Решение по делу № 33-2720/2024 от 04.07.2024

Судья Федько Н.В.             Дело № 33-2720/2024 (№ 2-1118/2024)

УИД № 58RS0030-01-2024-001908-96

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2024 г.                                     г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Бурдюговского О.В.,

судей Богатова О.В., Герасимовой А.А.,

при ведении протокола секретарем Барыкиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Герасимовой А.А. дело по исковому заявлению Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей по апелляционной жалобе Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 17.05.2024, которым постановлено:

иск Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее ОД «АППО») обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 22.02.2024 уведомило ООО «Контур» по ОЖФ о предстоящей проверке сайта ГИС ЖКХ. 18.03.2024 ОД «АППО» провело общественный контроль по вопросу размещения информации в государственной информационной системе ЖКХ (далее ГИС ЖКХ) в отношении ответчика, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу <адрес>, в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, использование общего имущества многоквартирного дома, о капитальном ремонте многоквартирного дома, о проведенных общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома, отчет по управлению многоквартирным домом за 2023 год. На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием устранить выявленные нарушения согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг». До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, что нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, и права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ООО «Контур» по ОЖФ, могут изменяться, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений многоквартирного дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с чем ОД «АППО» вынуждено обратиться в суд с настоящим иском за защитой неопределенного круга лиц, чтобы не допустить массовое нарушение прав граждан.

На основании изложенного истец просил суд признать действия ответчика ООО «Контур» по ОЖФ противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» - официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, актуальные данные площадей помещений многоквартирного дома, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, использование общего имущества многоквартирного дома, о капитальном ремонте многоквартирного дома, о проведенных общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу ОД «АППО» понесенные расходы в размере 20000 руб.

Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ОД «АППО» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает необоснованной ссылку суда на несоблюдение правил проведения проверки, поскольку нормы Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При проведении общественного контроля ОД «АППО» руководствовалось ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите право потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Факт нарушений, допущенных ответчиком, были подтверждены представленными суду снимками экранов, которые являются надлежащими доказательствами по смыслу требований ст.ст. 55, 71 ГПК РФ. Однако судом должная оценка данным доказательствам не дана. Ссылается на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 № 1-11/11-4985, согласно которому УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за неразмещение которой предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) определено, что государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 (зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2016 № 42350).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Контур» по ОЖФ осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

18.03.2024 ОД «АППО» была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ.

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 18.03.2024 был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем ОД «АППО», согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, использование общего имущества многоквартирного дома, о капитальном ремонте многоквартирного дома, о проведенных общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома, отчет по управлению многоквартирным домом за 2023 год.

Истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.

11.04.2024 экспертом ЯСА, который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля, содержащая выводы о нарушении ответчиком требований п.п. 14, 21, 24, 25, 42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественного контроля.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля (далее Правила).

Согласно п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.

В соответствии с п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.

Согласно п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.

Из п. 6 Правил следует, что решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети интернет, а с 01.07.2017 - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п.п. 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети интернет, а с 01.07.2017 - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Суд, проанализировав вышеприведенные нормы и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии проведенной проверки требованиям, предъявляемым к ней, нарушении порядка ее проведения.

В нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; сведения об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети интернет, а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом, отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, судом было установлено, что обязанность по обеспечинию размещения в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной п.п. 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ, ООО «Контур» по ОЖФ исполняется надлежащим образом.

Так, представителем ответчика представлены скриншоты с сайта ГИС ЖКХ, из содержания которых следует, что информация, предусмотренная ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ, а именно: серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, конструктивные элементы многоквартирного дома, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, использование общего имущества многоквартирного дома, о капитальном ремонте многоквартирного дома, сведения о проведении собрания собственников помещений по выбору управляющей организации, отчет по управлению многоквартирного дома за 2023 год, размещена. Официальный сайт у ООО «Контур» по ОЖФ отсутствует, поэтому на него не может быть ссылки. Единственным участником ООО «Контур» по ОЖФ является физическое лицо, поэтому невозможно размещение информации о доле участия в уставном капитале. Дом оборудован газовыми колонками, поэтому не может быть размещена информация о типе системы горячего водоснабжения. Поскольку ООО «Контур» по ОЖФ не является членом саморегулируемой организацией, информация, предусмотренная п. 39 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ о членстве товарищества в саморегулируемой организации, не может быть размещена в отношении данного дома, что соответствует положениям приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (раздел 10, п. 1.13) (далее Приказ № 74/114/пр) во взаимосвязи с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 135-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Размещение информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома не относится к обязанности ответчика, поскольку в силу положений пп. 2 п. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ информацию, предусмотренную п. 14 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона в системе размещают органы местного самоуправления; при этом на текущую дату энергетическое обследование дома не проводилось, класс энергетической эффективности не установлен, т.к. согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. В связи с тем, что многоквартирный дом находится на общем счете регионального оператора – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, что отражено в реестре сведений по капитальному ремонту в личном кабинете ООО «Контур» по ОЖФ в системе ГИС ЖКХ, т.е. управляющая компания не является владельцем специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта, то у ответчика в силу п. 11 раздела 10 Приказа № 74/114/пр отсутствует обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации о капитальном ремонте. В системе ГИС ЖКХ размещена информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, отчет по управлению МКД.

Довод жалобы о неприменении к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку нормами данного Федерального закона суд при разрешении настоящего спора не руководствовался.

Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 № 1-11/11-4985, а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Первомайского районного суда г. Пензы от 17.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.08.2024.

33-2720/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ОД Ассоциация потребителей Пензенской области
Ответчики
ООО Контур по ОЖФ
Другие
Министерство ЖКХ и гражданской защиты населения Пензенской области
Суд
Пензенский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
04.07.2024Передача дела судье
30.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Передано в экспедицию
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее