. в судебном заседании отказалась от заявленных исковых требований, поскольку соответствующий договор аренды земельного участка расторгнут 26 ноября 2024 года.
Представитель администрации Ужурского района-Савина Т.В. в судебном заседании не возражала против отказа от заявленных требований.
Ответчик Савинкин О.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Представитель Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска. При отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Согласно ст. 220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска.
Принимая во внимание, что отказ истца - заместителя прокурора Ужурского района Максименко И.Ю. от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с этим отказ от иска принимается судом.
Последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, истцу известны и понятны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 220,221,225 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ истца - заместителя прокурора Ужурского района Красноярского края Максименко И.Ю. от исковых требований по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Савинкину О.В., администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительным договора аренды земельного участка, прекращении права арендыи возвращении земельного участка в распоряжение муниципального образования.
Прекратить производство по гражданскому делу № 2-899/2024 по вышеуказанному исковому заявлению.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Копию определения направить прокурору Ужурского района, Савинкину О.В., в администрацию Ужурского района, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, а также в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Председательствующий А.В. Семенов