Решение по делу № 2-2393/2024 от 28.05.2024

КОПИЯ

16RS0-56

    Альметьевский ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    423455, <адрес>

    тел.:(8553) 22-79-01 факс:(8553) 33-54-30,

    https://almetevsky-tat.sudrf.ru, e-mail: almetevsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 июня 2024 года

<адрес>                             Дело

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гафоровой Л.Ф.,

при секретаре судебного заседания Хакимовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махиановой Г.А. к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании факта владения и пользования нежилым зданием, включении нежилого здания в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Махианова Г.А. обратилась с иском к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании факта владения и пользования нежилым зданием за умершим, включении нежилого здания в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Махианов А.А., после смерти которого открылось наследство, состоящее нежилого здания - зерносклада, инвентарный , литер «В», расположенный по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, зд.22/4.

С 2001 года до дня смерти Махиянов А.А. являлся индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского хозяйства и его единственным участником.

ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи имущества производственным кооперативом «Фрунзе» в связи с реорганизацией в фермерское хозяйство Махианову А.А. было передано в безвозмездное пользование нежилое здание зерносклад, 1970 года постройки. Указанное имущество передано Махианову А.А. на основании решения общего собрания пайщиков производственного кооператива «Фрунзе», оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым фермерским хозяйствам передавалась в собственность техника за счет имущественных паев фермеров и членов их семей. С момента подписания акта приема-передачи и до дня своей смерти Махианов А.А. владел и пользовался зерноскладом, однако при жизни Махианова А.А. переход права собственности на указанный объект недвижимости не был зарегистрирован.

На основании изложенного, просит признать факт владения и пользования нежилым зданием зерносклад, инвентарный , литер «В», расположенное по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, зд.22/4 Махиановым А.А.; включить нежилое здание зерносклад, инвентарный , литер «В», расположенное по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, зд.22/4, в наследственную массу, открывшуюся со смертью Махианова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за Махиановой Г.А. право собственности на нежилое здание зерносклад, инвентарный , литер «В», расположенное по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, зд.22/4, в порядке наследования после смерти Махианова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан исковые требования не признал.

В судебном заседании представитель ответчика Сулеевского сельского исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не явился, извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав представителя ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Кроме того признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц, причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.

Как разъяснено в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что отец истца Махианов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки, выданной нотариусом Низамовой Д.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Махианова Г.А. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу после смерти Махианова А.А.

Махианов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП ).

Согласно выписки из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания пайщиков производственного кооператива «Фрунзе» Альметьевского <адрес> правление постановило передать зерносклады с земельными участками фермерским хозяйствам за счет имущественных паев фермеров и членов их семей.

На основании акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ производственный кооператив «Фрунзе» в лице председателя Маннанова З.Х., также члены внутрихозяйственной комиссии по приватизации земель и имущественных паев ПК «Фрунзе» в лице Милаева Ш.М., Хурамшина Н.С., Сайфуллина Ш.М., Махианова А.А., действующего на основании общего собрания ПК «Фрунзе» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией в фермерские хозяйства с одной стороны передал Махианову А.А. зерносклад, 1970 года выпуска, инвентарный

Производственный кооператив «Фрунзе» (ИНН 1607002681) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Согласно техническому плану зерносклад расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес>, Альметьевский муниципальный район, <адрес>, зерносклад , год постройки определен как 1970г.

Распоряжением Сулеевского сельского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером и расположенному на нем зерноскладу присвоен адрес: <адрес>, Альметьевский <адрес>, Сулеевское сельское поселение», <адрес>, зд.22/4.

В справке Сулеевского сельского исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с 2001 по 2020 гг., зерноскладом, расположенным по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, Сулеевское сельское поселение», <адрес>, зд.22/4, пользовался отец истца Махианов А.А.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Махианов А.А., при жизни добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным спорным недвижимым имуществом более 15 лет, а значит приобрел на него право в силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, за истцом, как за наследником первой очереди, подлежит признанию право собственности на данное имущество в порядке наследования.

С учетом изложенного, иск Махиановой Г.А. о признании права собственности на здание зерносклада в порядке наследования суд полагает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом требование о признании факта владения и пользования нежилым зданием, суд расценивает как основание к признанию права собственности и полагает его излишне заявленным. Кроме всего прочего, признание права на недвижимое имущество за умершим противоречит основам гражданского законодательства и удовлетворению не подлежит.

Суд также не находит оснований к удовлетворению иска о включении нежилого здания в наследственную массу, поскольку имущество подлежит включению в наследственную массу в течение шести месяцев после смерти наследодателя. В данном случае признание права является достаточным и надлежащим способом защиты наследственных прав истца.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Махиановой Г.А. к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Сулеевского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании факта владения и пользования нежилым зданием, включении нежилого здания в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить частично.

Признать за Махиановой Г.А.) право собственности на нежилое здание зерносклад, инвентарный , литер «В», расположенное по адресу: <адрес>, Альметьевский <адрес>, зд.22/4, в порядке наследования после смерти Махианова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований Махиановой Г.А. к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Сулеевского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан              (подпись)                      Гафорова Л.Ф.

Копия верна.

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан                                                    Гафорова Л.Ф.

Решение вступило в законную силу «___» _____________2024 года

Судья

2-2393/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Махианова Гулия Азатовна
Ответчики
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Сулеевский сельский исполнительный комитет Сулеевского сельского поселения Альметьевского района РТ
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Гафорова Люция Фагимовна
Дело на странице суда
almetevsky.tat.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее