Решение по делу № 2-1280/2021 от 31.05.2021

Дело № 2-1280/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2021 года г. Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего                 АНПИЛОВОЙ Г.Л.,

при секретаре                      НЕСОВЕ В.Н.,

с участием истца Гуляевой Е.В., третьего лица Гуляева М.А., представителя ответчика Герцена Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гуляевой Екатерины Викторовны к ООО «ТЭКО-Сервис» о защите прав потребителей и по иску третьего лица, заявившего самостоятельные требования Гуляева Михаила Александровича к ООО «ТЭКО-Сервис» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Гуляева Е.В. обратилась в суд с иском к ООО «ТЭКО-Сервис» о защите прав потребителей. Требования мотивировала тем, что она является собственником дома №64 по N... г.Ельца. После обращения в органы соцзащиты с просьбой предоставить меры социальной поддержки узнала о том, что за ней числится задолженность перед ООО «ТЭКО-Сервис» в размере 9851 руб. 23 коп. Однако, у нее отсутствует договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО). Подъезд к ее дому отсутствует. Контейнеры для сбора ТКО расположены от ее дома на расстоянии более чем на 100 метров. Считает, что ее права нарушены незаконными действиями ответчика, поскольку услуга по вывозу ТКО ей не оказывается, мусор она утилизирует самостоятельно. Просит признать начисление задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами ООО «ТЭКО-Сервис» незаконными; обязать ООО «ТЭКО-Сервис» произвести перерасчет задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами собственнику жилого N...; обязать ООО «ТЭКО-Сервис» аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома №64 по N... г. Ельца Липецкой области; взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» компенсацию причиненного морального вреда в размере 5 000 рублей; взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» неустойку в трехкратном размере от суммы задолженности, то есть 28 743 рубля 69 копеек.

Определением судьи от 09.07.2021 к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, заявившего самостоятельные требования привлечен Гуляев М.А., который просит признать начисление задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТЭКО-Сервис» незаконными; обязать ООО «ТЭКО-Сервис» аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилого д. 64 по N... г..N...; взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 рублей; взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» неустойку в трехкратном размере от суммы задолженности 9581 рубль 23копейки, то есть по 28 743 рубля 69 копеек.

Впоследствии истец и третье лицо изменили требования и окончательно просили признать действия по начислению задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТЭКО-Сервис» незаконными; обязать ООО «ТЭКО-Сервис» аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилого д. 64 по N... г.Ельца Липецкой области за период с января 2019 года по июнь 2021 года включительно в размере 11023рублей 60 копеек; взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» в пользу Гуляевой Екатерины Викторовны и Гуляева Михаила Александровича компенсацию причиненного морального вреда в размере по 5000 рублей; взыскать с ООО « ТЭКО-Сервис» в пользу Гуляевой Екатерины Викторовны и Гуляева Михаила Александровича неустойку в трехкратном размере от суммы задолженности 11023 рублей 60 копеек, то есть по 33070 рублей 80 копеек.

Явившаяся в судебное заседание истец Гуляева Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнила, что N... в N..., собственником доли которого она является, не входит в зону обслуживания ответчика. Право собственности на дом за ней и членами ее семьи: мужем и двумя несовершеннолетними детьми, было зарегистрировано в июне 2019 года, а первая квитанция от ответчика поступила только в ноябре 2020 года, в которой была начислена задолженность с января 2019 года. Оплату начисленных ответчиком платежей она не производила ни одного раза. Услуга по вывозу мусора ответчиком ей (истцу) не оказывается, контейнерных площадок нет, вывоз мусора ответчиком ни от ее дома, ни в пределах не более 100 метров не осуществляется. Так же не осуществляется мешочный вывоз мусора с N... территории ее земельного участка имеется компостная яма, куда ее семья утилизирует бытовые отходы. Металлическую и пластиковую тару ее семья собирает в бочку, которая расположена на земельном участке, а затем сдает в специализированную организацию. Вещи, которые не использует ее семья, они отдают другим людям. Стекло бетонируют на участке. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Явившийся в судебное заседание третье лицо Гуляев М.А. поддержал заявленные требования и объяснения истца Гуляевой Е.В. в полном объеме, и просил их удовлетворить.

Участвующие в судебных заседаниях представители ответчика Нургалей Т.В. и Герцен Д.И., иск не признали. Пояснили, что с момента регистрации права собственности у граждан возникает обязанность по оплате платежей за обращение с твердыми коммунальными отходами. На территории N..., в том числе и N..., ООО «ТЭКО-Сервис» является региональным оператором, которое разместила в «Липецкой газете» предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. На потребителях лежит обязанность направить заявку региональному оператору, если такая заявка не направлена, договор считается заключенным с 13 февраля 2019 года. Полагают, что отсутствие места (площадки) накопления ТКО на расстоянии, предусмотренном СанПиН, не является причиной считать услугу по вывозу твердых бытовых отходов не оказанной, так как само по себе не свидетельствует, что истец не пользуется данной услугой, и отсутствуют основания для освобождения истца от оплаты за указанную коммунальную услугу. ООО «ТЭКО-Сервис» несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки указанных отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО и не отвечает за организацию площадок для сбора ТКО, установку мусорных контейнеров, не утверждает схему места расположения контейнеров. В территориальной схеме обращения с отходами в N... бестарный и пакетированный способ сбора ТКО около дома истца не предусмотрен. Ближайшие контейнерные площадки к дому истца расположены на N... около N... около N..., на расстоянии 400-500 метров. В районе расположения дома истца сбор ТКО осуществляется на контейнерных площадках внесенных в территориальную схему обращения с отходами в N.... Считают, что действия ООО «ТЭКО-Сервис» по начислению задолженности истцу правомерными, и просят Гуляевым в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лицо администрация городского округа город Елец в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля ФИО10, допрошенной в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными в части и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Положения частей 3, 4 статьи 154 ЖК РФ предусматривают, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2).

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи (часть 2.1.).

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 9.).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) предусматривают: пункт 8.1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

пункт 8.4. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

пункт 8.17. Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8.18. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8.19. Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

10. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

13. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

13.1. Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

14. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

15. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

16. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

24. По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

26. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

27. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.

Часть 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусматривает, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Положения статья 24.7. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" предусматривают, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В пункте 2, данной статьи, указано, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации (пункт 3 ст.24.2).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 ст.24.2).

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039) определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).

В пункте 2 Правил указано, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил).

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" предусматривают, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (пункт 3).

В пункте 4, данных правил указано, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (пункт 17).

В судебном заседании установлено, что истец Гуляева Е.В., третье лицо заявившее самостоятельные требования Гуляев М.А. и их несовершеннолетние дети ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ рождения), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ рождения) являются собственниками жилого дома № 64 по N... в N... на основании договора купли-продажи от 13.06.2019. Право собственности зарегистрировано 17.06.2019. Указанные собственники зарегистрированы по месту жительства и проживают в данном доме.

Согласно уведомлению ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Ельцу» от 08.10.2020 Гуляевой Е.В. отказано в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг ООО «ТЭКО-Сервис».

Из объяснений истца Гуляевой Е.В., третьего лица заявившего самостоятельные требования Гуляева М.А. данных в судебном заседании следует, что платежный документ на оплату коммунальной услуги от ответчика ООО «ТЭКО-Сервис» до 15.10.2020 не поступал, впервые платежный документ поступил за ноябрь 2020 года. Данный факт не оспаривался представителями ответчика и подтверждается выпиской из лицевого счета по состоянию на 01.10.2020 открытого ООО «ТЭКО-Сервис» №*** на имя Гуляевой Е.В. по адресу: г.Елец N... дом № 64, платежным документом за ноябрь 2020 года. В лицевом счете так же указано: количество зарегистрированных 4, общая площадь 0, жилая площадь 0, дата выдачи 07.10.2020, задолженность на 01.10.2020 составляет 9581, 23 руб.

Согласно объяснений истца Гуляевой Е.В., третьего лица заявившего самостоятельные требования Гуляева М.А. данных в судебном заседании, приобщенным к материалам дела фото и видеозаписи, усматривается, что на территории земельного участка к дому №*** по N... в N... имеется компостная яма, куда семья истца, утилизирует бытовые отходы. Металлическую и пластиковую тару семья истца собирает в бочку, которая расположена на земельном участке, а затем сдают в специализированную организацию. Вещи, которые не использует ее семья, они отдают другим людям. Стекло бетонируют на участке.

Согласно платежному документу за июнь 2021 года остаток на начало месяца составляет 7 924, 21 руб., к оплате 343, 53 руб., количество проживающих указано «3 чел.». При этом, и истец Гуляева Е.В., и третье лицо заявившее самостоятельные требования Гуляев М.А. в судебном заседании пояснили, что оплату платежей ООО «ТЭКО-Сервис» они не производили ни одного раза, и состав их семьи четыре человека.

Из карточки лицевого счета №*** по состоянию на июнь 2021 года, предоставленной в судебное заседание представителем ответчика усматривается, что начисления платежей произведены с июля 2019 года, состав семьи 4 человека, ежемесячная сумма платежа с июля 2019 года по октябрь 2019 года составляет 465, 65 руб., а с ноября 2019 года по июнь 2021 года – 458, 05 руб. Задолженность за период с июля 2019 года по май 2021 года составляет 10 565, 55 руб., с учетом суммы начисленной за июнь (458, 05 руб.) – 11 023 рубля 60 копеек.

04.05.2018 между УЖКХ Липецкой области (именуемое в дальнейшем Управление) и ООО «ТЭКО-Сервис» (именуемое в дальнейшем Региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Елецкая Липецкой области. Из текста данного соглашения усматривается, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (далее потребители) на территории зоны Елецкая Липецкой области, описание которой приведено в приложении № 1 к настоящему Соглашению (п.2.2.). Региональный оператор вправе направить Управлению предложения по изменению схемы обращения с отходами: в случае обнаружения новых мест накопления твердых коммунальных отходов, появления новых потребителей в зоне деятельности Регионального оператора (подпункт «в» пункта 3.9.).

22.01.2019 ООО «ТЭКО-Сервис» разместило в «Липецкой газете» публичную оферту (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно условиям данного договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора (п.1.1). Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а так же информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно приложению к данному договору (п.1.2.). Способ складирования ТКО: мусороприемники, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (п.1.3.). Потребитель в жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 2.2.). Потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (п.4.4.1.). Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью (п.10.11.).

Из приложения, предоставленного в судебное заседание представителем ответчика усматривается, что в нем отсутствуют сведения о наличии контейнеров на N..., а согласно объяснения представителя ответчика Герцена И.Д. расстояние до ближайшего места нахождения контейнеров 400-500 метров, в территориальной схеме обращения с отходами в Липецкой области бестарный и пакетированный способ сбора ТКО около дома истца не предусмотрен.

В соответствии с распечатками системы «Гланас», копии которых предоставлены представителем ответчика и приобщены к материалам дела, следует, что мусоровозы не подходят к N..., на данной улице нет контейнерных площадок и никогда не осуществлялась остановка мусоровозов.

Согласно ответу, на запрос суда, от 28.06.2021 администрация городского округа город Елец сообщает, что на территории городского округа город Елец накопление твердых коммунальных отходов осуществляется несколькими различными способами, в том числе бестарным. По информации предоставленной по средствам телефонной связи региональным оператором ООО «ТЭКО-Сервис», по адресу: г.Елец, N... дом № 64 региональным оператором ООО «ТЭКО-Сервис» осуществляется бестарный вывоз мусора по графику вывоза: вторник, суббота. Ввиду плотной застройки, по адресу: г.Елец, N... дом № 64, нет возможности соблюдения установленных разрывов в части размещения контейнерной площадки согласно санитарным требованиям. Аналогичные ответы были даны Гуляевой Е.В. на ее обращения в комитет по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец и администрацию городского округа город Елец.

Государственная жилищная инспекция Липецкой области и ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах на заявления Гуляевой Е.В. сообщили о наличии нарушений расстояния от жилых домов до контейнеров ТКО более 100 метров и направлении информационного письма в администрацию городского округа город Елец для рассмотрения вопроса о возможном рациональном размещении контейнерной площадки. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и объяснениями представителей ответчика, и распечатками спутниковой навигации, аппаратурой которой оснащены мусоровозы, копии которых предоставлены представителем ответчика и приобщены к материалам дела.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10 показала, что ранее услугу по вывозу твердых коммунальных отходов оказывало предприятие «Спецавтотранс», машины которого собирали и вывозили мусор с N.... В течении последних двух лет машины по сбору мусора на N... не приезжают, мусор не вывозят, контейнеры для сбора мусора отсутствуют. Иногда приезжает машина в четверг, но к домам №*** и №*** машина никогда не подъезжает. Мешочный сбор мусора на N... не производится, все жители указанной улицы, в том числе и она, и Гуляевы, собирают, вывозят и утилизируют твердые коммунальные отходы самостоятельно, а именно собирают на своих участках, организуют компостные ямы, и вывозят в специализированные пункты по сбору картона, пластика, металла. ООО «ТЭКО-Сервис» услугу по вывозу мусора собственникам жилых домов по N... не оказывают.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца Гуляевой Е.В., третьего лица Гуляева М.А., представителей ответчика Нургалей Т.В. и Герцена И.Д., выписками из ЕГРН от 17.06.2019; карточкой лицевого счета №*** по состоянию на июнь 2021 года; фотографиями; видеозаписью приобщенными к материалам дела; ответом Государственной жилищной инспекции Липецкой области; ответом на заявление Гуляевой Е.В. ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г.Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах на заявление Гуляевой Е.В.; ответом, на запрос суда, от 28.06.2021 администрации городского округа город Елец; письменными возражениями представителей ответчика; копией «Липецкой газеты» от 22.01.2019; соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Елецкая Липецкой области; распечатками спутниковой навигации, аппаратурой которой оснащены мусоровозы.

Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено и подтверждено письменными доказательствами и объяснениями сторон, что истец Гуляева Е.В., третье лицо заявившее самостоятельные требования Гуляев М.А. и их несовершеннолетние дети ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ рождения), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ рождения) являются собственниками жилого дома № 64 по N... в N... на основании договора купли-продажи от 13.06.2019. Право собственности зарегистрировано 17.06.2019. Несовершеннолетние ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ рождения), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ рождения) в силу возраста не могут обратиться в суд, поэтому Гуляевы действуют как в своих интересах, так и в праве действовать в интересах своих несовершеннолетних детей. ООО «ТЭКО-Сервис» является единственным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны N.... Контейнерная площадка и контейнеры для сбора ТКО на N... отсутствуют. Расстояние от дома N... по N... до ближайшего места нахождения контейнеров 400-500 метров. В территориальной схеме обращения с отходами в Липецкой области N... отсутствует, бестарный и пакетированный способ сбора ТКО около дома истца не предусмотрен. Вместе с тем региональный оператор – ответчик по делу направлял квитанции – платежные документы истцу для оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом первый платежный документ был направлен истцу ответчиком только в ноябре 2020 года, в котором уже была указана задолженность, однако ранее платежные документы ответчик истцу не направлял. Сведения о начисленных платежах указанных в платежных документах и в карточке лицевого счета, не соответствуют друг другу. Региональный оператор ООО «ТЭКО-Сервис» при выявлении новых потребителей Гуляевых, не воспользовался своим правом вправе и не направил Управлению предложение по изменению схемы обращения с отходами, так как данные потребители находятся в зоне деятельности Регионального оператора, но отсутствуют в территориальной схеме. Гуляевой Е.В. отказано в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг ООО «ТЭКО-Сервис».

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что региональным оператором ООО «ТЭКО-Сервис», ответчиком по делу, истцу в период с ноября 2020 года по июнь 2021 года направлялись квитанции на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с указанием на наличие задолженности с января 2019 года, при этом адрес дома, находящегося в собственности Гуляевых, отсутствует в территориальной схеме обращения с отходами в Липецкой области, и для которого в соответствии с данной схемой отсутствует место накопления отходов (контейнерная площадка). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с нормами Жилищного законодательства между истцом и ответчиком не заключался. Вместе с тем согласно приведенным выше Правилам потребители, к которым относятся и Гуляевы, обязаны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, которым является ответчик. В отсутствие соответствующих контейнеров, бункеров и прочих мест складирования ТКО у потребителей Гуляевых нет возможности совершать конклюдентные действия, такие как помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов и производить оплату услуг регионального оператора согласно выставленной задолженности указанной в платежном документе. Следовательно, ответчиком не оказывается истцу услуга по вывозу ТКО, в связи с чем действия ответчика о начислении задолженности истцу являются незаконными. Ответчиком не оказывается услуга обращению с ТКО Гуляевым.

Доводы представителей ответчика о том, что с момента регистрации права собственности у граждан возникает обязанность по оплате платежей за обращение с твердыми коммунальными отходами, основаны на неправильном толковании закона.

Доводы представителей ответчика о том, что после размещения ООО «ТЭКО-Сервис» в «Липецкой газете» предложения о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора, на потребителях, в том числе и Гуляевых, лежит обязанность направить заявку региональному оператору, если такая заявка не направлена, договор считается заключенным с 13 февраля 2019 года, суд относится критически, так как в соответствии с пунктом 1.1, данного договора, Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объем и в месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Из материалов дела и объяснений самих представителей ответчика следует, что адрес дома Гуляевых в территориальной схеме отсутствует. Место накопления отходов (контейнерная площадка) на расстоянии не боле 100 метров от дома истца отсутствует. Мусороприемники, контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, пакеты или другие емкости для складирования ТКО ответчиком истцу не предоставлялись. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с нормами Жилищного законодательства между истцом и ответчиком не заключался.

Доводы представителей ответчика о том, что отсутствие места (площадки) накопления ТКО на расстоянии, предусмотренном СанПиН, не является причиной считать услугу по вывозу твердых бытовых отходов не оказанной, так как само по себе не свидетельствует, что истец не пользуется данной услугой, и отсутствуют основания для освобождения истца от оплаты за указанную коммунальную услугу являются ошибочными. Согласно объяснениям самих представителей ответчика в территориальной схеме обращения с отходами в Липецкой области адрес дома Гуляевых отсутствует, бестарный и пакетированный способ сбора ТКО около дома истца не предусмотрен. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком не оказывается истцу услуга по вывозу твердых коммунальных отходов, доказательства в опровержение данных фактов ответчик в судебное заседание не представил.

Доводы представителей ответчика о том, что ООО «ТЭКО-Сервис» только несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки указанных отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО, и не отвечает за организацию площадок для сбора ТКО, установку мусорных контейнеров, не утверждает схему места расположения контейнеров, не могут являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, так как в публичном договоре, размещенном ответчиком в «Липецкой газете» предусмотрен способ складирования ТКО: мусороприемники, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (п.1.3.). Потребитель в жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 2.2.). Потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (п.4.4.1.). При рассмотрении данного дела было установлено, что для дома Гуляевых такое место не определено. В территориальной схеме обращения с отходами в Липецкой области адрес дома Гуляевых отсутствует, бестарный и пакетированный способ сбора ТКО около дома истца не предусмотрен. Мусороприемники, контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, пакеты или другие емкости, истцу ответчиком не предоставлялись. Письменный договор с иными условиями, по сравнению с теми, что указаны в типовом публичном договоре, между истцом и ответчиком не заключался.

Опровергая доводы истца о том, что он сам производит утилизацию, вывоз твердых коммунальных отходов представители ответчиков не представили суду доказательства подтверждающие оказание ими услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Гуляевым. Более того, сами представители, предоставили суду доказательства, которые приведены выше, подтверждающие, что ООО «ТЭКО-Сервис» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Гуляевым не оказывает.

В силу 15 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» даны разъяснения о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Согласно пункту 155 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

При определении размера денежной компенсации суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приведенные выше, учитывает характер причиненных потребителям нравственных и физических страданий, исходит из принципа разумности и справедливости, в связи с чем заявленную к взысканию сумму денежной компенсации в размере по 5 000 рублей каждому суд находит завышенной, так как данный размер компенсации может привести к нарушению баланса интересов сторон. Суд принимает во внимание, что Гуляевы не производили оплату начисленной задолженности, однако им было отказано в начислении субсидии.

Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о причинении Гуляевым нравственных и физических страданий ввиду неправомерных действий ответчика ООО «ТЭКО-Сервис». Суд приходит к выводу, что разумной и справедливой является денежная компенсация в размере по 500 рублей каждому, которая подлежит взысканию с ответчика ООО «ТЭКО-Сервис». Ответчик ООО «ТЭКО-Сервис» не представил суду доказательства правомерности своих действий и отсутствие вины.

Оценив полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что ответчиком за спорный период не оказывалась истцу услуга по вывозу ТКО, в связи с чем действия ответчика о начислении задолженности истцу являются незаконными. Действиями ответчика нарушены права Гуляевых, в связи с чем на ответчика ООО «ТЭКО-Сервис» необходимо возложить обязанности произвести перерасчет и аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами начисленную по адресу: Липецкая область, N.... На отношения возникшие между истцом и ответчиком распространяются положения Закона «О защите прав потребителей», следовательно с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда. При этом, у суда отсутствуют основания для удовлетворении требований Гуляевых о взыскании с ответчика неустойки, так как начисленные ответчиком платежи ни истцом, ни третьим лицом Гуляевым М.А. не оплачивались.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Статья 8.п.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах.

Согласно приведенным нормам, на споры по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, на правоотношения возникшие между ООО «ТЭКО-Сервис» и Гуляевыми распространяются положения Закона «О защите прав потребителей», следовательно, истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что при обращении в суд с иском истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет Муниципального образования городской округ город Елец в размере 300 рублей, так как заявленные требования носят неимущественный характер.

Руководствуясь ст. ст. ст. 107, 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «ТЭКО-Сервис» по начислению задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Липецкая область, N..., лицевой счет №*** открыт на имя Гуляевой Екатерины Викторовны за период с июля 2019 года по июнь 2021 года включительно.

Обязать ООО «ТЭКО-Сервис» произвести перерасчет и аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами начисленную по адресу: Липецкая область, N..., лицевой счет №*** открыт на имя Гуляевой Екатерины Викторовны за период с июля 2019 года по июнь 2021 года в размере 11 023 (одиннадцать тысяч двадцать три) рубля 60 копеек.

Взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» в пользу Гуляевой Екатерины Викторовны компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.

Взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» в пользу Гуляева Михаила Александровича компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей;

Гуляевой Екатерине Викторовне и Гуляеву Михаилу Александровичу в удовлетворении требований предъявленных к ООО «ТЭКО-Сервис» о взыскании неустойки в размере по 33 070 (тридцать три тысячи семьдесят) рублей 80 копеек в пользу каждого – отказать.

Взыскать с ООО «ТЭКО-Сервис» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования городской округ г. Елец Липецкой области в размере 300 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий- Г.Л.АНПИЛОВА.

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2021 года.

2-1280/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуляева Екатерина Викторовна
Ответчики
ООО "ТЭКО-Сервис"
Другие
Нургалей Татьяна Васильевна
Герцен Дмитрий Игоревич
администрация городского округа город Елец
Гуляев Михаил Александрович
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Анпилова Г.Л.
Дело на сайте суда
eletsgorsud.lpk.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2021Передача материалов судье
07.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее