Решение по делу № 33-990/2021 от 04.03.2021

Судья Берегова С.В.

№ 33-990/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 апреля 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

судей Тимошкиной Т.Н., Мишеневой М.А.

при секретаре Чучупаловой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-842/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по делу по иску К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.

Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

25.11.2019 истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кондопога (межрайонное) Республики Карелия с заявлением о проверке правильности расчетов, содержащихся в выписке о состоянии индивидуального лицевого счета. Из ответа ответчика следует, что частично периоды работы в должности каменщика и донорские дни не включены в льготный стаж работы. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил возложить на ГУ - УПФ РФ в г. Кондопога (межрайонное) обязанность включить в льготный стаж в связи с тяжелыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности каменщика с 07.07.1992 по 31.03.1997, с 01.12.2001 по 28.02.2002, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002.

Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены частично.

Суд возложил на ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Кондопога РК (межрайонное) обязанность зачесть в льготный стаж работы К., 20 июня 1976 года рождения, для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 07.07.1992 по 31.03.1997, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002 в должности каменщика.

В остальной части иска отказано.

Взыскал с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) в пользу Королько Ивана Васильевича расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей 00 копеек.

Определением суда от 04 февраля 2021 года ГУ УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на данное решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года и принять по делу новое решение об отказе в иске.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что основанием для назначения страховой пенсии по старости по Списку № 2 служат документы, подтверждающие постоянную занятость истца в бригаде каменщиков или специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Рабочие по профессии каменщик, работающие на промышленных предприятиях и в организациях, которые не являются строительными, не в составе бригад каменщиков или звеньев каменщиков комплексных бригад, правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются. Считает, что достоверных доказательств в подтверждение того обстоятельства, что истец в спорный период работал в бригаде каменщиков ОАО «Кондопожский ЦБК», не имеется.

С апелляционной жалобой не согласен истец. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В возражениях указал, что суд обоснованно, с учетом всех имеющихся доказательств, пришел к выводу о том, что в период с 07.07.1992 г. по 31.03.1997 г. он работал полный рабочий день в должности каменщика именно в составе специализированного звена каменщиков комплексной строительной бригады. Данное обстоятельство полностью подтверждается доказательствами, представленными им. Из имеющихся в материалах дела расчетов штата и фонда заработной платы за 1992-1995 г.г. по стройуправлению ОАО «Кондопога» (ранее - ПО «Кондопогабумпром») следует, что в стройуправлении созданы именно комплексные бригады, которые включали в себя рабочих различных профессий, выполняющих весь комплекс строительных работ и взаимосвязанных между собой. При этом из указанных документов явно усматривается, что были предусмотрены доплаты за руководство бригадами, указаны бригады и звенья. Кроме того, указанные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей К.. и Я. которые пояснили в судебном заседании, что в период с 07.07.1992 г. по 31.03.1997 г. работали вместе с К. в стройуправлении ОАО «Кондопога» также в должностях каменщиков. При этом фактически на предприятии были созданы специализированные звенья каменщиков в составе комплексных строительных бригад, которые включали в себя не менее 15 человек, выполняли работы по кладке стен из кирпича, устройству цементных стяжек, иные каменные работы, при этом звено в полном составе одновременно работало только на одном строительном объекте, в звено входили только каменщики и они выполняли работы исключительно по своей специальности.

То обстоятельство, что предприятием не был вынесен приказ о создании специализированной бригады каменщиков в составе комплексной строительной бригады, само по себе не может являться безусловным основанием для отказа в иске, поскольку для гражданина не должны наступать неблагоприятные последствия, влекущие нарушение или умаление его пенсионных прав вследствие ненадлежащего ведения предприятием административной и кадровой работы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 был утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 предусмотрены «каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад» (позиция 2290000а-12680). Ранее действовал Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 пользуются каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Подпунктом «б» п. 11 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда» установлено, что бригадиры, когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены списками, выполняют дополнительные функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии, пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно п. 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В силу п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица – К. не учтены в льготный стаж работы периоды с 07.07.1992 по 31.03.1997, с 01.12.2001 по 28.02.2002, а также донорские дни – 05.03.2002 и 12.04.2002. К..обратился к ответчику с заявлением о проверке сведений и получения разъяснений, почему указанные периоды на зачтены в льготный стаж работы по Списку № 2.

Письмом от 20.12.2019 истцу на обращение даны разъяснения, согласно которых спорные периоды не могут учтены в стаж работы каменщиком, поскольку отсутствуют приказы о создании специализированных бригад каменщиков или звеньев каменщиков в составе строительных бригад.

Из трудовой книжки истца и представленных приказов следует, что К.. 07.07.1992 принят каменщиком второго разряда строительного управления ПО «Кондопогабумпром», 07.09.1992 присвоена квалификация каменщика 3 разряда, 15.10.1992 предприятие преобразовано в АО «Кондопога», 01.04.1997 переведен в специализированную бригаду каменщиков каменщиком 3 разряда строительного управления, 01.03.1998 АО «Кондопога» переименовано в ОАО «Кондопога», 14.03.2000 присвоена смежная профессия стропальщика с правом управления краном, 30.03.2000 присвоена квалификация каменщика 4 разряда специализированной бригады строительного управления, 01.12.2001 – каменщик четвертого разряда строительного управления, 01.03.2002 переведен каменщиком четвертого разряда специализированной бригады каменщиков строительного управления, 06.10.2003 переведен бетонщиком 4 разряда ремонтно-строительного цеха. Согласно распоряжения АО «Кондопога» от 28.01.2002 года в связи с отсутствием больших объемов работ по кирпичной кладке специализированная бригада каменщиков, в которую был включен К.., расформирована 01.12.2001 года.

К. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 17.02.1999.

В период работы истца каменщиком, работы производились несколькими бригадами, самостоятельно каменщики не работали. Отдельных приказов о закреплении конкретного человека в бригаду после формирования бригад не выносилось.

Из архивных справок, копий приказов и лицевых счетов следует, что К. начислялась заработная плата в указанные периоды за работу, в том числе по должности каменщика.

Согласно справке, уточняющий особый характер работы, выданной ОАО «Кондопога» 02.12.2019, К. в период с 01.04.1997 по 30.11.2001 и с 01.03.2002 по 05.10.2003 был занят полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) в ОАО «Кондопога» в строительном управлении по должности каменщика специализированной бригады каменщиков, постоянно работающих на строительстве новых зданий и сооружений, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Из представленных в материалы дела расчетов штата и фонда заработной платы на 1992-1995 год по стройуправлению следует, что в управлении были созданы комплексные бригады, которые включали в своем составе рабочих различных профессий, выполняющих весь комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства (предусмотрены доплаты за руководство бригадой, с 1995 года указаны бригады и звенья).

При этом, при определении права на пенсию по льготным основаниям в соответствии со Списком № 2 от 22.08.1956 (за период работы до 01.01.1992) не требовалось подтверждения постоянной работы в течение полного рабочего дня.

Статьей 9 ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрен порядок сведений представляемых страхователем о застрахованных лицах.

В силу п. 2 и п. 3 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, следующие сведения: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Аналогичные нормы о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости предусматривались и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В подтверждение занятости истца на указанной работе полный рабочий день представлены расчетные листки и копии лицевых счетов, на основании которых судом сделан вывод о выполнении истцом работы в течение полного рабочего дня, поскольку истец в спорные периоды вырабатывал полные смены по количеству часов.

Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что в период с 07.07.1992 по 31.03.1997 года истец работал каменщиком в составе строительной бригады полный рабочий день на строительстве сооружений и других объектов, причем в составе строительной бригады были рабочие разных специальностей, в том числе и каменщики. Судебная коллегия соглашается с данной оценкой совокупности доказательств.

В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

Согласно справке, уточняющий особый характер работы, выданной ОАО «Кондопога» от 02.12.2019 К. с 01.03.2002 по 05.10.2003 был занят полный рабочий день в ОАО «Кондопога» в строительном управлении по должности каменщика специализированной бригады каменщиков. Указанный период включен в льготный стаж ответчиком.

Также правильным судебная коллегия находит вывод суда в той части, что с учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, из которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно представленным сведениям К.. 05.03.2002 и 12.04.2002 предоставлялись донорские дни. В указанные периоды за истцом сохранялось постоянное место работы, выплачивалась заработная плата в полном объеме. В связи с чем, указанные требования о включении названных периодов в льготный стаж также подлежат удовлетворению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

33-990/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Королько Иван Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
Другие
конкурсный управляющий ОАО "Кондопога" Шестакова Олеся Анатольевна.
ОАО "Кондопога"
Кузнецова Асия Леонидовна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Тарасова Раиса Петровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
05.03.2021Передача дела судье
05.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2021Передано в экспедицию
05.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее