Дело № 2-5628(2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 22 сентября 2016 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Кузнецовой М.Е.,
с участием истца Мангасаровой Н.В.,
представителя ответчика Катаевой С.В., действующей по доверенности от 11.01.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мангасаровой Н.В. к Управлению судебного департамента в Пермском крае, Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Мангасарова Н.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению судебного департамента в Пермском крае, Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае о признании права собственности на недвижимое имущество, указав в заявлении, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.11.2013 № 858 она назначена на должность судьи Свердловского районного суда г.Перми без ограничения срока полномочий.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 12.12.2014г. поставлена на учет в жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента в Пермском крае как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Управлением судебного департамента в Пермском крае за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта № 29-05-16 от 08.06.2016 была приобретена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м. Указанная квартира передана Мангасаровой Н.В. 16.06.2016г. в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма жилого помещения №. На момент подачи иска квартира находится в собственности Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Пермском крае.
Полагает, что спорное жилое помещение должно быть передано в собственность истца в связи со следующим.
В соответствии с п.3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей" (в редакции от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ) жилое помещение, приобретенное для судьи за счет средств федерального бюджета или предоставленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно.
Пунктом 2 ст. 14 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в ст.19 Закона РФ "О статусе судей в РФ".
В частности изменен п.3 ст. 19 указанием на обеспечение судей жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 г. № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" предусмотрено, что жилые помещения, приобретаемые для судей, относятся к специализированному жилищному фонду.
Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 года N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124 положение указанной нормы права в той части, в которой она необоснованно расширяют полномочия Правительства РФ и снижают уровень гарантий материального обеспечения судей.
Такой порядок до настоящего времени законом не определен. Следовательно, ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изменив редакцию абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" лишил судей материальных гарантий обеспечения их независимости и самостоятельности, которые закреплялись ой нормой в прежней редакции, и снизил уровень нормативного закрепления этих гарантий, наделив правом определять порядок обеспечения судей жильем Правительство Российской Федерации. В силу этого, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 года N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Следовательно, Правительство Российской Федерации не вправе было оделять правовой режим предоставляемого судье жилого помещения, а потому Постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года N 192 не подлежит применению в отношении судей в части, касающейся служебного статуса жилых помещений.
Таким образом, к спорным правоотношениям должна применяться редакция п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ, в соответствии с которой жилое помещение, приобретенное для судьи за счет средств федерального бюджета или предоставленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно.
Этот вывод основан на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Определенный законом статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому, а отсутствие конкретного механизма реализации ранее возникшего права судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение в собственность жилого помещения, приобретенного для него за счет средств федерального бюджета, не может расцениваться как препятствие для судебной зашиты такого права способом, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, просит признать за ней право собственности на жилое помещение - 1-комнатную <адрес>; прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение - 1-комнатную <адрес>; прекратить право оперативного управления Управления Судебного в Пермском крае на жилое помещение - 1-комнатную <адрес>; указать в решении суда, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущества сведений о собственнике на жилое помещение - 1-комнатную <адрес> - Мангасаровой Н.В.
Истец Мангасарова Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, поддержав доводы искового заявления. Просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Пермском крае Катаева С.В. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, а именно, что Указом Президента Российской Федерации от 21.11.2013 № Мангасарова Н.В. назначена на должность судьи Свердловского районного суда г. Перми, без ограничения срока полномочий. 12.12.2014г. истец поставлена на учет жилищной комиссией при Управлении как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Управлением за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта № АЭФ 29-05-16 от 08.06.2016, по итогам проведения аукциона в электронной форме приобретена однокомнатная квартира общей площадью 41,4 кв.м., жилой площадью 17,2 кв. м. по адресу: <адрес>, на сумму <данные изъяты>. Данная квартира закреплена на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Пермском крае, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 июня 2016г. сделана запись регистрации № (свидетельство о государственной регистрации права № от 10.06.2016). Истцу квартира передана 16.06.2016 на основании договора социального найма жилого помещения №-Н. Согласно п. 3 договора, он заключен на время замещения Мангасаровой Н.В. должности федерального судьи суда общей юрисдикции Свердловского районного суда г. Перми. Спорная квартира является собственностью Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Пермского края осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ТУ Росимущество). На основании распоряжения от 26.08.2016 № 412-р ТУ Росимущества указанная квартира внесена в реестр федерального имущества 07.09.2016. Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года, было определено, что жилое помещение, приобретенное для судьи за счет средств федерального бюджета или представленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно. Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа2004 года N 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 31 января 2008 года признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой порядок законом не установлен.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 192 от 21 марта 2008 года "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, и принимая во внимание, что в настоящее время отсутствует правовой акт, регулирующий порядок предоставления жилых помещений судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, передачи их в собственность, в связи, с чем досудебный порядок урегулирования спора не возможен. Таким образом, реализация права истца на получение квартиры в собственность возможна только в судебном порядке.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Пермском крае в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен. О причинах неявки суду не сообщил, пояснений относительно рассматриваемого спора не представил.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении квартиры, назначение: жилое помещение, площадь 41,4 кв.м., этаж: 12, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, имеются следующие записи:
о праве оперативного управление за Управлением Судебного департамента в Пермском крае на основании государственного контракта Покупка квартиры для судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий от 08.06.2016 №АЭФ 29-05-16, акта приема-передачи жилого помещения от 08.06.2016 (per. №);
о праве собственности Российской Федерации на основании государственного контракта Покупка квартиры для судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий от 08.06.2016 №АЭФ 29-05-16, акта приема-передачи жилого помещения от 08.06.2016 (per. №). Записи о правах, ограничениях (обременениях) являются актуальными.
Относительно заявленных требований Управление считает необходимым пояснить следующее. Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируется Законом о регистрации прав, а также иными нормативными документами. При осуществлении полномочий по проведению правовой экспертизы документов и проверки законности сделки государственным регистратором изучаются представленные документы на предмет их достаточности, соответствия законодательству Российской Федерации, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации прав одним из этапов проведения регистрации прав является правовая экспертиза документов. В ходе проведения правовой экспертизы документов осуществляется установление отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно данным ЕГРП за Мангасаровой Н.В. зарегистрировано № доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> - на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 11.02.2013 (per. №). Исходя из содержания п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав одним из оснований для государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Вступивший в законную силу судебный акт, которым признано право на конкретное недвижимое имущество, является достаточным основанием для государственной регистрации права на имущество и тогда, когда регистрируемое право возникло до вступления в силу Закона о регистрации прав и позднее подтверждено судом в соответствующем судебном акте. В этом случае представление заявителем каких-либо иных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество не требуется. Кроме вступившего в законную силу решения суда о государственной регистрации перехода права собственности в регистрирующий орган должны быть представлены все необходимые документы в соответствии со ст. 16,17 Закона о регистрации прав. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 13 Закона о регистрации прав после приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. По результатам рассмотрения документов при отсутствии оснований для приостановления либо для отказа в государственной регистрации прав государственный регистратор принимает решение о внесении записей в ЕГРП (абз. 5 п. 1 ст. 13 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 16 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. Закона о регистрации прав, вступившие в законную силу судебные акты, являются одним из оснований для государственной регистрации прав. Управление не уклоняется от проведения государственной регистрации. При предоставлении в Управление всех необходимых для государственной регистрации прав документов, государственная регистрация будет проведена в порядке и сроки установленные Законом о регистрации прав.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 1. п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 21.11.2013г. № Мангасарова Н.В. назначена на должность судьи Свердловского районного суда г. Перми без ограничения срока полномочий.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии по вопросам улучшения жилищных условий и предоставления жилья судьям районных (городских) судов, гарнизонного военного суда, мировым судьям Пермского края от 12.12.2014г. судья Свердловского районного суда г. Перми Мангасарова Н.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по пп.1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, п.2.1. Положения «О порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятии их с учета». Мангасарова Н.В. поставлена в очередь для улучшения жилищных условий с 12.11.2014г. При этом, при постановке Мангасаровой Н.В. на учет нуждающихся, была учтена общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, принадлежащая Мангасаровой Н.В. на праве общей долевой собственности в размере 11,55 кв.м. на каждого члена семьи, зарегистрированного по данному адресу (л.д.7).
Письмом Судебного департамента по Верховном Суде Российской Федерации от 12.04.2016г. № Мангасарова Н.В. уведомлена о принятии решения жилищной комиссии о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.8).
В указанном письме также указано, что в соответствии с письмом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22.03.2016г. № СД 12/2150, Комиссией по распределению государственных капитальных вложений, предусмотренных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на 2016г., принято решение о выделении Управлению Судебного департамента в Пермском крае бюджетных средств на приобретение жилья для Мангасаровой Н.В. в сумме <данные изъяты>.
08.06.2016г. между Управлением судебного департамента в Пермском крае (заказчик) и ФИО4 (продавец) был заключен государственный контракт № АЭФ 29-05-16 на покупку квартиры для судьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий о приобретении в федеральную собственности квартиры по адресу: <адрес> (л.д.10-16).
10.06.2016г. право собственности Российской Федерации на указанную квартиру зарегистрировано в ЕГРП, а также зарегистрировано право оперативного управления Управления Судебного департамента в Пермском крае, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2016г. (л.д.9).
В соответствии с актом приема-передачи жилого помещения от 08.06.2016г. указанное жилое помещение было передано Управлению судебного департамента в Пермском крае (л.д.17).
16.06.2016г. между Управлением Судебного департамента в Пермском крае и Мангасаровой Н.В. заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из одной комнаты, кухни, ванной комнаты, коридора, лоджии в однокомнатной квартире, общей площадью 41,4 кв.м., в том числе жилой площадью 17,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, для проживания в нем (л.д.18-23).
Порядок и условия материального обеспечения судей регламентированы Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012) "О статусе судей в Российской Федерации".
Суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было приобретено в собственность Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и передано истцу в бессрочное владение и пользование в связи с признанием её как судьи нуждающейся в жилом помещении, статуса специализированного жилищного фонда спорная квартира не имеет, в связи с чем, имеются правовые основания для признания за Мангасаровой Н.В. права собственности на спорную квартиру.
Пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 г., было определено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отменен ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 6 декабря 2005г. N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году". Согласно пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 г. Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17 июля 2006 г. N 440 и от 23 февраля 2007 г. N 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Такой порядок законом не установлен, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности применения к спорным правоотношениям ранее установленного порядка обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей жильей..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду и предоставлялось Мангасаровой Н.В. в качестве такового.
Как установлено судом, договор найма служебного жилого помещения с Мангасаровой Н.В. заключен не был, спорная квартира была передана ей без указания на статус служебного жилого помещения.
На основании вышеуказанного, за Мангасаровой Н.В. следует признать право собственности на жилое помещение – 1-комнатную <адрес>.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ основанием прекращения права собственности является прекращение при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации.
Следовательно, в силу приведенных правовых норм Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, осуществляет полномочия собственника в отношении спорной квартиры.
Поскольку ранее суд пришел к выводу о том, что право собственности относительно квартиры по адресу: <адрес> следует признать за Мангасаровой Н.В., то, следовательно, право собственности Российской Федерации, а также право оперативного управления Управления Судебного департамента в Пермском крае на указанную квартиру подлежит прекращению.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: вступившие в законную силу судебные акты.
На основании приведенной нормы настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о собственнике жилого помещения – 1-комнатную <адрес> - Мангасаровой Н.В. и исключения записей о праве собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение и записи об оперативном управлении за Управлением Судебного департамента в Пермском крае.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины независимо от того, в качестве истца или ответчика они участвуют в рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Мангасаровой Н.В. право собственности на жилое помещение -1-комнатную <адрес>.
Прекратить права собственности Российской Федерации на жилое помещение - 1-комнатную <адрес>.
Прекратить право оперативного управления Управления Судебного департамента в <адрес> на жилое помещение - 1-комнатную <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения (изготовлено 30.09.2016г.).
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: И.В.Панькова