Судья Малкина А.К. Дело № 7.2-150/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, рассмотрев 24 июня 2024 г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Максимовой Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 мая 2024г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского округа Саранск,
установил:
постановлением врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Максимовой Л.В. № 45 от 27 февраля 2024 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 мая 2024 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Максимова Л.В. просит решение суда отменить, указывает, что материалами дела доказана вина администрации в совершении вмененного правонарушения, при этом недостаточное финансирование не может являться основанием для освобождения администрации от административной ответственности.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск, потерпевшая ФИО4 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия от 28 сентября 2020 г. на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2020 г. серии ФС <№> возбуждено исполнительное производство <№>-ИП предмет исполнения: обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м на территории г.Саранска; в случае невозможности предоставить жилое помещение в границах г.Саранска с согласия ФИО5 предоставить ей жилое помещение в другом населенном пункте.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.
23 ноября 2020 г. было вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Саранск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 22 декабря 2020 г. Администрация городского округа Саранск освобождена от взыскания исполнительского сбора.
1 февраля 2024 г. судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 9 февраля 2024 г.
Протоколом об административном правонарушении № 45 от 12 февраля 2024 г. Администрации городского округа Саранск вменялось то, что она в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не исполнила требования исполнительного документа – исполнительного листа Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2020 г. серии ФС <№>.
Постановлением врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Максимовой Л.В. № 45 от 27 февраля 2024 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях администрации, поскольку вышеуказанная обязанность возложена на неё в связи с реализацией переданных ей государственных полномочий, расходы по которым не были профинансированы за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
С указанными выводами судьи районного суда следует согласиться.Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов наделены государственными полномочиями Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
При этом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона Республики Мордовия уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия обязан обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственного полномочия. Органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В соответствии с частью 1 статьи 6 вышеуказанного Закона Республики Мордовия финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, источником финансирования обязательств Администрации городского округа Саранск по реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются субвенции, предоставляемые бюджету муниципального образования из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций, администрация неоднократно направляла Главе Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия, Министру финансов Республики Мордовия ходатайства с просьбой предоставить бюджету субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, среди них ФИО4, однако данные обращения ожидаемого результата не принесли.
При этом Администрация городского округа Саранск судебному приставу-исполнителю предоставляла информацию о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении ФИО4 жилого помещения, администрация не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению жилым помещением.
Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении ФИО4 жилого помещения у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось и обратное не доказано. Следовательно, вина Администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, судья районного суда правомерно прекратил начатое в отношении Администрации городского округа Саранск производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы жалобы должностного лица о том, что обжалуемое решение по своей сути предоставляет отсрочку исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения до выделения субвенций из республиканского бюджета, доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией предприняты все возможные меры для своевременного исполнения решения суда, не представлены, основаны на субъективном изложении обстоятельств дела и толковании закона, не опровергают и не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного акта.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы должностного лица не может быть отменено.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 мая 2024 г. оставить без изменения, жалобу врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Максимовой Л.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа