Решение по делу № 2а-2144/2020 от 27.04.2020

УИД 48RS0001-01-2020-002111-46

Дело № 2а-2144/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе

председательствующего судьи Даниловой О.И.

при секретаре Гридневой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому МИФНС России №6 по Липецкой области к Алексееву Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №6 по Липецкой области обратилась в суд с иском к административному ответчику Алексееву А.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017гг. в размере 7240 руб., пени по транспортному налогу за 2015-2017гг. в размере 293,87 руб., указывая, что истец направил налоговые уведомления, а затем требования о взыскании образовавшейся недоимки. Однако свою обязанность по уплате налогов и пени административный ответчик не исполнил. Истец просит восстановить пропущенный срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам и взыскать с Алексеева А.Ю. задолженность по транспортному налогу за 2015-2017гг. в размере 7240 руб., пени по транспортному налогу за 2015-2017гг. в размере 293,87 руб.

Представитель административного истца – МИФНС России №6 по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик Алексеев А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 приведенной статьи).

В силу пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Из пункта 4 приведенной статьи следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 286 названого Кодекса органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

Из статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 2).

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МИФНС России №6 по Липецкой области административному ответчику Алексееву А.Ю. были направлены налоговые уведомления № 137000341 от 27.08.2016 года на сумму 1248 руб.; № 28545614 от 20.07.2017г. на сумму 2996 руб.; № 83481924 от 29.12.2017г. на сумму 2996 руб.; № 15805246 от 04.07.2018г. на сумму 2996 руб.

В связи с неуплатой транспортного налога за 2015-2017гг. Алексееву А.Ю. были направлены требования № 18582 от 22.12.2016г. и № 8233 от 01.02.2019г. об уплате транспортного налога за 2015-2017гг. и пени по транспортному налогу за 2015-2017гг. в срок до 09.02.2017г. и до 27 марта 2019 года соответственно.

26.02.2020г. определением и.о. мирового судьи Добровского судебного участка Липецкого районного судебного района Липецкой области отказано МИФНС России №6 по Липецкой области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу с Алексеева А.Ю.

Из материалов дела следует, что согласно требованию № 8233 от 01.02.2019г. срок для добровольного погашения задолженности по налогам представлен до 27.03.2019г.

Таким образом, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2015-2017гг. с Алексеева А.Ю. истекал согласно ст. 48 НК РФ - 27 сентября 2019 года.

Административное исковое заявление о взыскании с Алексеева А.Ю. недоимки по транспортному налогу и пени за 2015-2017гг. поступило в Советский районный суд г. Липецка 27 апреля 2020 года, т.е. за пределами установленного действующим законодательством срока на подачу административного искового заявления.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Согласно пункту 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (абзац 1 пункта 3 приведенной статьи).

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах, применительно к недоимке.

При этом суд также исходит из того, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем в отношении пени, начисленной на недоимку по налогу, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Административный истец просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование пропуска срока на подачу административного искового заявления приводит доводы о большом количестве материалов, направляемых в суд, миграцией налогоплательщика.

Суд приходит к выводу, что административный истец имел возможность своевременно обратиться в суд с соответствующим иском. Большой объем работы не может быть признан судом уважительной причиной для восстановления срока обращения с административным иском в суд, поскольку это обстоятельство связано с организацией работы налогового органа.

Каких-либо объективных причин, препятствовавших своевременному обращению в суд с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени не приведено, и доказательств уважительности пропуска срока не представлено, в связи с чем оснований для восстановления пропущенного срока суд не находит.

Таким образом, в связи с пропуском срока обращения в суд административные исковые требования к Алексееву А.Ю. о взыскании транспортного налога за 2015-2017гг. в сумме 7240 и пени за 2015-2017гг. в сумме 293,87 руб. не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска МИФНС России №6 по Липецкой области к Алексееву Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.И. Данилова

Мотивированное решение

изготовлено 17.06.2020 года

2а-2144/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС Росси №6 по Липецкой области
Ответчики
Алексеев Алексей Юрьевич
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Данилова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
28.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее