РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 марта 2018 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., при секретаре Лубсановой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «<данные изъяты>» о признании незаконном установку общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, обязании прекратить начисление платы на общедомовые нужды,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, понуждении прекратить начисление платы на общедомовые нужды.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>11. Ежемесячно АО «<данные изъяты> направляет платежные уведомления по оплате за услугу электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного ПАО «<данные изъяты>». Между тем, свое согласие на установку общедомового прибора учета она, как собственник многоквартирного дома, не давала, в общую долевую собственность жильцов <адрес>, прибор учета электроэнергии не передавался, и не было предоставлено право на обращение в соответствующие организации с предложением заключить договор на установку такого прибора, на участие в согласовании цены договора. АО <данные изъяты>» не заключали с ней договоры энергоснабжения. Органом местного самоуправления не проводился открытый конкурс по отбору управляющей компании. Снятия показаний с общедомового прибора учета производится работниками ПАО «<данные изъяты>» в одностороннем порядке, в отсутствие жильцов дома. Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному работниками администрации МО СП «Кыренское», межведомственная комиссия установила, что двухэтажный многоквартирный дом, в котором она проживает, является пригодным для проживания, но требуется капитальный ремонт. Дом, построен в 1974 году. При установке общедомового прибора учета ответчиками допущено нарушение требований ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 261-ФЗ. Кроме того, расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации и он должен рассчитываться в порядке и на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №. Право требовать плату за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электроэнергию возникает у гарантирующего поставщика в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Поскольку установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена незаконно, то сам расчет стоимости использованной на общедомовые нужды энергии является недействительным. Просит суд удовлетворить исковое заявление.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель АО «<данные изъяты>» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что установка общедомового прибора учета произведена ПАО «<данные изъяты>» в соответствии с действующим законодательством, в связи с показаниями которого, АО «<данные изъяты>» производит начисление. Просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель ПАО «МРСК <данные изъяты>» ФИО4 на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без их участия. Направил письменный отзыв в адрес суда, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1
Представитель МО СП «<данные изъяты>» на судебное заседание не явился, от главы поселения ФИО5 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес> расположенной по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а так же – ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 12 этой же статьи, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до ДД.ММ.ГГГГ, действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе.
Во исполнение требований вышеуказанного закона в доме, где проживает истец, филиалом ОАО «<данные изъяты>» в мае 2013 г. был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. При этом, не предоставлены никакие сведения о том, что на момент установки прибора учета отсутствовала техническая возможность его монтажа.
Таким образом, из представленных доказательств нельзя сделать вывод о незаконности установки вышеуказанного прибора учета электрической энергии, который может быть использован для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. В связи с указанным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к ПАО «<данные изъяты>» о признании незаконным установку общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> РБ, <адрес>.
Что касается требований истца о признании незаконными действий АО «<данные изъяты>» по начислению и взимании платы за электроэнергию на общедомовые нужды в <адрес>, принадлежащей ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об энергоснабжении...» здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МО СП «<данные изъяты>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт обследования двухэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Согласно заключению комиссии: жилой дом пригоден для проживания с условием проведения капитального ремонта.
Данный акт в качестве доказательства того, что техническая возможность монтажа прибора учета отсутствовала, на момент установки общедомового прибора учета, принят быть не может, так как он составлен позднее, однако, принимая во внимание, что жилому дому 14 по <адрес>, требуется капитальный ремонт, нельзя не принимать во внимание указанный факт.
Так, ДД.ММ.ГГГГ указанный дом силами и за счет средств ПАО «<данные изъяты>» оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии, о чем свидетельствует представленный суду АКТ серии Ю № от ДД.ММ.ГГГГ года
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию по данному многоквартирному дому производится по показаниям данного прибора учета.
Согласно 4.1 ст. 13 названного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно этой же норме закона вышеуказанные требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Ссылаясь в исковом заявлении, в том числе, и на указанное ограничение организации учета, истец обоснованно указывает на нарушение ее прав как потребителя, с чем согласен суд.
Законодатель, определяя в части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категорий объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
По смыслу этого документа установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
Однако, как установлено судом, и не опровергнуто стороной ответчика, на момент установки общедомового прибора учета жилой дом, в котором проживает истец, не обследовался, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся.
Таким образом, несмотря на тот факт, что, как указано выше, установка общедомового прибора учета была произведена на законных основаниях, однако учитывая, что многоквартирный дом по <адрес> требует капитального ремонта, данные, получаемые с общедомового прибора учета не могут быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ суд присуждает понесенные судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично исковое заявление ФИО1 к ПАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, понуждении прекратить начисление платы на общедомовые нужды, взыскании судебных расходов.
Признать незаконными действия АО «<данные изъяты>» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать АО «<данные изъяты>» прекратить начислять плату ФИО1 за потребленную электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.
Взыскать с АО «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Тункинский районный суд Республики Бурятия.
Судья М.В. Харханова