Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-983/2013 ~ М-629/2013 от 12.02.2013

Дело № 2-983/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2013 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

представителя ответчика Кредитного потребительского кооператива «Кредитно-сберегательный кооператив» Веливанова В.В.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе к Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитно-сберегательный кооператив» о ликвидации кредитного потребительского кооператива, суд

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее по тексту РО ФСФР России в СФО) обратилось в суд с иском к КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» о ликвидации кредитного сберегательного кооператива, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.08.2011г. №717, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. На основании п.2.1.10 Типового положения, п.2.1.10 Положения, Региональное отделение вправе обращаться в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации. В соответствии с ч.3 ст.35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков). В соответствии с ч.4 ст.35 Закона, кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации на основании ч.3 ст.35 Закона о кредитной кооперации, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения данного требования. КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС №4 по Красноярскому краю 28.04.2011 года. В нарушение вышеуказанных требований закона, по результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, РО ФСФР в СФО было установлено, что КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от 14.12.2012 года о невступлении КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов. Таким образом, поскольку КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» нарушаются требования законодательства РФ о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации, следовательно, имеются основания для его ликвидации, в связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.2-6).

Представитель истца Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте судебного заседания (л.д.232,236), в суд не явился из-за отдаленности места нахождения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика Кредитного потребительского кооператива «Кредитно-сберегательный кооператив» Веливанов В.В, действующий на основании Устава (л.д.229-230), в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что знал о необходимости вступления в саморегулируемую организацию, в связи с чем, в 2011 году направлял документы в Москву, однако ответа не получил. Не возражает, чтобы кооператив был ликвидирован.

Исследовав представленные материалы, суд считает исковые требования Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.116 ГК РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.10 Закона, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч.3,4 ст.35 ФЗ от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов.

Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения части 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно письму ФНС от 27.05.2005 г. "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц", решение суда о ликвидации юридического лица является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица. При этом ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании ч.3 ст. 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с ч.1 ст.5 ФЗ от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации», государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется определяемым Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.08.2011г. №717, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п.4 вышеназванного Положения, Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На основании п.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФР России от 11.10.2011г. №11-47/пз-н, территориальным органом ФСФР России является региональное отделение ФСФР России, действующее на территории нескольких субъектов РФ.

Согласно п.1.1 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 27.06.2012г. №12-192/пз (далее – Положение о РО), Региональное отделение ФСФР в СФО является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории р.Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, томской области. Приказом ФСФР России от 26.06.2012г. №12-48/пз-н в перечень территорий, на которых РО ФСФР в СФО осуществляет свою деятельность, были включены также р.Бурятия, р.Тыва, р.Хакасия, Красноярский край, Забайкальский край, Иркутская область (л.д.8-26).

В соответствии с п.3.8 Положения о РО, Региональное отделение является юридическим лицом и выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм законодательства, Региональное отделение вправе обращаться в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Как установлено по делу, Кредитный потребительский кооператив «Кредитно-сберегательный кооператив» зарегистрирован Межрайонной ИФНС №4 по Красноярскому краю 28 апреля 2011 года. Является действующим юридическим лицом (л.д.229-230).

08.11.2011 Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (г. Красноярск) (далее - РО ФСФР в ЦСР) письмом ФСФР России было поручено направить в кредитные потребительские кооперативы, зарегистрированные на территории РО ФСФР в ЦСР и не вступившие в саморегулируемую организацию, письма о представления информации и документов, подтверждающих исполнение ими требований частей 3 и 4 ст. 35 Закона о кредитной кооперации (л.д.32-33).

В рамках реализации данного требования ФСФР России в целях осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов РО ФСФР в ЦСР в адрес КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» было направлено письмо от 14.11.2011, обязывающее КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» в срок не позднее 14 дней с даты получения такого письма представить в РО ФСФР в ЦСР документы и информацию, подтверждающие выполнение требований ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации. Указанное письмо получено КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» 21.11.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении адресату (л.д.34-42).

По состоянию на 14.12.2012 КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» запрашиваемые документы и информация в РО ФСФР в ЦСР не представлены.

На основании приказа ФСФР России от 03.07.2012 № 12-204 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы по финансовым рыкам», принятого в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 501-р, РО ФСФР в ЦСР ликвидировано (10.12.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения). С 01 октября 2012 года РО ФСФР в СФО осуществляет функции в установленной сфере деятельности, в том, числе и на территории, на которой осуществлялись функции в установленной сфере деятельности РО ФСФР в ЦСР (Красноярский край, Республика Хакасия и Республики Тыва).

По результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, РО ФСФР в СФО было установлено, что КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.

Невыполнение с 2011 года ответчиком обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию зафиксировано актом от 14.12.2012 о невступлении КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов (л.д.43), а также представлены реестры членов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов на территории РФ, в которых КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» отсутствует (л.д.51-202).

В судебном заседании представитель ответчика КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» Веливанов В.В. также не оспаривал тот факт, что кооператив до настоящего времени в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов не вступил, признав исковые требования о ликвидации КПК «Кредитно-сберегательный кооператив».

Судом установлено, что КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» нарушено требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах (ч.3 ст.35 Закона о Кредитной кооперации) в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, установлено, что КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.

Таким образом, поскольку судом выявлены грубые нарушения КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» действующего законодательства о потребительских кооперативах, данный факт является основанием в соответствии с п.2 ч.2 ст.61 ГК РФ для принятия решения о ликвидации юридического лица.

Учитывая заявленные истцом требования, обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица КПК «Кредитно-сберегательный кооператив» суд полагает на основании ч.3 ст.61 ГК РФ возложить на учредителя кооператива – Веливанова В.В., установив срок – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе к Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитно-сберегательный кооператив» о ликвидации кредитного потребительского кооператива удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Кредитно-сберегательный кооператив», зарегистрированный Межрайонной ИФНС №4 по Красноярскому краю 28 апреля 2011 года.

Решение суда о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Кредитно-сберегательный кооператив» является основанием для внесения Межрайонной ИФНС №4 по Красноярскому краю записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Обязать Кредитный потребительский кооператив «Кредитно-сберегательный кооператив» провести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, возложив на учредителя кредитного потребительского кооператива в лице Веливанова В.В. обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Кредитно-сберегательный кооператив» в срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Судья подпись Е.П. Матушевская

2-983/2013 ~ М-629/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округа
Ответчики
КПК "Кредитно-сберегательный кооператив"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Матушевская Елена Петровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
12.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2013Передача материалов судье
18.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2013Подготовка дела (собеседование)
25.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2013Судебное заседание
18.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2013Дело оформлено
06.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее