Дело № 2а-1249/2019 28.03.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Никитиной Н.А.,
при секретаре Саковой И.В.,
с участием представителя административного истца Реднёва А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадстком районах о признании незаконными предписания, представления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным предписание Роспотребнадзора №78-05-18/265 от 29.05.2018.
Административный истец так же обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным представление Роспотребнадзора №78-05-18/86 от 29.05.2018.
Определением суда от 19.03.2019 дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» осуществляет управление многоквартирным домом № корп. № по ул. <адрес> в Санкт-Петербурге.
В результате проведенной административным ответчиком проверки было установлено, что показатель уровня железа в воде составляет 1,13 мг/дм3 при регламентированных значениях СанПиН 2.1.4.1074-01 не более 0,3 мг/дм3. При этом, как указывает административный истец, отборы проб производились только в зоне ответственности ООО «УК «Содружество Столиц». Отборы проб в зоне ответственности ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Роспотребнадзор не производил.
По результатам проверки административному истцу 29.05.2018 было выдано Предписание №78-05-18/265, Представление №78-05-18/86, которые административный истец просит признать незаконными.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес>.
В ходе внеплановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадстком районах установлено, что водоснабжение жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> централизованное от общегородских коммунальных сетей на основании договора с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
16.05.2018 по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в зоне балансовой ответственности ООО УК «Содружество Столиц» выполнены отборы проб питьевой воды в двух точках внутридомовой сети системы питьевого водоснабжения.
Результаты лабораторных исследований представленные филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге» свидетельствуют о том, что во внутридомовой сети питьевого водоснабжения показатель уровня железа в воде составляет >1,13 мг/дм3 при регламентированных значениях СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» – не более 0,3мг/дм3.
По результатам проведенной проверки 29.05.2018 вынесено представление №78-05-18/86, которым предложено принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь: обеспечить соответствие качества питьевой воды у потребителя коммунальной услуги централизованной системы питьевого водоснабжения в <адрес> корпус <адрес> ул. <адрес> в соответствии СанПиН 2.1.4.1074-01 «"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
29.05.2018 выдано предписание №78-05-18/265, которым на ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» возложена обязанность устранить нарушение законодательства Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», ст. 10 Федерального закона российской Федерации от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц; обеспечить соответствие качества питьевой воды у потребителя коммунальной услуги централизованной системы питьевого водоснабжения в <адрес> корпус <адрес> <адрес> в соответствии с действующим законодательством; обеспечить безопасность коммунальной услуги питьевого водоснабжения – обеспечить качество питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к качеству питьевой воды и порядок контроля за таким качеством установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в приложении 2.
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 года) производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Роспотребнадзора установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 года N 764, который определяет порядок осуществления государственного контроля деятельности или действий (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых граждан требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, принимая во внимание наличие выявленных при проведении проверки нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде, суд приходит к выводу о наличии оснований для выдачи оспариваемого Предписания №78-05-18/265.
В части требований о признании незаконным Представления №78-05-18/86, суд принимает во внимание, что согласно ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Положения ст. 29.13 КоАП РФ не ограничивают круг лиц, которым может быть адресовано предписание, исключительно лицами, в действиях которых установлена вина в совершении административного правонарушения.
Оспариваемое представление Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах от 29.05.2018 года вынесено уполномоченным должностным лицом, в порядке, установленном действующим законодательством, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Доводы административного истца о том, что холодная вода поступает в Учреждение на основании договора с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в связи с чем на административного истца не может быть возложена обязанность по контролю качества воды, суд полагает не обоснованными.
Экспертное заключение, на которое ссылается представитель административного истца, составлено 22.02.2018, в то время как отбор проб питьевой воды административным ответчиком произведен 16.05.2018.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" - в части водоснабжения, а также п. 11 ч. 5 ст. 14 данного Федерального закона - в части водоотведения существенным условием договора является граница эксплуатационной ответственности по сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.
Аналогичные положения содержатся в п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 644.
В соответствии с п. 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (п. 23 Правил N 644).
То обстоятельства, что отборы проб питьевой воды были выполнены в зоне балансовой ответственности ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» представителем административного истца не оспаривалось.
Таким образом, ответственность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявленных к питьевой воде возложена на ООО «Управляющая компания «Содружество Столиц» в границах его эксплуатационной ответственности.
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.03.2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░