№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Филиповой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3632/22 по исковому заявлению Рассказовой ФИО8 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рассказова Е.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки, мотивировав свои требования тем, что как представитель коренных малочисленных народов Севера встала на очередь для получения жилищной субсидии в рамках программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», при этом добросовестно выполнила все условия данной программы.
<адрес> года истец под надуманным предлогом исключена из очереди в связи с тем, истцу и ее семье выдана квартира по социальному найму.
При расчете нуждаемости подлежит учету жилая площадь занимаемого жилого помещения, что не образует необходимых № кв. метров на человека.
В связи с изложенным, истец просит суд признать незаконным и отменить решение ответчика от <адрес> года исходящий №; признать основания ответчика исключения истца из Списка на получение жилищной субсидии неправомерным; обязать ответчика восстановить истца в очереди со всеми вытекающими правами на получение жилищной субсидии, как представителя коренных малочисленных народов Севера.
В судебное заседание истец, представитель ответчика, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
№ года Рассказова Е.Ю. обратилась в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением на признание участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», при этом указала о том, что проживает по адресу: с№
<адрес> года ОАО «Ипотечное агентство Югры» принято решение о признании Рассказовой Е.Ю. участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года».
Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от № года Рассказова Е.Ю. исключена из Единого списка граждан из числа малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В период с № года АО «Ипотечное агентство Югры» являлось оператором по реализации отдельных подпрограмм Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по улучшению жилищных условий населения автономного округа, в том числе государственной программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
<адрес> года между Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО «Ипотечное агентство Югры» заключен государственный контракт № по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», срок действия которого истек № года.
По вышеназванному государственному контракту исполнитель в лице АО «Ипотечное агентство Югры» приняло на себя обязанность по оказанию и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
Таким образом, с № года АО «Ипотечное агентство Югры» утратило полномочия по реализации государственной программы «Развитие жилищной сферы», указанные полномочия перешли к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 года №368-п утверждена Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года №108-п утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
Согласно ст.3 указанного Порядка, в целях настоящего Порядка нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель: состоящий на учете по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до 1 марта 2005 года; признанный органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 1 марта 2005 года.
В иных случаях нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законодательством в судебном порядке.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Для участия в целевой программе проживающим на территории автономного округа признается гражданин, имеющий постоянное место жительства на территории автономного округа, а в случае временного пребывания - постоянное место работы на территории автономного округа на протяжении 6 месяцев, предшествующих обращению для участия в целевой программе (подпрограмме).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года №408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах», признано утратившим силу Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 года №368-п «Об утверждении Целевой программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
С 01 января 2019 года вступило в силу Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которое прекратило действие Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года №408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах».
Согласно пп.2 п.5 Приложения 16 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий);
В соответствии с п.3 указанного Приложения, к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ года между Администрацией сельского поселения Болчары (наймодатель) и Рассказовой Е.Ю. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилую квартиру, находящуюся в муниципальной собственности общей площадью № кв. метра, в том числе жилой площадью № кв. метра, находящуюся по адресу: № для проживания в ней.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи муж Рассказов В.С., сын Рассказов Е.В., дочь Рассказова К.В.
№ года между Администрацией сельского поселения Болчары (наймодатель) и Рассказовой Е.Ю. (наниматель) заключено соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения, согласно которому договор социального найма жилого помещения №
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с № года Рассказова Е.Ю. не относилась к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Рассказова Е.Ю. и члены ее семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения более № кв. метров на человека.
Умышленные действия истца по ухудшению жилищных условий, в виде расторжения договора социального найма жилого помещения, направлены на возникновение нуждаемости в улучшение жилищных условий, то есть являются злоупотреблением права.
Более того, стороной истца не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий после № года.
В связи с чем оспариваемое решение о снятии Рассказовой Е.Ю. с учета граждан для предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей, принято при наличии соответствующих оснований, заявленные исковые требования не основаны на законе, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░