УИД26RS0024-01-2021-004057-54

№ 2а – 2149 / 2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 01 ноября 2021 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Душко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Сергиенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 8 по СК к Акаевой Софье Бекмурзаевне о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 8 по СК обратилась в суд с административным иском к Акаевой С.Б. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

В обоснование административного иска указано, что Акаева С.Б. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 8 по СК в качестве налогоплательщика.

В период с 28 февраля 2012 года по 19 ноября 2020 года Акаева С.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Так как Акаева С.Б. являлась индивидуальным предпринимателем, то у налогоплательщика имелась обязанность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС.

В установленные в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Акаевой С.Б. задолженности по налогам и сборам.

Мировым судьей судебного участка № 4 г. Невинномысска Ставропольского края от 22 апреля 2021 года в принятии заявления было отказано.

Просит восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд и принять его к производству.

Просит взыскать с Акаевой С.Б., ИНН №, недоимки:

- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере 17314 рубля, пеня в размере 40,28 рублей;

- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог в размере 78850,09 рублей, пеня в размере 1195,38 рублей;

итого на общую сумму 97399,75 рублей.

В судебное заседание административный истец МИФНС России № 8 по СК не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.

В судебное заседание административный ответчик Акаева С.Б. не явилась, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещена, о причине неявки суд не уведомила.

Согласно ч. 2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в административном деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив представленные материалы административного дела, дав оценку имеющимся в административном деле доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.

В силу п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Из п. 5 ст. 432 НК РФ следует, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 1 и 2 НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ осуществляется налоговыми органами РФ.

С 01 января 2017 года администрированием страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование занимается налоговый орган, а потому в силу подп. 1 п. 1 ст. 419 и ст. 431 НК РФ индивидуальные предприниматели в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца уплачивает страховые взносы в налоговый орган по месту нахождения.

В соответствии с п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимку по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен ст. 432 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик /плательщик сбора, плательщик страховых взносов / уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из материалов административного дела следует, что Акаева С.Б. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 8 по СК в качестве налогоплательщика.

Согласно выписке из ЕГРИП от 10 сентября 2021 года административный ответчик в период с 28 февраля 2012 года по 19 ноября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом, административный ответчик страховые взносы не уплатила в установленный срок.

В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов в адрес налогоплательщика направлены требования:

- от 19 февраля 2018 года № 2439, по сроку уплаты до 13 марта 2018 года, в сумме 27 990 рублей, пени в размере 123,16 рублей,

- от 15 ноября 2018 года № 27242, по сроку уплаты до 25 декабря 2018 года, в сумме пени 147,97 рублей,

- от 17 октября 2018 года № 3952, по сроку уплаты до 06 ноября 2018 года, в сумме 55 рублей, пени 4,76 рублей;

- от 21 января 2019 года № 451, по сроку уплаты до 08 февраля 2019 года в сумме 32 385 рублей, пени в сумме 1440,27 рублей,

- от 15 января 2020 года № 2320, по сроку уплаты до 07 февраля 2020 года, налог в сумме 36238 рублей, пени в сумме 105,70 рублей.

В установленные в требованиях сроки административный ответчик не исполнила обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 г. Невинномысска Ставропольского края от 22 апреля 2021 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Акаевой С.Б. задолженности по обязательным платежам было отказано в связи с тем, что требование не является бесспорным.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно данным в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснениям, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Исходя из вышеприведенного нормативного регулирования, правовое значение для решения вопроса о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд, имеет именно срок истечения требования об уплате обязательного платежа, а не дата вынесения определения об отказе в выдаче судебного приказа.

Учитывая, что сроком исполнения требования 19 февраля 2018 года № 2439 является 13 марта 2018 года, а административное исковое заявление подано в суд общей юрисдикции 21 сентября 2021 года, суд приходит к выводу о пропуске срока налоговым органом для обращения с заявленными административными исковыми требованиями.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

При подаче административного искового заявления налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.

Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения административного дела в судебном заседании на основании исследования и оценки обстоятельств, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока.

Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения; право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 308-0).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст. 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (Определения от 27 марта 2018 года № 611-О, от 17 июля 2018 года № 1695-О).

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не обосновано указанием на наличие уважительных причин. Объективных уважительных причин пропуска срока, подтвержденных допустимыми доказательствами, с бесспорностью свидетельствующими об обстоятельствах, препятствующих своевременному обращению в суд, по административному делу не установлено.

Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ).

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Принимая во внимание, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, оснований для удовлетворения административных исковых требований налогового органа у суда не имеется.

Исходя из этого, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска, так как налоговый орган утратил возможность обращения в суд с административным иском ввиду пропуска срока.

В силу ч. 1 ст.94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2149/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ставрополькому краю
Ответчики
Акаева Софья Бекмурзаевна
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Душко Денис Анатольевич
Дело на сайте суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Подготовка дела (собеседование)
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2021Судебное заседание
01.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее