Дело № 2-1089/2021 20 сентября 2021 года
УИД 29RS0022-01-2021-001222-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жернакова С.П.,
при секретаре судебного заседания Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Заостровское» к Перфильеву Н. В., Булыгиной Л. Н. о признании жилого дома выморочным, признании права собственности на жилой дом, обязании передать жилой дом в собственность,
установил:
администрация МО «Заостровское» обратилась в суд с иском к Перфильеву Н. В. о признании жилого дома выморочным, признании права собственности на жилой дом, обязании передать жилой дом в собственность. В обоснование заявления указала, что жилой <адрес> состоит на техническом учете как ранее учтенный объект недвижимости. Собственник по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ Г.О.П. скончалась ДД.ММ.ГГГГ. Прямым наследником Г.О.П. является ее дочь Перфильева Т. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая скончалась ДД.ММ.ГГГГ. Данные о передаче данного дома в права третьих лиц отсутствуют. По имеющейся информации, после смерти Г.О.П. и ведении наследственного дела №, <адрес> в наследственную массу не включался. В настоящее время в доме зарегистрировано 4 человека: Перфильев Н. В. – внук Г.О.П., а также правнуки: Перфильев С. Н., Перфильева Т. Н., Перфильев И. Н.. Со слов Перфильева Н.В., после смерти Г.О.П. в наследственные права на дом никто не вступал, наследников ни по закону, ни по завещанию, не имеется. На основании ст. 1153 ГК РФ просит суд признать имущество Г.О.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого <адрес>, выморочным имуществом; признать право собственности за дом за муниципальным образованием «Заостровское»; обязать Перфильева Н.В. передать недвижимое имущество в порядке наследования в собственность муниципального образования «Заостровское».
Определением суда от 03 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Булыгина Л. Н., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Перфильев И. Н., Перфильев С. Н., Перфильева Т. Н..
Представитель истца Евсеев А.В. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что исковые требования просит удовлетворить к Булыгиной Л.Н. Поводом к обращению в суд послужило аварийное состояние дома. Если признать право муниципальной собственности, то администрация сможет, либо снести дом, либо отремонтировать, либо продать.
Ответчики Перфильев Н.В., Булыгина Л.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Перфильева Н.В. – Попова Т.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что, не смотря на аварийное состояние дома, Перфильев Н.В. в нем фактически проживает, таким образом, он фактически принял наследство после смерти бабушки Г.О.П. Полагает, что дом должен остаться за семьей. Дом можно отремонтировать, но неопределенность правового статуса препятствует в этом. Ответчик желает оформить свое право на дом.
Третьи лица Перфильев И.Н., Перфильев С.Н., Перфильева Т.Н. в судебном заседании с иском не согласились. Каждый заявил о желании вступить в наследство и признать право на дом за собой.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика Перфильева Н.В., третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что Г.О.П. с 11 октября 1988 года на праве собственности принадлежал жилой <адрес>, что отражено в техническом паспорте.
Г.О.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей до 1 марта 2002 года, то есть на момент открытия наследства (на день смерти Г.О.П.), наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии со ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР, при наследовании по закону наследниками являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери; в третью очередь - братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя); в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.
Наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующей очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, если все наследники предшествующей очереди лишены завещателем права наследования.
Аналогичные правила содержатся в ст.ст. 1141 - 1145 ГК РФ, действующего в настоящее время.
Статьей 534 Гражданского кодекса РСФСР предусматривалось, что каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям.
В силу ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из наследственного дела к имуществу Г.О.П. следует, что наследником по закону к ее имуществу является ее дочь Булыгина Л.Н., то есть наследник первой очереди, которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
23 августа 2007 года Булыгиной Л.Н. выдано свидетельство о праве на наследство на земельную долю.
Иных наследников по закону первой очереди к спорному имуществу не имеется.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждено его материалами, ответчик Булыгина Л.Н. приняла наследственное имущество, оставшееся после смерти Г.О.П., следовательно, она приняла и спорный жилой дом.
Как предусматривалось ст. 552 Гражданского кодекса РСФСР, наследственное имущество по праву наследования переходит к государству:
1) если имущество завещано государству;
2) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
3) если все наследники лишены завещателем права наследования;
4) если ни один из наследников не принял наследства (статьи 546, 550).
Если кто-нибудь из наследников отказался от наследства в пользу государства, к государству переходит причитавшаяся этому наследнику доля наследственного имущества.
Действующая в настоящее время ст. 1151 ГК РФ гласит, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (п. 1).
Поскольку в судебном заседании установлено, что к имуществу Г.О.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, имеется наследник, принявший наследство в установленном законом порядке, оснований для признания жилого <адрес> выморочным имуществом нет, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Нахождение дома, по утверждению истца, в аварийном состоянии права муниципальной собственности в порядке наследования не порождает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Заостровское» к Перфильеву Н. В., Булыгиной Л. Н. о признании жилого дома выморочным, признании права собственности на жилой дом, обязании передать жилой дом в собственность - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Жернаков