Решение по делу № 33-2726/2024 от 15.02.2024

    Судья: Зеброва Л.А.             УИД 42RS0011-01-2023-002827-88
    Докладчик: Чурсина Л.Ю.     Дело № 33-2726/2024; 2-2327/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Кемерово     19 марта 2024 год.

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

    председательствующего: Казачкова В.В.,

    судей: Чурсиной Л.Ю., Вязниковой Л.В.,

    при секретаре: Марченко Ю.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чурсиной Л.Ю.

    апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Томской области

    на заочное решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 05 декабря 2023 года

    по иску Департамента здравоохранения Томской области к Власюк Мария Викторовна о взыскании денежных средств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,

    УСТАНОВИЛА:

Департамент здравоохранения Томской области обратился в суд с исковыми требованиями к Власюк М.В. и просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 523 092 рубля 43 копейки, из которых: 1 465 498 рублей 35 копеек – основной долг; 57 594 рубля 08 копеек - неустойка.

Требования мотивированы тем, что 16.08.2021 ответчик Власюк М.В. обратилась в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом здравоохранения Томской области и Власюк М.В. был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику .

В соответствии с условиями Договора Власюк Мария Викторовна была обязана работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания Договора по основному месту работы в селе <адрес> на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации и трудовым договором, заключенным медицинским работником с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «<адрес> больница», с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденной распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 15.04.2021 №444 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты (программного реестра должностей), на 2021 год».

Департамент здравоохранения Томской области в свою очередь обязался предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного Договором, единовременную компенсационную выплату (далее по тесту - ЕКВ), в размере 2 000 000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Власюк М.В. расторгнут по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, то есть по инициативе работника.

ДД.ММ.ГГГГ исх. Департаментом здравоохранения Томской области по адресу проживания ответчика было направлено для подписания соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении Договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от ДД.ММ.ГГГГ .

Задолженность перед Департаментом здравоохранения Томской области составляет 1 465 498,35 рубля.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Договора ответчик обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 процента от размера части ЕКВ, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым подпункта 2.1.5 Договора. Размер неустойки составляет 57 594,08 руб.

До настоящего времени обязательства по Договору ответчиком не исполнены.

Заочным решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 декабря 2023 года исковые требования Департамента здравоохранения Томской области к Власюк Марии Викторовне удовлетворены частично.

С Власюк Марии Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (документирована паспортом серии ) в пользу Департамента здравоохранения Томской области взысканы денежные средства по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 465 498 рублей 35 копеек.

В удовлетворении в остальной части иска – отказано.

Взыскана с Власюк Марии Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15 527 рублей 49 копеек.

На данное решение суда Департаментом здравоохранения Томской области подана апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда в части отказа во взыскании неустойки.

В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что в соответствии с условиями договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от ДД.ММ.ГГГГ медицинский работник обязан произвести возврат части ЕВК в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора на лицевой счет Департамента.

П. 3.1. Договора предусмотрена ответственность в виде неустойки в размере 0,03% от размера части ЕВК за каждый день просрочки со следующего дня.

    Представитель истца Департамента здравоохранения Томской области, ответчик Власюк М.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, уведомлялись надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

    При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено следующее.

    ДД.ММ.ГГГГ между областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «<адрес> больница» (далее по тексту ОГБУЗ «<адрес> больница») и Власюк Марией Викторовной был заключен трудовой договор , в соответствии с которым Власюк М.В. была принята на работу в ОГБУЗ «<адрес> больница» на должность врача общей практики (семейный врач) на 1,0 ставка (л.д.15-19).

    ДД.ММ.ГГГГ ответчик Власюк М.В. обратилась в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». (л.д.8-9)

    Департамент здравоохранения Томской области и Власюк М.В. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранение» и постановлением Администрации Томской области от 10.04.2018 № 160а «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (л.д. 62) - заключили Договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. (л.д.10-13)

    Согласно условиям Договора, Власюк М.В. предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 2 000 000 рублей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», постановлением Администрации Томской области от 10.04.2018 № 160а «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек». (п.1 Договора)

    В соответствии с пунктами 1 и 2.1.1 Договора Власюк М.В. обязалась работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания Договора по основному месту работы в селе <адрес> на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации и трудовым договором, заключенным медицинским работником с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «<адрес> больница», с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденной распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 15.04.2021 №444 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные компенсационные выплаты (программного реестра должностей), на 2021 год».

    Согласно пунктам 1 и 2.2 Договора Департамент здравоохранения Томской области в свою очередь обязуется в течение 30 календарных дней со дня заключения настоящего договора предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного Договором, единовременную компенсационную выплату в размере 2 000 000 рублей (далее - ЕКВ) путем перечисления средств на банковский счет работника, указанный в договоре.

    В силу пункта 2.1.2 Договора Власюк М.В. обязалась исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106-107 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока Власюк М.В. обязана возвратить часть ЕКВ (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, поступления по дополнительным профессиональным программам, рассчитанную с даты прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду.

    В соответствии с пунктом 2.1.5 Договора медицинский работник обязан произвести возврат части ЕКВ в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора на лицевой счет Департамента.

    В соответствии с заключенным договором Департамент здравоохранения Томской области зачислил на счет Власюк М.В. единовременную компенсационную выплату в размере 2 000 000 рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

    Приказом -л/с от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Власюк М.В. расторгнут. Ответчик уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию на основании пункта 3 часть 1 статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации. (л.д.24)

    Истцом в адрес Власюк М.В. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости подписания соглашения о расторжении Договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной оплаты медицинскому работнику и о возврате части суммы единовременной компенсационной выплаты (лд.23) и к нему для подписания соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении Договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом средств, подлежащих возврату в областной бюджет (л.д.20-21, 22).

    Указанное уведомление и требование об оплате ответчиком оставлены без удовлетворения, соглашение до настоящего времени не подписано, что стало причиной обращения истца в суд.

    Трудовой договор с ответчиком расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника и до истечения пятилетнего срока, установленного договором от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.

    По истечении 30 рабочих дней не позднее ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ + 30 рабочих дней) возврат денежных средств пропорционально неотработанному времени Власюк М.В. не произведен.

    Как следует из искового заявления, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства ответчиком не возвращены.

    Из расчета, представленного Департаментом следует, что задолженность ответчика составляет 1 465 498,35 рублей.

    Сумма задолженности исчислена следующим образом. Расчет основного долга:

    Дата заключения Договора - ДД.ММ.ГГГГ.

    Дата окончания исполнения обязанности Медицинского работника, предусмотренной подпунктом 2.1.1 Договора - ДД.ММ.ГГГГ.

    Дата прекращения трудового договора - ДД.ММ.ГГГГ.

    Общее количество дней, составляющих пятилетний период работы в учреждении - 1 826.

    Количество отработанных дней - 488.

    Количество неотработанных дней - 1 338.

    Сумма полученной ЕКВ (руб.) - 2 000 000,00 руб.

    Сумма средств, подлежащих возврату в областной бюджет (руб.):

    2 000 000,00 / 1 826 х 1 338= 1 465 498,35 руб.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Договора ответчик обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 процента от размера части ЕКВ, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым подпункта 2.1.5 Договора.

    Дата исполнения обязательства по возврату части ЕКВ: не позднее ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ + 30 рабочих дней).

    Расчет неустойки (руб.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (131 день):

    1 465 498,35 х 0,03% х 131 день = 57 594,08.

    Расчет суммы исковых требований (руб.):

    1 465 498,35 + 57 594,08 = 1 523 092,43.

    Разрешая заявленные требования при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхования в Российской Федерации", установив факт невыполнения Власюк М.В. принятых на себя обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от ДД.ММ.ГГГГ отработать не менее пяти лет по основному месту работы в ОГБУЗ «<адрес> больница», признав верным расчет истца, пришел к выводу о взыскании с ответчика представленной единовременной компенсационной выплаты в размере пропорционально неотработанному времени в размере 1 465 498,35 руб.

При этом, разрешая требования истца о взыскании неустойки, суд первой инстанции, исходя из того, что отношения по предоставлению Власюк М.В. меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, пришел к выводу, что требования о взыскании с Власюк М.В. неустойки за пользование бюджетными денежными средствами удовлетворению не подлежит.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и приняты Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.(далее по тексту Правила)

Пунктом 1 Правил определено, что настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее соответственно - субсидии, медицинские работники).

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются в размере 2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 1-2, 5, 9-11 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного постановлением Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ а (лд.62-65).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Решение суда в части удовлетворения требований Департамента здравоохранения Томской области о взыскании с Власюк М.В. единовременной компенсационной выплаты сторонами спора не обжалуется.

Судебная коллегия, проверяя решение суда в обжалуемой части об отказе во взыскании неустойки в пределах доводов апелляционной жалобы, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части, ввиду следующего.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие положения о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений отмечал, что неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу статей 12, 330, 332 и 394 Гражданского кодекса Российской Федерации, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение (определения от 17 июля 2014 г. N 1723-О, от 24 марта 2015 г. N 579-О, от 23 июня 2016 г. N 1376-О).

    Как следует из п. 2.1.3 Договора в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока Власюк М.В. обязана возвратить часть ЕКВ (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, поступления по дополнительным профессиональным программам, рассчитанную с даты прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду.

    В соответствии с пунктом 2.1.5 Договора медицинский работник обязан произвести возврат части ЕКВ в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора на лицевой счет Департамента.

Из п. 3.1 Договора следует, что в случае неисполнения Медицинским работником обязанности, предусмотренной п. 2.1.3, 2.1.4 Договора, Медицинский работник обязуется уплатить в областной бюджет неустойку в размере 0,03 процента от размера части ЕКВ, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного абзацем вторым подпункта 2.1.5 Договора (л.д. 12).

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (здесь и далее Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" приведен в редакции от 24.02.2021, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 23.07.2021) предусмотрено:

Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).

В целях реализации части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 разработан Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ а.

Из данного Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утв. постановлением Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ а следует в п. 9 которого предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении выплаты между медицинским работником и Департаментом заключается договор по форме, утверждаемой Департаментом, предусматривающий определенные обязанности, но и ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, в том числе по возврату единовременной выплаты …

Заключив договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ Власюк М.В. приняла на себя обязательство отработать по основному месту работы в течение пяти лет, а в случае досрочного прекращения трудовых отношений, за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени, а также нести ответственность, предусмотренную п. 3.1 Договора.

В связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда полагает необходимым учесть, что в договоре от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику предусмотрена ответственность сторон (раздел 3) и признает требования Департамента здравоохранения Томской области о взыскании неустойки законными и обоснованными.

Судебной коллегией признается арифметически верным расчет неустойки, произведённый истцом, принимая во внимание, что количество необработанных дней в заявленный истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 131 дней, сумма средств, подлежащих возврату в областной бюджет, составляет 1 465 498,35 руб., взысканию подлежит неустойка в размере 57 594,08 руб. (1 465 498,35 руб. * 0,03% * 131 дн.), в связи с чем требования Департамента о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа во взыскании неустойки, с принятием в отмененной части нового решения о взыскании с Власюк М.В. в пользу Департамента здравоохранения Томской области неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 594,08 руб.

С учетом изменения размера удовлетворенных требований, подлежит изменению размер государственной пошлины.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15 815,46 рублей, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 декабря 2023 года отменить в части отказа во взыскании неустойки.

    В отмененной части принять решение.

    Взыскать с Власюк Марии Викторовны в пользу Департамента здравоохранения Томской области неустойку за период 17.03.2023 по 25.07.2023 в размере 57594,08 рублей.

    Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 декабря 2023 года в части государственной пошлины изменить.

    Взыскать с Власюк Марии Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину 15 815,46 рублей.

    Председательствующий:
        Судьи:     В.В. Казачков          Л.В. Вязникова
        Л.Ю. Чурсина

33-2726/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент здравоохранения Томской области
Ответчики
Власюк Мария Викторовна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Чурсина Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее