РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2019 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Березневой А.О.,
с участием административного истца Степина И.И., участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, представителей административных ответчиков ФКУ «Медико-санитарная часть № 71 УФСИН России по Тульской области по доверенности Телковой Е.Н., ФКУ Исправительная колония № 2 УФСИН России по Тульской области и УФСИН России по Тульской области по доверенности Закурдаевой М.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной почтовой службы Тульской области по доверенности Татаринова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2896/19 по административному иску Степина И.И. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 УФСИН России по Тульской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 УФСИН России по Тульской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении по письменному запросу сведений о состоянии здоровья,
установил:
Степин И.И. обратился в суд с административным иском к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о признании незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении по письменному запросу сведений о состоянии здоровья.
В обосновании заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь на обследовании и лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, им было передано представителю администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области начальнику отряда Павленко Д.П. заявление на имя начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о предоставлении ему сведений, касающихся состояния его здоровья.
Начальник отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Павленко Д.П., в соответствии с п.58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в подтверждение принятия заявления выдал ему расписку.
Администрация ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области исполнила свои обязанности и ДД.ММ.ГГГГ, передала в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России его заявление, о чем письменно его уведомила.
Указывает на то, что начальник филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России обязан был в 30-дневный срок со дня поступления его заявления рассмотреть его и направить письменный ответ. Однако до настоящего времени заявление не рассмотрено, ответ не направлен.
Полагает, что тем самым начальник филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России нарушил его право на рассмотрение заявления и получения на него письменного ответа, а поскольку заявление касалось его здоровья, то нарушил право на охрану здоровья.
Доказательствами, подтверждающими доводы административного заявления и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, по его мнению, являются: расписка начальника отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Павленко Д.П. о принятии заявления, уведомление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении заявления, книга учета и регистрации исходящей корреспонденции ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, книга учета и регистрации входящей корреспонденции для осужденных ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
На основании изложенного просит суд признать бездействие начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, выразившиеся в нарушении его прав, незаконным, а также обязать начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений.
В порядке подготовки к рассмотрению дела, определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области.
Определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков были привлечены ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, а также Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-Санитарная часть № ФСИН России».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ суд исключил из числа административных ответчиков филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России в связи с тем, что филиал не является самостоятельным юридическим лицом.
Определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица было привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России».
Административный истец Степин И.И., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные административные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФКУ «Медико-санитарная часть № 71 УФСИН России по Тульской области по доверенности Телкова Е.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку письменное заявление Степина И.И., адресованное ФКУ «Медико-санитарная часть № 71 УФСИН России по Тульской области для филиала «Больница» по адресу: <адрес>А, и направленное ДД.ММ.ГГГГ простой почтовой корреспонденцией, в их адрес не поступало, доказательств обратного не представлено.
Представитель административного ответчика ФКУ Исправительная колония №2 УФСИН России по Тульской области и УФСИН России по Тульской области по доверенности Закурдаева М.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что заявление осужденного Степина И.И. было передано начальнику отряда по воспитательной работе Павленко Д.П., который данное заявление передал Дорожкину Д.А., тот в свою очередь изготовил сопроводительное письмо, приложил к нему заявление Степина И.И. и передал инспектору канцелярии Заговеевой О.С. для отправки. Она зарегистрировала данное заявление в журнале исходящей корреспонденции и отправила по почте простым письмом.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной почтовой службы Тульской области по доверенности Татаринова И.В. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством, пояснила, что договорных отношений на оказание услуг почтовой связи с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области не имеется. Информацией о приеме писем, указанных в реестре № ФКУ ИК-2, УФПС Тульской области не обладает, так как в данном реестре нет календарного штемпеля отделения почтовой связи, который мог бы подтвердить факт приема письменной корреспонденции. Установить факт приема АО «Почта России» простых писем от отправителей не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.
Как следует из справки УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № согласно штатному расписанию ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, в филиале «Больница» предусмотрено две руководящие должности из числа начальствующего состава: начальник филиала – врач (вакантна с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), заместитель начальника филиала – врач (вакантна с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).
В связи с этим административные требования Степина И.И. о признании незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении по письменному запросу сведений о состоянии его здоровья, предъявленные изначально к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России по Тульской области, рассматриваются судом с участием административных ответчиков: ФКУ ИК № 2 УФСИН России по Тульской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 УФСИН России по Тульской области.
В соответствии с ч. 2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
Как указано в ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу части 1 статьи 9 которого, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению.
Часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12 названного федерального закона предписывают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 15 УИК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Как указано в части четвертой статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.
Согласно ч. 4 ст. 91 УИК РФ переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (редакция от 27.06.2019) утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Согласно п. 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Как следует из п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.
Каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных (п. 62 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Как установлено судом, осужденный Степин И.И., отбывающий наказание в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России с заявлением о предоставлении сведений о состоянии его здоровья.
Данное заявление, вложенное в почтовый конверт, было передано Степиным И.И. ДД.ММ.ГГГГ начальнику отряда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Павленко Д.П., который в свою очередь написал ему расписку в получении вышеуказанного заявления.
На конверте Степиным И.И. был указан адрес получателя корреспонденции: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области (для филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России) <адрес>А.
Настаивая на удовлетворении заявления, Степин И.И. ссылался на то обстоятельство, что ответ на свое обращение он так и не получил.
В соответствии с Положением о больнице ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, утвержденным приказом ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, больница является структурным лечебно-профилактическим подразделением ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, осуществляет оказание стационарной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся под стражей в следственных изоляторах и отбывающим наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Тульской области, и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических норм и правил (л.д. 108-109 т. 1).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России по доверенности Телковой Е.Н. филиал «Больница» не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением, поэтому вся корреспонденция направляется в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России.
Из расписки, оформленной начальником отряда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Павленко Д.П. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он получил от осужденного Степина И.И. заявление на имя начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, вложенное в почтовый конверт (л.д. 14 т. 1).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отряда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Павленко Д.П. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут Степин И.И. обратился к нему с несколькими заявлениями и попросил, чтобы ему дали расписку о получении заявлений, что он и сделал. Заявление было вложено в почтовый конверт, на конверте Степиным И.И. был указан адрес получателя корреспонденции. О чем было заявление, он не помнит. Какой на конверте был указан адрес, он также не помнит. Адресовано было филиалу «Больница». В связи с тем, что начальника отряда Дорожкина, который закреплен за учреждением, не было на рабочем месте, ему документы передали на следующий день. После чего Дорожкин сообщил ему, что все письма направлены.
Как следует из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области подполковника внутренней службы Сенюшкина А.А., в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области (для филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России) по адресу: <адрес>А, направлено заявление осужденного Степина И.И., отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области.
Копия данного сопроводительного письма была вручена Степину И.И. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской административного истца (л.д. 96 т.1).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отряда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Дорожкин Д.А. пояснил, что Павленко Д.П. передал ему несколько писем Степина И.И. от ДД.ММ.ГГГГ, которые были адресованы на разные адреса. Среди них было одно письмо в филиал «Больница». После чего он отдал данные заявления Степина И.И. в канцелярию Заговеевой О.С. ДД.ММ.ГГГГ. Заговеева О.С. зарегистрировала заявления Степина И.И. в журнале, и он расписался за получение сопроводительного письма. Он забрал копии сопроводительного письма, но вручить Степину И.И. не смог, так как Степин И.И. на тот момент из филиала «Больница» убыл. Он сделал еще одно сопроводительное письмо и направил его по месту нахождения Степина И.И. Лично в филиал «Больница» он заявление Степина И.И. отдать не мог, так как Правилами установлено, что вся корреспонденция направляется по почте через канцелярию.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор канцелярии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Заговеева О.С. пояснила, что вся исходящая корреспонденция после регистрации отправляется почтой России. Письмо Степина И.И. она направила в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области для филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, который был указан на конверте самим Степиным И.И. После того, как она запечатала его в конверт, она пошла на почтовое отделение № и отправила письмо простой корреспонденцией вместе с другими письмами.
Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции, инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений (далее - учреждения и органы уголовно-исполнительной системы) документов, совершенствования и повышения эффективности делопроизводства и устанавливает обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников, рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы (далее - работники) правила документирования и порядок документооборота.
Из пункта 61 Инструкции следует, что в учреждениях и органах УИС используются различные виды официальных документов информационно-справочного характера для обмена информацией в деятельности государственных учреждений, иных организаций и граждан.
В зависимости от способов передачи деловой информации: по каналам почтовой связи или посредством электрической связи - документы подразделяются на следующие виды: служебное письмо, телеграмма, электронное письмо (электронное сообщение), факсограмма (пункт 62 Инструкции).
Служебное письмо используется для оперативной связи между учреждениями и органами УИС и другими организациями, по своему содержанию может быть инициативным (запрос, разъяснение) либо в виде ответа (пункт 63 Инструкции).
Виды служебных писем: ответы о выполнении поручений директора ФСИН России, первого заместителя (заместителей) директора ФСИН России, руководителя территориального органа ФСИН России; ответы на запросы других организаций и граждан; ответы на обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции учреждения и органа УИС; инициативные документы, в том числе информационные письма для учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России; другие документы (пункт 64 Инструкции).
Пунктом 85 предусмотрено, что движение документов в учреждениях и органах УИС с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления образуют документооборот, который состоит из следующих документопотоков: входящий; исходящий; внутренний.
Доставка документов в учреждениях и органах УИС осуществляется курьером, средствами почтовой, фельдъегерской, специальной и электрической связи (пункт 86 Инструкции).
Почтовой связью доставляются письма, посылки, бандероли, телеграммы, печатные издания; фельдъегерской и специальной связью - срочная корреспонденция учреждений и органов УИС и иных организаций; электрической связью - факсимильные и электронные документы (пункт 87 Инструкции).
В учреждениях и органах УИС для доставки документов в пределах субъекта Российской Федерации (населенного пункта) в исключительных случаях назначаются специально выделенные работники, которым сдаются пакеты для отправки (пункт 88 Инструкции).
Ответственность за организацию отправки и доставки документов возлагается на руководителя службы делопроизводства. Ответственность за материальное и техническое обеспечение отправки и доставки документов возлагается на руководителей соответствующих структурных подразделений учреждения или органа УИС (пункт 90 Инструкции).
Доставка (отправка) документов осуществляется по реестру или разносным книгам. Служебные документы адресатам в пределах населенного пункта могут передаваться работниками службы делопроизводства по принадлежности под роспись в реестре через экспедиторов, фельдъегерей, курьеров (пункт 91 Инструкции).
Прием и первичная обработка поступающих в учреждения и органы УИС документов осуществляется службой делопроизводства (пункт 92 Инструкции).
Обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (пункт 120 Инструкции).
Служба делопроизводства проверяет правильность оформления исходящих документов, производит сортировку документов по способу отправления (простая, заказная, международная и др.) (пункт 121 Инструкции).
Документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день (пункт 123 Инструкции).
Срочная корреспонденция отправляется в первую очередь.
Простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по реестру (спискам), фиксирующему количество отправленных пакетов (пункт 126 Инструкции).
Как следует из журнала № т.1 учета заявлений, обращений и предложений (от Н до Я) в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России в 2019 году, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлений от Степина И.И. в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России не поступало (л.д. 56-60 т.1).
Также как следует из журнала №т.2 учета входящих документов в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявления от Степина И.И., касаемо предоставления сведений о состоянии его здоровья в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России не поступало (л.д. 97-105 т. 1).
Из представленного журнала входящей корреспонденции ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области, где отбывает наказание осужденный Степин И.И., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2019, следует, что корреспонденции для осужденного Степина И.И. из ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России не поступало (л.д. 116-225 т. 1).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор канцелярии в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области Заговеева О.С. пояснила, что вся исходящая корреспонденция после регистрации отправляется почтой России. Письмо Степина И.И. она направила в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области для филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, как было указано на конверте. После того, как она запечатала его в конверт, она пошла на почтовое отделение № и отправила письмо простой корреспонденцией вместе с другими письмами.
Данные обстоятельства подтверждаются журналом № учета исходящих документов в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, из которого следует, что под номером С-16 имеется регистрация от ДД.ММ.ГГГГ заявления Степина И.И., адресованного в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России. Из записи следует, что данное заявление получено на отправку Заговеевой О.С., и Дорожкиным получена копия сопроводительного письма, что подтверждается соответствующими расписками (л.д. 111-112 т. 1).
Вышеуказанное также подтверждается реестром № на отправку исходящей несекретной корреспонденции Учреждением ФКУ ИК-2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Учреждением ФКУ ИК-2 направлено письмо Степина И.И. с исходящим номером регистрации № в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (п.47 реестра) (л.д. 113-115 т.1).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №176-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О почтовой связи» почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
В качестве одной из гарантий доступности услуг почтовой связи законодатель называет оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи (статья 14).
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (ред. от 27.03.2019) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
Так согласно пункту 9 Приказа почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил (пункт 10 Приказа).
Согласно письму УФПС Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному в адрес суда, между АО «Почта России» и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области нет договорных отношений на оказание услуг почтовой связи. В спорный период действовал только договор на поставку товара № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Федеральная служба исполнения наказания по Тульской области производило закупку марок и конвертов. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области никакие реестры в отношении письменной корреспонденции АО «Почта России» не предоставляет, накладные при приеме почтовых отправлений не используются АО «Почта России». Более того, простые письма могут отправителем опускаться в почтовый ящик. АО «Почта России» не обладает информацией о приеме указанных в реестре № писем, так как на данном реестре № нет календарного штемпеля отделения почтовой связи, который бы мог подтвердить факт приема письменной корреспонденции (л.д. 97 т. 2).
Согласно представленной представителем заинтересованного лица информации, между ФГУП «Почта России» и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области договор на оказание услуг почтовой связи не заключен, в связи с чем простые почтовые отправления регистрации не подлежат и передаются без какой-либо отметки о вручении.
Таким образом, простые почтовые отправления принимаются почтовой службой от отправителей без выдачи квитанции о получении и расписок в получении и доставляются адресату также без расписки в их передаче, равно как и Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не предусматривает фиксации сотрудником почтовой службы факта принятия им простых почтовых отправлений от учреждений уголовно-исполнительной системы.
Правила оказания услуг почтовой связи не предусматривают фиксацию хода отправки простого отправления, которым и были направлены обращения административного истца.
Невозможность отследить доставку его обращения не может быть вменена в вину администрации исправительного учреждения.
Как следует из пояснений административного истца Степина И.И., идентичное заявление он подавал в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, которое приняла старшая медсестра больницы. Данное заявление она зарегистрировала в журнале ознакомления с медицинской документацией осужденных, где он расписался.
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением Степина И.И. на имя начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96 т. 2), из которого следует, что Степин И.И., обращаясь в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, просит ознакомить его с медицинской картой стационарного больного, а перед выпиской из больницы – с выписным эпикризом.
При этом в указанном заявлении имеется отметка лечащего врача: ознакомить в присутствии мед.работников, время согласовать заранее.
ДД.ММ.ГГГГ Степин И.И. был ознакомлен с медицинской картой стационарного больного под роспись в присутствии медицинского работника. Данные обстоятельства подтверждаются записью в Журнале ознакомления с медицинской документацией от ДД.ММ.ГГГГ и распиской Степина И.И. об ознакомлении (л.д. 94-95 т. 2).
Иных заявлений Степина И.И. в указанном журнале ознакомления с медицинской документацией осужденных не зарегистрировано.
Кроме того, судом установлено, что Степин И.И. обращался в Тульскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по вопросу нарушение его прав на отправку корреспонденции в период нахождения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области.
Согласно ответу прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной проверки установлено, что корреспонденция осужденного Степина И.И. в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не поступала. Таким образом, нарушений прав осужденного на переписку не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявление Степина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области (для филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России), ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом было направлено простой почтовой корреспонденцией по адресу, указанному на конверте: <адрес>
Однако письменное обращение Степина И.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ни в адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, ни в адрес ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, ни в адрес филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, не поступало, в связи с чем ответ на данное обращение не готовился и не направлялся, что подтверждается исследованными судом материалами дела.
То обстоятельство, что вышеуказанное заявление Степина И.И. административными ответчиками не получено, в связи с тем, что в их адрес данное заявление не поступало, не является основанием для признания незаконными бездействия должностных лиц, выразившихся в не направлении ответа на заявление.
Доказательств тому, что обращение Степина И.И. поступило в адрес административных ответчиков, заявителем не представлено и судом не установлено.
Также суд исходит из того, что в действиях сотрудников ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области в части отправления почтовой корреспонденции Степина И.И. нарушений норм действующего уголовно-исполнительного законодательства не допущено, в связи с чем права Степина И.И. не нарушены.
Вопросы о возможной утрате заявления почтовой службой не имеют правового значения в деле об оспаривании бездействия должностных лиц УФСИН России по Тульской области.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий; решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В настоящем деле таких оснований не установлено, доказательств обратного не представлено, должностные лица ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России действовали в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для признания действий (бездействий) должностных лиц ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России незаконными не имеется, следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
Доказательств того, что действия (бездействия) административных ответчиков привели к непосредственному нарушению принадлежащих заявителю прав и свобод, имеются негативные последствия, суду не представлено.
По мнению суда, Степин И.И. не лишен возможности вновь обратиться с заявлением в ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о предоставлении ему сведений, касающихся состояния его здоровья.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Степина И.И. необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 71 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: