Решение по делу № 2а-10085/2021 от 01.07.2021

УИД 24RS0048-01-2021-010176-69

Дело № 2а-10085/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Дарашкевич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления,

установил:

МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» обратилось в суд с административным иском к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления. Требования мотивировало тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» на предмет исполнения юридическим лицом требований природоохранного законодательства, в том числе в сфере обращения с отходами, при эксплуатации площадки временного складирования снега, расположенной по адресу: земельный участок в районе здания а по <адрес>, ответственным за которую согласно распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -гх является МП «ДРСП Левобережное». По результатам проверки предприятию внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений природоохранного законодательства, в котором указано на необходимость рассмотрения представления с участием представителя Красноярской природоохранной прокуратуры, принятия действенных мер к недопущению отмеченных нарушений, их причин и условий, им способствующих, рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона. Предприятие считает представление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку вывод прокурора о нарушении предприятием природоохранного законодательства основан на ошибочном отнесении снега к отходам производства и потребления. Согласно представлению выявленные нарушения выразились в складировании снежных масс, убираемых с территории общего пользования в <адрес>, на площадке, не соответствующей требованиям ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Из определения понятия «отходы производства и потребления» (ГОСТ) следует, что к ним относятся результаты производства, выполнения работ, оказания услуг, потребления, остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, изделий, товаров, утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, то есть результаты деятельности человека. Природные явления (снег) сами по себе не могут относится к отходам производства и потребления, поскольку они не являются результатом деятельности человека. Снег от уборки дороги не является результатом деятельности человека. В ФККО отсутствует такой вид отхода как «снег от уборки территорий общего пользования/улиц». Включение отходов в ФККО осуществляется на основании единых критериев отнесения отходов к конкретному классу опасности, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ . Отбор проб отходов и справка от ДД.ММ.ГГГГ -О к протоколу результатов измерений (исследований) отходов -О, которые приведены в обоснование опасности отхода, не являются достаточными доказательствами для признания складированного снега отходом пятого класса опасности в отстуисве заключения ФГБУ «ФЦАО» о подтверждении отнесения снега к отходу Vкласса опасности, присвоения им кода и наименования спорному виду отхода и включения в ФККО. Согласно представлению площадка временного складирования снега не соответствует требованиям п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п.п. 220, 221 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Учитывая свойства снега самостоятельно таять при температуре выше нуля, складирование снега для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения не имеет смысла. Снег, убранный с территории общего пользования, не является отходом производства и потребления. Потому на деятельность предприятия по складированию снега не распространяются требования нормативных правовых актов, регулирующих такую деятельность в отношении отходов производства и потребления. Представлением указано на необходимость принятия действенных мер по недопущению нарушений, их причин и условий, им способствующих, что предполагает обустройство площадки временного складирования снега в соответствии с действующим законодательством. Предприятие не является правообладателем ни площадки временного складывания снега, ни земельного участка, на котором эта площадка расположена, и поэтому не должна нести обязанности по ее обустройству. Представлением нарушаются права и законные интересы МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное», поскольку оно незаконно возлагает обязанности по выполнению предприятием (не являющимся правообладателем площадки временного складывания снега) требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обращению отходов производства и потребления, при складировании снега, не являющегося отходом производства и потребления. В связи с чем, просит признать незаконным представление Красноярской природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» ФИО2 требование поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила его удовлетворить. Дополнительно представила мнение относительно возражений, где указано, что был нарушен порядок отбора проб, а именно произведена одна составная проба объемом 2500 см3, что с учетом средней плотности снега 300 кг/м3 составляет 0.75 кг., в связи с чем, результаты проб не могу быть признаны надлежащими доказательствами. Место отбора проб не соответствует месту складирования снега.

Представитель административного ответчика Красноярской природоохранной прокуратуры ФИО3 в судебном заседании требование не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое представление является законным, в ходе проверки установлено, что МП <адрес> «ДРСП Левобережное» осуществляет сброс загрязненных снежных масс на земельный участок, расположенный по адресу: земельный участок в районе здания а по <адрес>. При этом площадка временного накопления отходов, полученных в результате зимней уборки улиц по адресу: <адрес> (в районе здания а) не соответствует требованиям п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиям СанПина 2.1.3684-21 от 28.01.2021. По периметру площадки отсутствует обвалка, отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, отсутствует твердое покрытие, площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра. Складируемый снег относится к отходам к пятому классу опасности, что подтверждена лаборантами исследованиями. Прокуратура, как надзорный орган вправе обратиться в специализированную организацию за получением соответствующего заключения специалиста. Данная временная площадка распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ закреплена за МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» и на предприятие возложены обязанности по ее обустройству.

В судебное заседание не явились: представитель административного ответчика прокуратуры Красноярского края, представитель заинтересованного лица администрации г. Красноярска, о слушании дела извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили.

Представителем прокуратуры Красноярского края представлены письменные возражения, в которых он просит в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на то, что МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» является организацией ответственной за содержание площадки складирования снега. Довод административного истца о необоснованном отнесении снега к отходам производства и потребления является несостоятельным и опровергнут лабораторным путем. Отходы от зимней уборки улиц отнесены к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению (код отхода 73121000000).

Представителем заинтересованного лица администрации г. Красноярска представлен отзыв на административный иск, где он просит заявленные требования удовлетворить.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив специалистов, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1). Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2).

В силу ч. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 220, п. 221 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (п. 220).

На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 221).

Как видно из материалов дела, распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -гх «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г. Красноярске на зимние периоды 2017-12019г.г.) с учетом изменений в Советском районе г. Красноярска местом размещения площадки временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования определен земельный участок в районе здания по <адрес>, ответственным назначен МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное». На МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» возложена обязанность- обеспечить подготовку мест размещения площадок временного складирования снега, для чего провести: очистку земельных участков, определенных под площадки, и прилегающих к ним территорий; выравнивание и обвалование площадок по периметру; установку в местах размещения площадок знаков с информацией о недопустимости складирования отходов на их территории, оборудование площадок шлагбаумами.

Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов Министерства экологии и рационального природопользования края и лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» проведена проверка МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» на предмет исполнения юридическим лицом требований природоохранного законодательства, в том числе в сфере обращения с отходами, при эксплуатации площадки временного складирования снега, расположенной по адресу: земельный участок в районе здания а по <адрес>, по результатам которой помощником прокурора составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанного акта следует, что МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» в ходе проведения работ по содержанию улично-дорожной сети г. Красноярска осуществило сброс загрязненных снежных масс на земельный участок, расположенный по адресу: земельный участок в районе здания а по <адрес>. На указанном земельном участке происходит накопление отхода характерного отходу, получаемого в результате зимней уборки улиц. В соответствии с действующим распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -гх «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территории общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 г.г.» с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ -гх на данной территории расположена городская площадка временного складирования снега. В ходе обследования специалистами КГБУ «ЦРМП и ООС» осуществлен отбор проб вышеуказанного отхода. Согласно справе от ДД.ММ.ГГГГ -О к протоколу результатов измерений (исследований) пробы отходов относятся к пятому классу опасности. В силу положений ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Специалистом Министерства экологии и рационального природопользования края ФИО4 по итогам проверки составлен справка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой зафиксировано, что ДД.ММ.ГГГГ обследована территория по адресу: <адрес> (в районе здания а) земельный участок с кадастровым номером (координаты ”) на данной территории расположена площадка временного складирования снега. При обследовании территории установлено, что на исследуемом земельном участке происходит накопление отхода характерного отходу получаемого в результате зимней уборки улиц. По периметру площадки отсутствует обвалка, отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, отсутствует твердое покрытие, площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра. Специалистом КГБУ «ЦРМПиООС» осуществлен отбор проб вышеуказанного отхода для определения класса опасности и согласно справке к протоколу результатов измерений (исследований) отходов пробы отходов относятся к пятому классу опасности, следовательно, на обращение с данными отходами распространяются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами, в том числе с местами накопления отходов. Площадка временного накопления отходов, полученных в результате зимней уборки улиц по адресу: <адрес> ( в районе здания а) с кадастровым номером не соответствует требованиям п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиям СанПина 2.1.3684-21 от 28.01.2021. В ходе проверки выявлены нарушения ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

По результатам проверки предприятию заместителем Красноярского природоохранного прокурора внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, принятия действенных мер к недопущению отмеченных нарушений, их причин и условий, им способствующих, в котором указано на необходимость рассмотрения представления с участием представителя Красноярской природоохранной прокуратуры, и рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона.

В судебном заседании специалист Министерства экологии и рационального природопользования края ФИО4 пояснила, что из Красноярской природоохранной прокуратуры поступило требование от ДД.ММ.ГГГГ о выделении специалиста для принятия участия в проверке в сфере обращения с отходами при эксплуатации площадки временного складывании снега по адресу: <адрес>. Она, как специалист Министерства экологии и рационального природопользования края приняла участие в проверке, также был привлечен специалист КГБУ «ЦРМП иООС». В ее присутствии и представителя прокуратуры специалист КГБУ «ЦРМП иООС» произвел отбор проб с указанной площадки, было сделано заключение об отнесении их к пятому классу опасности. По результатам ею составлена справка об участии в проверке.

В судебном заседании специалист КГБУ «ЦРМПиООС» ФИО5 пояснила, что от Министерства экологии и рационального природопользования края получено задание отобрать пробы и определить класс опасности. Отбор проб проведён ею на полигоне по <адрес> (в районе здания а) в соответствии с ПНД Ф , ПНД , из пяти точечных проб, в тару помещена одна объединенная проба, общая масса пробы 2500см3. Проба доставлена в лабораторию.

Проанализировав представленные доказательства, вышеприведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченном должностным лицом в пределах его компетенции при выявлении со стороны МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» нарушении требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, является законным.

Доводы административного истца о том, что снег, убранный с территорий общего пользования, не является отходом производства и потребления, суд считает несостоятельными, в связи со следующим.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).

Согласно протоколу -О результатов измерений (исследований) отходов от ДД.ММ.ГГГГ, справке к протоколу результатов измерений (исследований) отходов -О от ДД.ММ.ГГГГ пробы отходов (отобранные со спорного земельного участка) относятся к пятому классу опасности.

Из справки об участии в проверке от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования <адрес> ФИО6 следует, что на территории снегоотвала в районе <адрес> с привлечением лаборатории КГБУ «ЦРМП иООС» ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб почвы. Согласно полученным результатам анализа установлено, что в почве превышение по содержанию, в том числе нитрат-ион, нефтепродукты, кадмий, цинк, свинец, медь. Сумма вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, составила 19 208 875 рублей.

На представленных фотоснимках видно, что на спорном земельном участке после таяния снега остались отходы (различный мусор).

Доводы административного истца, что отбор проб отходов, акт от ДД.ММ.ГГГГ -О и справка от ДД.ММ.ГГГГ -О к протоколу результатов измерении (исследований) отходов -О не являются достаточными доказательствами для признания складирования снега отходом пятого класса опасности в отсутствии заключения ФГБУ «ФЦАО», полученного в соответствии с утвержденным приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ , являются ошибочными.

Порядок подтверждения отнесения отходов 1-Vклассов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-Vклассов (ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В судебном заседании специалист КГБУ «ЦРМПиООС» ФИО5 пояснила, что отбор проб проведён в соответствии с ПНД Ф , ПНД из пяти точечных проб, в тару помещена одна объединенная проба, общая масса пробы 2500см3. В результате проведенных испытаний проб отходов, последние относятся к пятому классу опасности, согласно справке начальника лаборатории КГБУ «ЦРМП и ООС» -О от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключению специалиста у суда оснований не доверять не имеется. Обратного административным истцом не доказано.

К доводам административного истца о том, что место проб не соответствует месту складирования снега, суд относится критически, они опровергаются показаниями административного ответчика, специалистов Министерства экологии и рационального природопользования края и лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС», которые пояснили, что пробы отбирались на площадке складирования снега по адресу: <адрес>, в районе здания а, а также распечаткой публичной карты (спутник) с изображением геолокации места отбора проб по заданным координатам их отбора на земельном участке с кадастровым номером .

Доводы административного истца, что МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» не является правообладателем ни площадки временного складывания снега, ни земельного участка, на котором эта площадка расположена, и поэтому не должна нести обязанности по ее обустройству, суд считает необоснованными, т.к. распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -гх на МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» возложена обязанность по подготовке мест размещения площадок временного складирования снега по адресу: <адрес> (в районе здания а) с кадастровым номером .

В своих письменных возражениях представитель администрации г. Красноярска подтвердил данный факт.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска МП г. Красноярска «ДРСП Левобережное» к Красноярской природоохранной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                         Л.С. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено: 17.12.2021

2а-10085/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МП Дорожно ремонтно-строительное предприятие Левобережное
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Красноярская природоохранная прокуратура
Другие
Администрация города Красноярска
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Морозова Людмила Сергеевна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация административного искового заявления
02.07.2021Передача материалов судье
06.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее