Судья Фаррухшина Г.Р. УИД 18RS0003-01-2019-005952-15
Дело № 33-3175/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Гулящих А.В., Нургалиева Э.В.,
при секретаре Маршак Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 19 августа 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе МВД по УР на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 18 февраля 2020 года, которым удовлетворены исковые требования Сураевой Елены Владимировны к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным приказа в части, возложении обязанности включить в расчет выслуги лет спорного периода обучения, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, внести изменения в приказ.
Признан незаконным приказ Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 01.07.2019 за № 473 л/с в части определения размера выслуги лет Сураевой Елене Владимировне в календарном, льготном исчислении и для выплаты единовременного пособия, в части определения выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания.
На Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике возложена обязанность включить в расчет выслуги лет Сураевой Елене Владимировне для назначения пенсии в календарный, льготный и для выплаты единовременного пособия стаж службы (выслугу лет) время ее обучения в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа с 03.09.1994 по 06.03.1997 из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы, с учетом ранее зачтенного в расчет выслуги лет для назначения пенсии периода обучения в Сарапульском авиационном техникуме с 01.09.1990 по 25.02.1994, но не более пяти лет обучения (суммарно).
На Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 04 июля 2019 года.
На Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике возложена обязанность внести изменения в приказ № 473 л/с от 01.07.2019 в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания, определив к выплате истцу единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сураева Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – МВД по УР), которым, с учетом изменения предмета иска, окончательно просила:
- признать незаконным приказ МВД УР от 01.07.2019 за № 473 л/с в части определения размера выслуги лет в календарном, льготном исчислении и для выплаты единовременного пособия, в части определения выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания;
- обязать МВД по УР включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии в календарный, льготный и для выплаты единовременного пособия стаж службы (выслугу лет) время ее обучения в Среднем юридическом колледже с 03.09.1994 по 06.03.1997 (из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы не более пяти лет обучения);
- обязать МВД УР произвести перерасчет пенсии за стаж службы (выслугу лет), начиная с 04.07.2019;
- обязать МВД по УР внести изменения в приказ № 473 л/с от 01.07.2019 в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания, определив к выплате истцу единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания.
В обоснование требований указала, что в 1990 году поступила в Сарапульский авиационный техникум, обучалась на очном отделении по программе среднего профессионального образования по специальности «Производство авиационных приборов, автоматов и электрооборудования», и в 1994 году окончила полный курс названного техникума. Решением Государственной квалификационной комиссии от 25.02.1994 присвоена квалификация техника-технолога, 28.02.1994 выдан Диплом РТ № 649774, Регистрационный № 2186.
После этого, в 1994 году истец поступила в Средний юридический колледж Высшего юридического колледжа, обучалась на очном отделении по программе среднего профессионального образования по специальности «Правоведение» и в 1997 году окончила полный курс названного учебного заведения. Решением Государственной квалификационной комиссии от 05.03.1997 присвоена квалификация Юрист, 06.03.1997 выдан Диплом с отличием ПТ № 615747, Регистрационный № 0000276.
Обучение в Сарапульском авиационном техникуме и в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа относится к очной форме обучения в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования с завершенным освоением данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования.
19.11.2001 истец согласно Приказу МВД по УР от 06.12.2001 № 407 л/с была трудоустроена на службу в органы внутренних дел – МВД по УР. С момента трудоустройства истец проходила службу в органах внутренних дел.
03.07.2019 в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно Приказу МВД УР от 01.07.2019 № 473 л/с, с истцом расторгнут контракт, истец уволена со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию за выслугу лет.
При этом, служба в органах внутренних дел составила 17 лет 07 месяцев 14 дней, исходя из произведенных расчетов выслуга лет по состоянию на 03.07.2019 для начисления пенсии составила в календарном исчислении 19 лет 04 месяца 11 дней, в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 04 дня.
Соответственно после увольнения из органов внутренних дел истцу была назначена пенсия за выслугу лет.
При исчислении стажа службы в органах внутренних дел, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, МВД по Удмуртской Республике в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии зачтено время только одного из периодов обучения в гражданских образовательных учреждениях (в Сарапульском авиационном техникуме) в пределах пяти лет. По мнению истца, незаконно, с нарушением ее прав не зачтено время обучения в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа, что противоречит нормам действующего законодательства.
Так же в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходя из неверно исчисленного стажа службы в органах внутренних дел, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, с учтенным только одним периодом обучения в гражданском вузе в пределах пяти лет, и вместо причитающихся семи окладов истцу не выплачено единовременное пособие при увольнении только в размере двух окладов денежного содержания.
Исходя из норм действующего законодательства считает, что в выслугу лет для назначения ей пенсии подлежит включению время обучения до поступления на службу в органы внутренних лет в обеих образовательных организациях среднего профессионального образования в Сарапульском авиационном техникуме и в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа, в общей сумме времени обучения не более пяти лет, с исчислением два месяца учебы за один месяц службы. И кроме того, исходя из этого с учетом надлежащего исчисления стажа службы в органах внутренних дел, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, с учтенными обоими периодами обучения в гражданских вузах, ей дополнительно к выплаченным двум окладам, подлежит выплата единовременного пособия при увольнении в размере пяти окладов денежного содержания.
Истец Сураева Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом изменения предмета иска, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по УР - Самоволькина И.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому МВД по УР считает исковые требования Сураевой Е.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что действующим законодательством предусмотрена возможность включения времени обучения до поступления на службу в органы внутренних лет только в одной образовательной организации среднего профессионального образования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МВД по УР просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом ссылается на следующие обстоятельства.
Законодательством предусмотрено альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел времени их обучения до поступления на службу (среднее профессиональное образование или высшее образование).
Считает, что аналогичная позиция должна применяться и при зачете в выслугу лет для назначения пенсии периодов обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования в тех случаях, когда сотрудник обучался два и более раза. Иное толкование привело бы к неравенству сотрудников перед законом.
В возражениях на апелляционную жалобу Сураева Е.В. выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В суде апелляционной инстанции представитель Сураевой Е.В. – Чухланцев В.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, представитель МВД по УР - Волынина Ю.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие Сураевой Е.В., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, представившей заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Сураева Е.В. проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях с 19.11.2001.
Приказом министра МВД по Удмуртской Респуюлике от 01.07.2019 № 473 л/с Сураева Е.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 03.06.2019, на момент увольнения состояла в должности старшего следователя по особо важным делам отдела по расследованию организованной преступной деятельности (на правах управления) Следственного управления МВД по Удмуртской Республике.
В соответствии с приказом № 473 л/с от 01.07.2019 выслуга лет у истца Сураевой Е.В. на момент увольнения по состоянию на 03.07.2019 составила:
- в календарном исчислении 19 лет 04 месяца 11 дней,
- в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 04 дня,
- для выплаты единовременного пособия - 19 лет 04 месяца 11 дней.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что истец до поступления на службу в органы внутренних дел получила два средних профессиональных образования, обучалась по очной форме обучения в периоды:
- с 01.09.1990 по 25.02.1994 в Сарапульском авиационном техникуме,
- с 03.09.1994 по 01.09.1997 в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа.
Представленный истцом в суд диплом серии РТ № 649774 от 28.02.1994 (регистрационный № 2186) свидетельствует о том, что Сураева Е.В. в 1990 году поступила в Сарапульский авиационный техникум и в 1994 году окончила полный курс названного техникума по специальности производство авиационных приборов, автоматов и электрооборудования. Решением государственной комиссии от 25.02.1994 присвоена квалификация техника-технолога.
Период обучения истца с 01.09.1990 по 25.02.1994 в Сарапульском авиационном техникуме включен ответчиком в расчет выслуги лет (в календарном исчислении в размере 1 год 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении – 1 год 08 месяцев 27 дней), что подтверждается расчетом выслуги лет от 03.07.2019.
Диплом с отличием серии ПТ № 615747 от 06.03.1997 (регистрационный № 0000276) подтверждает, что Козлова Е.В. в 1994 году поступила в Средний юридический колледж Высшего юридического колледжа и в 1997 году окончила полный курс названного учебного заведения по специальности Правоведение. Решением государственной квалификационной комиссии от 05.03.1997 ей присвоена квалификация юрист.
Смена фамилии истца с «Козлова» на «Сураева» подтверждается свидетельством о перемене имени от 26.01.2007 и свидетельством о расторжении брака от 31.01.2007.
Архивная справка Высшего юридического колледжа № 30/01-23 от 23.01.2020 подтверждает, что Козлова Е.В. действительно обучалась в Высшем юридическом колледже по специальности «Правоведение», на очной форме обучения с 03.09.1994 (приказ о зачислении от 03.08.1994 № 41/03-04) по 06.03.1997 (приказ об отчислении в связи с окончанием обучения от 06.03.1997 № 691а/01-04). Выдан диплом о среднем профессиональном образовании: регистрационный № 0000275 серия и номер диплома ПТ 615747 от 06.03.1997. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 05.03.1997 присвоена квалификация «Юрист».
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Техникум «Высший юридический колледж: экономика, финансы, служба безопасности (НОУ СПО «Высший юридический колледж: экономика, финансы, служба безопасности (Высший юридический колледж) с 17.09.2015.
Период обучения по очной форме обучения с 03.09.1994 по 01.09.1997 в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа ответчиком не включен в выслугу лет, с чем истец Сураева Е.В. не согласилась и 18.12.2019 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет и перерасчете пенсии и выплате единовременного социального пособия.
10.01.2020 ответчиком МВД по УР дан ответ на обращение истца Сураевой Е.В., в котором в удовлетворении заявления Сураевой Е.В. отказано.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по делу не оспариваются.
Разрешая спор, суд руководствовался Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», «Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», установленным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что буквальное толкование норм Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 позволяет прийти к выводу о том, что в законе отсутствует запрет на включение в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел периодов их учебы до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях - в двух образовательных учреждениях (организациях) - количеством этих образовательных учреждений, а лишь определяет продолжительность времени их обучения в образовательных организациях - в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.
Поэтому суд пришел к выводу, что наряду с включенным ответчиком периодом обучения в Сарапульском авиационном техникуме, спорный период обучения истца в Среднем юридическом колледже Высшего юридического колледжа с 03.09.1994 по 06.03.1997 также подлежит включению в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета два месяца обучения за один месяц службы с учетом ранее зачтенного ответчиком в расчет выслуги лет для назначения пенсии периода обучения в Сарапульском авиационном техникуме с 01.09.1990 по 25.02.1994, но не более пяти лет обучения (суммарно).
С учетом включения спорного периода в стаж для назначения пенсии, приказ МВД по УР от 01.07.2019 № 473 л/с в части определения размера выслуги лет истца в календарном, в льготном исчислении и для выплаты единовременного пособия суд признал незаконным. В связи с этим, с учетом включения ответчиком в стаж для назначения пенсии спорного периода, суд пришел к выводу, что надлежит внести в оспариваемый приказ № 473 л/с от 01.07.2019 соответствующие изменения в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания, определив к выплате истцу единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания.
Нарушенное право истца подлежит судебной защите путем возложения на ответчика МВД по УР обязанности внести в оспариваемый истцом приказ соответствующие изменения с учетом включения спорного периода в стаж для назначения пенсии за выслугу лет и соответственно определить подлежащий выплате размер единовременного пособия при увольнении, и произвести перерасчет пенсии истца за стаж службы (выслугу лет), начиная с 04.07.2019.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 N342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1) (в редакции, действовавшей на момент увольнения Сураевой Е.В. со службы 03.07.2019) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей)
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Сураевой Е.В. со службы 03.07.2019) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование) (аналогичная позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 75-КГ16-6).
Анализ положений абз.4 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 позволяет сделать вывод о том, что в том случае, если у сотрудника органов внутренних дел до поступления на службу имелось время обучения как в гражданском высшем образовательном учреждении, так и в среднем специальном образовательном учреждении, то в выслугу лет для назначения пенсии такому сотруднику засчитывался один из периодов обучения в гражданских образовательных учреждениях (высшем либо среднем специальном) в пределах 5 лет. При этом время обучения подлежало включению в выслугу лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Аналогичный подход изложен в ответе на вопрос 20 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 06.10.2004 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года".
Абзацем 4 пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 и пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ предусмотрено, что время обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования засчитывается в стаж службы не более пяти лет.
Указанное время обучения сотрудника, подлежащее включению в стаж службы ограничен пятью годами, что не превышает срок получения только одного среднего профессионального образования или одного высшего образования, а не двух или нескольких указанных образований как по отдельности так и совместно.
Так постановлением ЦК КПСС и СМ ССР от 21.05.1964 N 499 (утратил силу на территории Российской Федерации с 21.02.2020 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 80), устанавливались сроки очного обучения в средних специальных учебных заведениях по группам специальностей, которые составляли в зависимости от группы специальности от 3 лет до 4 лет и сроки очного обучения в высших учебных заведениях по группам специальностей, которые в зависимости от группы специальности составляли от 4 лет до 5 лет 6 месяцев.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляли: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года, для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет, для получения квалификации (степени) "магистр" - два года (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (утратил силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
В настоящее время также установлены сроки для получения высшего образования. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра - четыре года, диплома магистра - два года (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943;п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм связанных с зачетом в выслугу лет сотрудника органов внутренних дел периода обучения можно сделать следующие выводы: в выслугу лет сотруднику органов внутренних дел засчитывается один из периодов обучения до поступления на службу в гражданских образовательных учреждениях высшем либо среднем профессиональном в пределах 5 лет, и не допускается засчитывать совместно обучение в высшем и среднем профессиональном образовательном учреждении в пределах 5 лет; зачет в выслугу лет указанных периодов обучения является льготным, позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование); установленный срок обучения засчитывается в пределах 5 лет, в течение которого сотрудник может получить только одно среднее профессиональное или одно высшее образование.
В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу, что абз.4 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 и пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ предусмотрена возможность зачета в выслугу лет только одного периода обучения, то есть в одном высшем или в одном среднем профессиональном образовательном учреждении не зависимо от количества периодов обучения. При обучении сотрудника органов внутренних дел в двух или нескольких средних профессиональных образовательных учреждениях необходимо включать в выслугу лет период обучения только в одном из этих учреждений.
Иное толкование нарушало бы права тех сотрудников, которые повышали свой образовательный уровень, получая среднее профессиональное и высшее образование, обучаясь в каждом учреждении менее 5 лет, которым засчитывается в выслугу лет лишь один из указанных периодов обучения не допуская их суммирование до 5 лет, по сравнению с теми сотрудниками, которые не повышали свой образовательный уровень, а получали образование одного уровня в нескольких средних профессиональных образовательных учреждениях, обучаясь в каждом учреждении менее 5 лет и которым бы засчитывался в выслугу период обучения в обоих средних профессиональных образовательных учреждениях в пределах 5 лет.
При этом толкование указанных норм, данное судом первой инстанции сводится к тому, что буквальное толкование норм Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, позволяет прийти к выводу о том, что в законе отсутствует запрет на включение в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел периодов их учебы до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях - в двух образовательных учреждениях (организациях) - количеством этих образовательных учреждений, а лишь определяет продолжительность времени их обучения в образовательных организациях - в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.
Толкование нормы, данное судом первой инстанции, противоречит смыслу, установленному указанными нормами, которое не допускает зачет нескольких периодов обучения даже при повышении своего образовательного уровня, то есть получение среднего профессионального и высшего образования.
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") вместо понятия среднего специального образования введено понятие среднего профессионального образования (статьи 9, 23 этого закона).
Пунктом 3 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" среднее профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Поэтому периоды обучения истца на очных формах обучения с 01.09.1990 по 25.02.1994 в Сарапульском авиационном техникуме по специальности «Производство авиационных приборов, автоматов и электрооборудования» и с 03.09.1994 по 06.03.1997 в Высшем юридическом колледже по специальности «Правоведение», относятся к получению среднего профессионального образования по программе специалиста среднего звена, что следует и из Приказа Госкомвуза РФ от 24.06.1994 N 623 "О введении нового классификатора специальностей среднего профессионального образования". Таким образом, истец получила два средних профессиональных образования, период обучения только в одном из них подлежит включению в выслугу лет.
Так как период обучения истца в Сарапульском авиационном техникуме включен ответчиком в расчет выслуги лет (в календарном исчислении в размере 1 год 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении – 1 год 08 месяцев 27 дней), что подтверждается расчетом выслуги лет от 03.07.2019, то основания для включения в расчет выслуги лет периода обучения истца в Высшем юридическом колледже по специальности «Правоведение» отсутствуют.
Поскольку единственным основанием для признания незаконным приказа МВД по УР от 01.07.2019 за № 47 л/ч в части определения размера выслуги лет является невключение в выслугу лет периода обучения в Высшем юридическом колледже, то оснований для признания данного приказа в указанной части незаконным не имеется.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Поскольку общая продолжительность службы истца составляет 19 лет 04 месяца 11 дней, то оснований для выплаты единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания не имеется. В связи с тем, что общая продолжительность службы в органах внутренних дел у истца составляет менее 20 лет, то ей правомерно выплачено пособие в размере двух окладов денежного содержания,
Следовательно, оснований для признания незаконным приказа МВД по УР от 01.07.2019 за № 47 л/ч в части определения выплаты единовременного пособия при увольнении в размере двух окладов не имеется.
Поскольку период обучения истца Высшем юридическом колледже не подлежит включению в выслугу лет, то отсутствуют основания и для удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
По делу необходимо принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сураевой Е.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 18 февраля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сураевой Е.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным приказа в части определения размера выслуги лет и определения выплаты единовременного пособия при увольнении, возложении обязанности включить в расчет выслуги лет периода обучения, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, внести изменения в приказ отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий А.В. Солоняк
Судьи А.В. Гулящих
Э.В. Нургалиев