Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.В.,
при секретаре Баскаль В.С.,
с участием представителя УФССП по Пермскому краю Першиной Н.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Перми к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №,
у с т а н о в и л:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Шпаку С.В. на семью из трех человек на праве собственности благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м. и находящееся в границах г. Перми.
В обоснование заявления указано следующее, Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении Шпак С.В. на семью из трех человек, в том числе Шпак Г.В., Чикалов В.П., на праве собственности благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м. и находящееся в границах города Перми (решение <данные изъяты>, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску Шпак С.В. к администрации города Перми, которым на администрацию города Перми возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Шпак С.В. на семью из трех человек, включая Шпак Г.В., Чикалов В.П., на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м и находящееся в границах города Перми).
Администрация г. Перми не согласна с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора и считает, что на основании ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежит освобождению от его взыскания по следующим основаниям.
Согласно Уставу города Перми, Администрация города - исполнительно- распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края) (ст. 58 Устава).
Таким образом, администрация города Перми не является коммерческой организацией и может нести ответственность только при наличии вины.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Согласно пункту 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Обязательство о предоставлении жилого помещения администрацией г. Перми в данном случае является жилищно-правовым отношением и регулируется жилищным законодательством. Согласно пункту 2 статьи 5 Жилищного Кодекса РФ жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Гражданский кодекс РФ к жилищному законодательству не относится. Статья 8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям может применяться соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным Кодексом РФ, но только если эти отношения связаны с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги. Положения Гражданского кодекса РФ об ответственности к жилищно-правовым отношениям соответственно не применимы. То есть в данном случае отсутствуют установленные Гражданским кодексом РФ основания ответственности за нарушение обязательств.
Таким образом, имеется основание для освобождения от уплаты исполнительского сбора в соответствии с пунктом 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Администрация города Перми не отказывается и готова исполнять решение суда о предоставлении жилого помещения, но на сегодняшний момент по объективным причинам сделать этого не может, в связи с тем, что в администрации г.Перми находится на исполнении более 300 решений суда о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, а необходимый для своевременного исполнения всех решений суда жилищный фонд, отсутствует.
Однако администрация г. Перми предпринимала и предпринимает меры для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений.
Администрация города Перми изыскивает возможность для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений гражданам, в том числе, проводится мониторинг свободных жилых помещений, которые можно было бы предоставить во исполнение решения суда, принимаются меры к приобретению жилых помещений целевым назначением на исполнение судебных решений.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищных отношений администрации города Перми Шпаку С.В. предложено во исполнение вышеуказанного решения суда жилое помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Шпак С.В. выразил письменное согласие на квартиру <адрес>.
На основании муниципального контракта № строительство многоквартирного жилого дома для обеспечения жильем граждан, в том числе военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, их семей, заключенного с ОАО <данные изъяты>», осуществляется строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Срок окончания выполнения строительных работ, согласно Муниципального контракта, не позднее ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться процесс передачи указанного многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность.
В связи с этим, Администрация города Перми в данный момент не имеет возможности исполнить решение суда.
После окончания процедуры принятия закупленных квартир в муниципальную собственность, будет проводиться подборка вариантов жилых помещений для предоставления гражданам по неисполненным судебным решениям.
На основании изложенного Администрация г. Перми просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, установленного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении Шпак С.В. на семью из трех человек, в том числе Шпак Г.В., Чикалов В.П., на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв.м. и находящееся в границах города Перми.
Администрация г. Перми о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, представитель администрации г. Перми просил дело рассмотреть в его отсутствии, позицию, изложенную в исковом заявлении, поддерживает. Представитель УФССП по Пермскому краю просит отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Министерство финансов РФ, УФК по Пермскому краю, СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю Апаницина Е.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо Шпак С.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующим выводам.
Заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию г. Перми возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Шпак С.В. на семью из трех человек, включая Шпак Г.В., ЧикаловуВ.П., на праве собственности благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м. и находящееся в границах г. Перми (л.д. 14-16).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО и ИОИП УФССП России по Пермскому краю Рудомётовой В.Ю. возбуждено исполнительное производство о предоставлении благоустроенного жилого помещения Шпак С.В. с установлением срока исполнения исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю должник – Администрация г. Перми была обязана исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное требование было получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. вынесено постановление о взыскании с администрации г. Перми исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
В соответствии с п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – администрацию г.Перми.
Доводы администрации г. Перми о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающие в ходе исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства.
Доводы истца о том, что решение суда администрация г.Перми не может исполнить, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует какими-либо доказательствами не подтверждены, суду не представлены объективные данные о том, что у должника отсутствуют свободные жилые помещения.
Как следует из материалов исполнительного производства, копия постановления о возбуждении исполнительного производства о предоставлении Шпак С.В. благоустроенного жилого помещения получена администрацией г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, однако, письменное предложение с указанием варианта жилого помещения в адрес взыскателя направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока для добровольного исполнения решения суда.
Взыскатель Шпак С.В. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ дал согласие на предоставление ему указанного жилого помещения (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Пермь взыскателю Шпак С.В. было направлено сообщение, в котором было указано, что срок окончания выполнения строительных работ, согласно Муниципального контракта № определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образование город Перми в лице администрации г. Перми и взыскателем Шпаком С.В. заключен договор №-№ безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность граждан, что подтверждает фактическое исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что должником не представлено доказательств того, что им были предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда, в связи с чем отсутствует его вина в неисполнении требований исполнительного документа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Шпаку С.В. на семью из трех человек, в том числе Шпак Г.В., Чикалову В.П., на праве собственности благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м. – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.
Судья: О.В. Жданова