Дело № 2а-240/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2020 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Дмитриевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области вв, судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области ви, судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области пс, ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 14 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
установил:
ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (далее ООО «СААБ») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области вв УФССП России по Смоленской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, указав, что <дата> судебным приставом - исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому району УФССП России по Смоленской области 3 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ № <номер> «Об исполнительном производстве» принято постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № <номер>-ИП от <дата>, возбужденного на основании исполнительного документа - судебного приказа № <номер> от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № <номер> <адрес> о взыскании задолженности в размере 23090,14 руб. с должника ов в пользу взыскателя ООО «СААБ». На момент обращения в суд исполнительный документ № <номер> от <дата> в отношении должника ов в адрес взыскателя не поступал, в связи с чем ООО «СААБ» лишено возможности дальнейшего предъявления исполнительного документа к исполнению. Полагает, что судебным приставом-исполнителем в нарушение Федерального закона № <номер> не направлена взыскателю в установленный законом срок исполнительный документ и копия постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП. Тем самым, административный ответчик своим бездействием нарушает право OOО «CAАБ», как взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению и право на своевременное и полное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст. 2 и ч. 4 ст. 46 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, тем самым в соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. Просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому району УФССП России по Смоленской области 3, выраженное в не соблюдении установленного ч. 6 ст. 47 ФЗ № <номер> «Об исполнительном производстве» срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства № <номер> с оригиналом исполнительного документа № <номер> взыскателю после его вынесения, незаконным; в целях восстановления нарушенных прав административного истца, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому району УФССП России по Смоленской области 3 направить в адрес ООО «СААБ» оригинал исполнительного документа № <номер> от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № <номер> 7 <адрес> 7 <адрес> с копией постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП; в случае невозможности направления исполнительного документа в адрес взыскателя (ввиду его утраты), обязать Управление ФССП Росси по Смоленской области организовать работу по его восстановлению в соответствии с Приказом ФССП РФ от <дата> № <номер>. Также указал, что в случае увольнения административного ответчика с государственной гражданской службы или передачи его полномочий другому судебному приставу-исполнителю в соответствии с КАС РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № <номер> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в исполнительного производства» просит заменить его надлежащим ответчиком.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены - судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 4, судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 5, ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области, старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 2.
Представитель административного истца – ООО «СААБ» в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, при подаче административного иска заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 3, судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 4, судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 5, старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 2 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляли.
Представители ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица – Управление Минюста России по Смоленской области, ов в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В порядке ст. 360 КАС РФ ч. 1 ст. 121 ФЗ от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в судебном в порядке.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226 и 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
На основании ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. При этом решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями (ч. 1 ст. 14 Федерального закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (п.8 ст.30 указанного Закона)
Согласно ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме, в том числе, указать способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.
В силу ст.12 Федерального закона от <дата> N 118-ФЗ (ред. от <дата>) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указанное обстоятельство является основанием для окончания исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 названного Федерального закона, копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Из представленной административным ответчиком - ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области сводки по исполнительному производству от <дата> следует. что <дата> в Службу поступил исполнительный документ – судебный приказ № <номер> от <дата> по делу № <номер> от <дата>, выданный мировым судьей судебного участка № <номер> о взыскании с должника ов в пользу взыскателя ООО «СААБ» задолженности по кредитному договору в размере 22650 рублей 38 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 439 рублей 76 копеек. <дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 7 В.И. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № <номер>-ИП. В ходе исполнительных действий судебным приставом-исполнителем 7 В.И. осуществлены запросы о наличии у должника денежных средств и иного имущества, вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника.
<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 5 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП, возбужденного <дата>, и возвращении исполнительного документа взыскателю, на основании п.3.ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47, ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно указанного постановления по состоянию на <дата> задолженность по исполнительному производству составляет 23090,14, сумма взысканная по исполнительному производству составляет - 0 рублей.
Суд отмечает, что <дата> является нерабочим днем – суббота, то есть постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю вынесено судебным приставом-исполнителем в нерабочий день, что противоречит нормам действующего законодательства.
Заявляя исковые требования, административный истец ссылается, что на момент обращения в суд, судебным приставом-исполнителем исполнительный документ и копия постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя не направлены, что лишает взыскателя права на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению и право на своевременное и полное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административными ответчиками в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 62 КАС РФ – надлежащих доказательств направления в адрес ООО "СААБ" копии постановления об окончании исполнительного производства и оригиналов исполнительных документов, а также сведений о получении взыскателем указанных документов не представлено, право судом неоднократно предоставлялось.
Представленный в материалы дела реестр простых почтовых отправлений со штампом почтового отделения от <дата> о направлении ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области в адрес ООО «СААБ» почтовой корреспонденции простым почтовым отправлением, не является доказательством подтверждающим направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства, а также подлинника исполнительного документа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не представлено доказательств о направлении в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа.
Кроме того, согласно представленным документам постановление об окончании исполнительного производства вынесено в нерабочий день – <дата>, и направлено по сведениям, представленным ответчиком, только на восьмой рабочий день в адрес взыскателя, что противоречит Федеральному закону «Об исполнительном производстве».
Как указывалось выше доказательств о получении взыскателем указанных документов административными ответчиками не представлено.
Учитывая, что предметом спорных правоотношений является бездействия судебных приставов-исполнителей, выразившихся в неисполнении предусмотренной законом обязанности направления копий постановлений в адрес взыскателя, а также, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение, длительное не направление в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа, что нарушает право взыскателя по исполнительному производству на своевременное обжалование указанных постановлений, а также право на повторное, в соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предъявление исполнительных документов к исполнению, суд находит требования истца в данной части обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 5 которым вынесено постановление от <дата>, допущено бездействие, выразившееся в не соблюдении установленного ч. 6 ст. 47 ФЗ № <номер> «Об исполнительном производстве» срока направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП от <дата> и подлинника исполнительного документа № <номер>.
Согласно ч.2 ст.10 Федерального закона от <дата> N 118-ФЗ (ред. от <дата>) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав в том числе: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании приведенной нормы права суд находит возможным возложить на старшего судебного пристава ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области обязанность принять меры по устранению допущенного нарушения, возвратить исполнительный документ взыскателю, а также направить копию постановления об окончании исполнительного производства.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом не установлено бездействий судебных приставов-исполнителей ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 3 и 7 В.И. в не соблюдении установленного ч. 6 ст. 47 ФЗ № <номер> «Об исполнительном производстве» срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП с оригиналом исполнительного документа № <номер> взыскателю, в связи с чем требования к указанным ответчикам суд находит не подлежащими удовлетворению.
Также суд отмечает, что в силу положений ст.430 ГПК РФ в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Таким образом, в случае утраты подлинника судебного приказа, при пересылке, взыскатель также не лишен права обратиться к мировому судье судебного участка № <номер> <адрес> с заявлением о выдачи дубликата исполнительного документа.
На основании изложенного, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 3, судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 4 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя – отказать.
Исковые требования ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 5, ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области 2 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя – удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по 7, Кардымовскому и <адрес>м УФССП России по 7 <адрес> 5 выраженное в несоблюдении срока направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП и подлинника исполнительного документа № <номер>.
Возложить на старшего судебного пристава ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и Краснинскому районам УФССП России по Смоленской области обязанность принять меры по устранению допущенного нарушения, возвратить оригинал исполнительного документа № <номер> от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № <номер> <адрес> взыскателю - ООО «СААБ», с копией постановления об окончании исполнительного производства № <номер>-ИП.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Б.Стеблева
полный текст решения изготовлен 19.02.2020