Гражданское дело № 2-1957/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 27 августа 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Красноярского края Сорокиной <данные изъяты>., действующей на основании доверенности № 85 от 13.07.2015 года, заинтересованного лица - врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу – Ващук <данные изъяты>
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никитина <данные изъяты> об оспаривании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии по Енисейскому району,
УСТАНОВИЛ:
Никитин <данные изъяты>. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии Енисейского района Красноярского края от 26 июня 2015 года о призыве его на военную службу.
Требования мотивировал тем, что указанным заключение он признан годным к военной службе, и решением призывной комиссии от 26 июня 2015 года призван на военную службу.
Полагает, что заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решение призывной комиссии от 26.06.2015 года являются незаконными, так как медицинское освидетельствование проведено в отношении него 29.04.2015 года без изучения врачами-специалистами исследований (общий анализ мочи, крови, ФЛГ, ЭКГ); указанные диагностические мероприятия в отношении него до начала медицинского освидетельствования не проводились, соответственно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать его 29.04.2015 года. Несоблюдение врачами – специалистами и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежавших призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывают сомнения в наличии полномочий на осуществление ими медицинской деятельности и медицинского освидетельствования.
В судебное заседание заявитель Никитин <данные изъяты>. не явился; в ходе досудебной подготовки в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу - Ващук <данные изъяты>. и представитель Военного комиссариата Красноярского края - Сорокина <данные изъяты>. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Никитина <данные изъяты>., считая его необоснованным.
Выслушав заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федерального закона) от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Федерального закона).
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Исходя из данных законоположений, вопросы годности гражданина к определенным категориям военной службы по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 240 и приказом Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Как видно из материалов личного дела призывника Никитина <данные изъяты>. и пояснений врача Ващук <данные изъяты>., призывник Никитин <данные изъяты>. при освидетельствовании 29.04.2015 года жаловался на боли в правом подреберье, отрыжку после приема жирной пищи, в связи с чем, он был направлен на медицинское обследование в Енисейскую районную больницу, был осмотрен узкими врачами-специалистами а также на основании выданных ему направлений Никитиным И<данные изъяты> были пройдены обследования – анализ мочи, крови, флюорографию грудной клетки в 2-х проекциях, электрокардиограмма; 22.06.2015 г. им также была получена консультация врача-энтеролога в КГБУЗ «Краевая клиническая больница»; проведено УЗИ печени, эзофагогастродуоденоскопия, По результатам обследования ему поставлен диагноз - сидром Жильберта, хронический гастрит, холецистит, ремиссия.
26 июня 2015 года врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву призывной комиссией, было вынесено заключение о годности Никитина <данные изъяты>. к военной службе с незначительными ограничениями, с показателем Б-3, на основании которого решением призывной комиссии от 26 июня 2015 года он был призван на военную службу.
Из пояснений представителя военного комиссариата также следует, что после прохождения призывной комиссии по г. Енисейску и Енисейскому району Никитин <данные изъяты>. уклонился от призыва на военную службу, не прибыв для прохождения контрольного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Военного комиссариата Красноярского края и на сборный пункт.
При прохождении медицинского освидетельствования заявитель не представил подтверждающие наличие у него какого-либо заболевания соответствующие медицинские документы. В материалах личного дела призывника отсутствуют медицинские документы, указывающие на наличие у него такой степени заболевания, которая, при определении годности призывника к прохождению военной службы, позволяла бы руководствоваться комиссии иными пунктами ст. 45 Расписания болезней (п.п. "а, б, в"), предусматривающими категории годности к службе «В» и «Д».
Во время рассмотрения дела заявитель не ходатайствовал о дополнительном исследовании состояния его здоровья путем назначения судебной экспертизы с целью подтверждения наличия на момент принятия оспариваемого решения призывной комиссии заболевания, препятствующего призыву на военную службу.
Из личного дела призывника Никитина <данные изъяты>. видно, что ходатайства о проведении независимой военно-врачебной экспертизы в целях опровержения результатов проведенного медицинского освидетельствования им заявлено не было.
Заявитель в порядке пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, не реализовал, и иного заключения независимой военно-врачебной экспертизы призывной комиссии не представил.
Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. N 565, предусмотрено, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Согласно Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. N 574, независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования (пункт 2). Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).
Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (пункт 3).
Таким образом, проверка результатов освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии в случае его оспаривания, осуществляется экспертными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих требования к состоянию здоровья граждан.
Экспертного заключения, которым бы опровергались выводы оспариваемого решения призывной комиссии относительно состояния здоровья заявителем суду не представлено.
Кроме того, пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. N 663", предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Следовательно, Никитин <данные изъяты>. при прохождении медицинского освидетельствования, не был лишен возможности самостоятельно представить медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу, а также оспорить результаты медицинского освидетельствования путем обращения в независимую военно-врачебную экспертизу.
Доводы заявителя о наличии сомнений в компетенции врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врачей-специалистов ничем не подтверждены. Состав призывной комиссии для осуществления призыва граждан на военную службу и направления на альтернативную службу в апреле-июле 2015 года в Енисейском районе утвержден распоряжением Губернатора Красноярского края от 30.03.2015 г. № 140-рг, которым в том числе утверждены врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (Ващук <данные изъяты>. и Скребло <данные изъяты> Основной и дублирующий состав врачей-специалистов и медицинских сестер (являющихся сотрудниками КГБУЗ «Енисейская районная больница») для медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу утверждён распоряжением главы администрации Енисейского района от 30.03.2015 г. № 124-р., в виду чего оснований сомневаться в компетенции врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врачей-специалистов, у суда не имеется.
Кроме того, решение призывной комиссии Енисейского района, вынесенное в отношении Никитина <данные изъяты>. было отменено, как не реализованное в ходе текущего призыва, что подтверждено выпиской из книги протоколов заседания призывной комиссии Красноярского края, представленной в материалы дела представителем Военного комиссариата Красноярского края.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Никитина <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Никитину <данные изъяты> об оспаривании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии по Енисейскому району от 26 июня 2015 года о призыве на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2015 года