Дело № 2а-94/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье «28» июля 2020 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлевой Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-94/2020 по административному исковому заявлению прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «В Контакте» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу: №, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «В Контакте» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу: №, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий о противодействии экстремизму выявлен факт размещения в социальной сети «В Контакте» на странице по адресу: № графических изображений, содержащих нацистскую символику и символику сходную с нацисткой до степени смешения. На указанной странице открыто и многократно демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Просмотр страницы и репостов (ссылка, повторяющееся сообщение) возможен неограниченным кругом лиц.
В соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 статьи 15 ФЗ № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений пункта 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ, запрещено распространении информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» предусмотрено, что в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей экстремистские материалы, за распространение которых предусмотрена административная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно сведениям, размещенным на сайте http://eais.rkn.gov.ru в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» рассматриваемая Интернет страница – отсутствует.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39, статьи 265.1 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Просит признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по указанному выше адресу, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Административным истцом – прокурором Бердюжского района Тюменской области Субботиным И.Ю. было заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. 09.06.2020 года административным ответчиком было получено определение суда о принятии административного иска и проведении подготовки к судебному заседанию, где разъяснено о возможности рассмотрения данного дела в порядке упрощенного производства. Срок подготовки был определен до 24.06.2020года. От административного ответчика возражений не поступило.
В связи с чем, данное административное исковое заявление прокурора Бердюжского района Тюменской области, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «В Контакте» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу: №, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рассмотрено в порядке упрощенного (письменного производства).
Согласно ч.1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Административный ответчик ООО «В Контакте» получившее, ДД.ММ.ГГГГ, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, не представил суду возражения по существу заявленных требований.
Заинтересованное лицо - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице управления Роскомнадзора по <адрес>, ХМАО-Югре и ЯНАО определение о принятии административно искового заявления к производству суда и рассмотрении дела в упрощенном производстве получили, просят рассмотреть в их отсутствие. Заместителем руководителя ФИО2 представлен письменный отзыв, в котором он полагает возможным признать указанную информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывает, что при проведении мониторинга информации, направленной на возбуждение национальной ненависти и вражды, в том числе, содержащей изображения нацистской символики, размещенной на странице сайта с URL-адресом: https://vk.com/club76464531, установлено, что WEB-страница активна. Предоставление возможности доступа к информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Суд, изучив письменные материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
Как следует из справки заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислова В.И. от 29.05.2020 года о результатах проверки осуществления надзорных мероприятий выявлена Интернет- страница №, на которой размещены графические изображения, содержащие нацистскую символику и символику сходную с нацисткой до степени смешения.
Согласно сведениям, размещенным на сайте: http://eais.rkn.gov.ru, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», данная Интернет-страница - отсутствует.
Из скриншота Интернет- страницы в сети «Интернет» следует, что на ней опубликована нацистская символика (л.д. 10-12).
В соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 статьи 15 ФЗ № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений пункта 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ, запрещено распространении информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» предусмотрено, что в Российской Федерации запрещается использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно сведениям, размещенным на сайте http://eais.rkn.gov.ru в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» рассматриваемая Интернет страница – отсутствует.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан. В связи с чем, информацию, распространённую в сети «Интернет» по адресу: № надлежит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к странице по адресу: №, содержащей нацистскую символику и символику сходную с нацисткой до степени смешения, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии со ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «В Контакте» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу: №, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить полностью.
Признать информацию, распространённую в сети «Интернет» по адресу: №, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд.
Разъяснить, что суд, по ходатайству заинтересованного лица, может вынести определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья