Дело № 2-412/2018
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации24 декабря 2018 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Чесноковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шешериной М.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
Шешерина М.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о включении в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации: <данные изъяты> всего: 135 дней; о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, со дня обращения за ней.
Свои требования истец Шешерина М.В. мотивирует тем, что решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в установлении страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Ответчик в решении указал, что стаж её работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет 24 года 11 месяцев 13 дней. При этом, в соответствии с п.п.20 п.1.ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имеющих стаж не менее 25 лет. Её стаж составляет 25 лет 2 месяца и 26 дней, однако из данного стажа ответчиком исключены вышеуказанные периоды времени отвлечения от работы вышеуказанные курсы повышения квалификации (всего 135 дней).
Однако в соответствии с положениями трудового законодательства, (кодекса законов о труде РСФСР действовавшего ранее), при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ранее действовавшим "Основам Законодательства об охране здоровья населения", и Положению от 19.12. 1994 г. № 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Также, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности», Положению "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", утв. Приказом Минздрава РФ от 11.01.2000 № 4, повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Ввиду изложенного, работодатель обязан проводить повышение квалификации медицинского работника, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности. Тем самым для осуществления своей профессиональной деятельности она обязана проходить курсы повышения квалификации при этом она (истец), продолжает состоять с работодателем в трудовых правоотношениях. При этом, в эти периоды ей начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в ПФР. Принимая во внимание, что указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, считает необоснованным их исключение из льготного стажа.
В судебном заседании Шешерина М.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что она работает в Красносельской центральной районной больнице (ОГБУЗ «Красносельская районная больница) в должности фельдшера отделения скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. То есть, её работа, в течение 25 лет связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с такой деятельностью. Однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку из стажа были исключены период её нахождения на курсах повышения квалификации: <данные изъяты> всего 135 дней.
По этой причине её льготный стаж составил 24 года 11 месяцев 13 дней, а должен быть не менее 25 лет. Считает отказ Пенсионного фонда необоснованным, так как на курсы повышения квалификации она ездила согласно приказам учреждения, данные курсы были необходимы для её работы, за время прохождения курсов ей начислялась заработная плата. В связи с этим она и просит суд зачесть в стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, курсы повышения квалификации всего в количестве 135 дней и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с момента обращения за ней, то есть с 25.06.2018 года.
Представитель третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца- ОГБУЗ «Красносельская районная больница» по доверенности Козина С.М. требования истца поддержала, пояснив суду, что прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками является обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста. Работодатель обязан проводить повышение квалификации медицинского работника, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности. На курсы повышения квалификации медицинский работник направляется на основании приказа работодателя, за ним сохраняется заработная плата, производятся соответствующие отчисления в пенсионный фонд.
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) по доверенности Моисеенко Н.П., в судебном заседании требования не признала, пояснив, что льготный стаж работы, Шешериной М.В. необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью не включены курсы повышения квалификации в количестве 135 дней. Указанные периоды в специальный стаж включены быть не могут, так как согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002года № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего времени. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные. Курсов повышения квалификации в данном перечне не предусмотрено. Общий стаж, дающий Шешериной М.В., право на досрочное пенсионное обеспечение с медицинской деятельностью на момент обращения составил 24 года 11 месяцев 13 дней.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования Шешериной М.В. обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года за №400-ФЗ (ред. от 12.11. 2018 года) «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992 года применяются правила и нормы Закона ССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», за периоды с 01.01.1992 г. до 01.01.2002 г. применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации», за периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 г. до 01.01.2015 г. применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1, подпунктом «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» по выбору застрахованных лиц к периодам работы применяются:
-до 01.01.1992 г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако до 01.10.1993 г. при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом № 340-1 действовал пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, который предусматривал возможность применения Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения №1397. Пункт 3 Постановления № 463 с 01.10.1993 г. признан утратившим силу;
- с 01.10.1993 г. по 01.11.1999 г. Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463;
- с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067;
- с 01.01.2002 г. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.
Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
В соответствии с п.2 ст.14 Закона РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ и «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015 при подсчете страхового стажа периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, протекавшей после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов и установлено в судебном заседании, Шешерина М.В. 25 июня 2018 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п. 20 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12. 2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из Решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стаж Шешериной М.В. на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составил - 24 года 11 месяцев 13 дней. В данный стаж включены периоды работы в Красносельской центральной районной больнице (ОГБУЗ «Красносельская районная больница») в должности фельдшера отделения скорой помощи: в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отвлечений); в календарном исчислении (1 год работы как 1 год): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отвлечений).
Лечебная (медицинская) деятельность Шешериной М.В., за этот период подтверждена записями в трудовой книжке и другими документами, и ни одной из сторон не оспаривается.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, Шешериной М.В. не включены курсы повышения квалификации, а именно: с <данные изъяты> всего 135 дней.
Доводы ответчика о том, что из этого специального стажа необходимо исключить время нахождения Шешериной М.В. на курсах повышения квалификации в указанные периоды, суд находит несостоятельными.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что во время нахождения Шешериной М.В. на курсах повышения квалификации, ей выплачивалась заработная плата, производились необходимые отчисления в пенсионный фонд. На курсы повышения квалификации она направлялась по приказам работодателя, и такие курсы являлись для неё обязательными.
Данный факт подтверждается справкой ОГБУЗ «Красносельская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ года за № ( л.д.12).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. № 781 установлена возможность применения «Правил исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в части неурегулированной Правилами от 29.10.2002 г. Данные Правила не предусматривают исключение из специального стажа время нахождения на курсах повышения квалификации, как не предусмотрено и другими нормативными документами и пенсионным законодательством.
Указанные Правила подлежат применению и на момент разрешения спора судом, что обусловлено положениями пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12. 2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 за №516, в специальный стаж работы, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствующие периоды направления истца на курсы повышения квалификации действовали нормы КЗоТ РСФСР и ТК РФ.
В силу ст. 112 КЗот РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работу, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, медицинские работники в силу специфики своей работы обязаны периодически повышать свою квалификацию на специальных курсах, и это является обязательным условием выполнения работы.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.39) суд считает, что вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж на работах, дающих Шешериной М.В. право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, с учетом включения периодов нахождения Шешериной М.В. на курсах повышения квалификации, у неё на момент подачи ей заявления о назначении досрочной страховой пенсии был выработан 25-ти летний стаж лечебной (медицинской) и иной деятельностью по охране здоровья населению.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Шешерина М.В. обратилась ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению 25 июня 2018 года, именно с этой даты ей должна быть назначена пенсия.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, указанная сумма расходов подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Шешериной М.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) удовлетворить.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) включить Шешериной М.В. в стаж для начисления страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <данные изъяты> всего 135 дней.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить Шешериной М.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 25.06.2018 года.
Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) в пользу Шешериной М.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: