Судья Берегова С.В. |
№ 33-990/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 апреля 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Тимошкиной Т.Н., Мишеневой М.А.
при секретаре Чучупаловой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-842/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по делу по иску К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
25.11.2019 истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кондопога (межрайонное) Республики Карелия с заявлением о проверке правильности расчетов, содержащихся в выписке о состоянии индивидуального лицевого счета. Из ответа ответчика следует, что частично периоды работы в должности каменщика и донорские дни не включены в льготный стаж работы. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил возложить на ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога (межрайонное) обязанность включить в льготный стаж в связи с тяжелыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности каменщика с 07.07.1992 по 31.03.1997, с 01.12.2001 по 28.02.2002, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд возложил на ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Кондопога РК (межрайонное) обязанность зачесть в льготный стаж работы К., 20 июня 1976 года рождения, для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 07.07.1992 по 31.03.1997, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002 в должности каменщика.
В остальной части иска отказано.
Взыскал с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) в пользу Королько Ивана Васильевича расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей 00 копеек.
Определением суда от 04 февраля 2021 года ГУ УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на данное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что основанием для назначения страховой пенсии по старости по Списку № 2 служат документы, подтверждающие постоянную занятость истца в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Рабочие по профессии каменщик, работающие на промышленных предприятиях и в организациях, которые не являются строительными, не в составе бригад каменщиков или звеньев каменщиков комплексных бригад, правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются. Считает, что достоверных доказательств в подтверждение того обстоятельства, что истец в спорный период работал в бригаде каменщиков ОАО «Кондопожский ЦБК», не имеется.
С апелляционной жалобой не согласен истец. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В возражениях указал, что суд обоснованно, с учетом всех имеющихся доказательств, пришел к выводу о том, что в период с 07.07.1992 г. по 31.03.1997 г. он работал полный рабочий день в должности каменщика именно в составе специализированного звена каменщиков комплексной строительной бригады. Данное обстоятельство полностью подтверждается доказательствами, представленными им. Из имеющихся в материалах дела расчетов штата и фонда заработной платы за 1992-1995 г.г. по стройуправлению ОАО «Кондопога» (ранее - ПО «Кондопогабумпром») следует, что в стройуправлении созданы именно комплексные бригады, которые включали в себя рабочих различных профессий, выполняющих весь комплекс строительных работ и взаимосвязанных между собой. При этом из указанных документов явно усматривается, что были предусмотрены доплаты за руководство бригадами, указаны бригады и звенья. Кроме того, указанные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей К.. и Я. которые пояснили в судебном заседании, что в период с 07.07.1992 г. по 31.03.1997 г. работали вместе с К. в стройуправлении ОАО «Кондопога» также в должностях каменщиков. При этом фактически на предприятии были созданы специализированные звенья каменщиков в составе комплексных строительных бригад, которые включали в себя не менее 15 человек, выполняли работы по кладке стен из кирпича, устройству цементных стяжек, иные каменные работы, при этом звено в полном составе одновременно работало только на одном строительном объекте, в звено входили только каменщики и они выполняли работы исключительно по своей специальности.
То обстоятельство, что предприятием не был вынесен приказ о создании специализированной бригады каменщиков в составе комплексной строительной бригады, само по себе не может являться безусловным основанием для отказа в иске, поскольку для гражданина не должны наступать неблагоприятные последствия, влекущие нарушение или умаление его пенсионных прав вследствие ненадлежащего ведения предприятием административной и кадровой работы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 был утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 предусмотрены «каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад» (позиция 2290000а-12680). Ранее действовал Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 пользуются каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Подпунктом «б» п. 11 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда» установлено, что бригадиры, когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены списками, выполняют дополнительные функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии, пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п. 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
В силу п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица – К. не учтены в льготный стаж работы периоды с 07.07.1992 по 31.03.1997, с 01.12.2001 по 28.02.2002, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002. К..обратился к ответчику с заявлением о проверке сведений и получения разъяснений, почему указанные периоды на зачтены в льготный стаж работы по Списку № 2.
Письмом от 20.12.2019 истцу на обращение даны разъяснения, согласно которых спорные периоды не могут учтены в стаж работы каменщиком, поскольку отсутствуют приказы о создании специализированных бригад каменщиков или звеньев каменщиков в составе строительных бригад.
Из трудовой книжки истца и представленных приказов следует, что К.. 07.07.1992 принят каменщиком второго разряда строительного управления ПО «Кондопогабумпром», 07.09.1992 присвоена квалификация каменщика 3 разряда, 15.10.1992 предприятие преобразовано в АО «Кондопога», 01.04.1997 переведен в специализированную бригаду каменщиков каменщиком 3 разряда строительного управления, 01.03.1998 АО «Кондопога» переименовано в ОАО «Кондопога», 14.03.2000 присвоена смежная профессия стропальщика с правом управления краном, 30.03.2000 присвоена квалификация каменщика 4 разряда специализированной бригады строительного управления, 01.12.2001 – каменщик четвертого разряда строительного управления, 01.03.2002 переведен каменщиком четвертого разряда специализированной бригады каменщиков строительного управления, 06.10.2003 переведен бетонщиком 4 разряда ремонтно-строительного цеха. Согласно распоряжения АО «Кондопога» от 28.01.2002 года в связи с отсутствием больших объемов работ по кирпичной кладке специализированная бригада каменщиков, в которую был включен К.., расформирована 01.12.2001 года.
К. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 17.02.1999.
В период работы истца каменщиком, работы производились несколькими бригадами, самостоятельно каменщики не работали. Отдельных приказов о закреплении конкретного человека в бригаду после формирования бригад не выносилось.
Из архивных справок, копий приказов и лицевых счетов следует, что К. начислялась заработная плата в указанные периоды за работу, в том числе по должности каменщика.
Согласно справке, уточняющий особый характер работы, выданной ОАО «Кондопога» 02.12.2019, К. в период с 01.04.1997 по 30.11.2001 и с 01.03.2002 по 05.10.2003 был занят полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) в ОАО «Кондопога» в строительном управлении по должности каменщика специализированной бригады каменщиков, постоянно работающих на строительстве новых зданий и сооружений, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Из представленных в материалы дела расчетов штата и фонда заработной платы на 1992-1995 год по стройуправлению следует, что в управлении были созданы комплексные бригады, которые включали в своем составе рабочих различных профессий, выполняющих весь комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства (предусмотрены доплаты за руководство бригадой, с 1995 года указаны бригады и звенья).
При этом, при определении права на пенсию по льготным основаниям в соответствии со Списком № 2 от 22.08.1956 (за период работы до 01.01.1992) не требовалось подтверждения постоянной работы в течение полного рабочего дня.
Статьей 9 ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрен порядок сведений представляемых страхователем о застрахованных лицах.
В силу п. 2 и п. 3 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, следующие сведения: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Аналогичные нормы о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости предусматривались и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В подтверждение занятости истца на указанной работе полный рабочий день представлены расчетные листки и копии лицевых счетов, на основании которых судом сделан вывод о выполнении истцом работы в течение полного рабочего дня, поскольку истец в спорные периоды вырабатывал полные смены по количеству часов.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что в период с 07.07.1992 по 31.03.1997 года истец работал каменщиком в составе строительной бригады полный рабочий день на строительстве сооружений и других объектов, причем в составе строительной бригады были рабочие разных специальностей, в том числе и каменщики. Судебная коллегия соглашается с данной оценкой совокупности доказательств.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Согласно справке, уточняющий особый характер работы, выданной ОАО «Кондопога» от 02.12.2019 К. с 01.03.2002 по 05.10.2003 был занят полный рабочий день в ОАО «Кондопога» в строительном управлении по должности каменщика специализированной бригады каменщиков. Указанный период включен в льготный стаж ответчиком.
Также правильным судебная коллегия находит вывод суда в той части, что с учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, из которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно представленным сведениям К.. 05.03.2002 и 12.04.2002 предоставлялись донорские дни. В указанные периоды за истцом сохранялось постоянное место работы, выплачивалась заработная плата в полном объеме. В связи с чем, указанные требования о включении названных периодов в льготный стаж также подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: