Дело №2-1093/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 03 ноября 2016 года дело по иску К.С.В. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» о признании незаконными действий по постановке на диспансерный учет и обязании снять с диспансерного учета,
У С Т А Н О В И Л:
К.С.В. обратился в суд с иском о признании действий ГБУЗ «Сысольская ЦРБ» по установлению необоснованного диагноза и постановке на диспансерный учет незаконными и возложении на ГБУЗ «Сысольская ЦРБ» обязанности снять его с диспансерного учета. В обоснование требований истец указал, что в 2016 году узнал, что в сентябре 2013 года он был поставлен на диспансерный учет как лицо, страдающее <данные изъяты>. По мнению истца, на учет с указанным заболеванием он был поставлен незаконно, так как в сентябре 2013 в больницу не обращался, общественный порядок не нарушал, в органы полиции не доставлялся. В 2012 году истец проходил медицинское обследование с целью получения водительского удостоверения, и при этом, был признан годным к управлению транспортным средством. В 2013 году истец проходил врачебную комиссию для установления инвалидности по причине заболевания ног после травмы, и тогда увидел в медицинской документации запись о наличии диагноза <данные изъяты>. Тогда же истец, будучи на приеме врача психиатра-нарколога, подписал документы, однако текст подписанных документов ему был неизвестен ввиду плохого зрения. В связи с этим, истец считает, что был поставлен на диспансерный учет без каких бы то не было на то оснований и фактов, свидетельствующих о <данные изъяты>. Тем самым были нарушены его гражданские права.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал.
Представитель ответчика - ГБУЗ «Сысольская ЦРБ» по доверенности Семенчин А.В. исковые требования не признал.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица врач психиатр-нарколог ГБУЗ «Сысольская ЦРБ» Васильева Л.А. исковые требования не поддержала.
Суд, заслушав стороны, показания свидетеля Т. и эксперта ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» М.В., исследовав материалы гражданского дела, обозрев медицинскую карту амбулаторного <данные изъяты> больного №, приходит к следующему:
Согласно медицинской карте амбулаторного больного наркологического кабинета Сысольской ЦРБ К.С.В., (дата) года рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты> с (дата).
В судебном заседании К.С.В. пояснил, что спиртные напитки не употребляет, является <данные изъяты> в связи с травмой. С установленным диагнозом не согласен. О том, что состоит на учете узнал при прохождении освидетельствования на инвалидность.
Правовые организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 названного закона основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Профилактика в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (ст.12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 психические расстройства и расстройства поведения с кодом F 00 - F 99 по МКБ-10, к которым относятся и расстройства вследствие <данные изъяты>, отнесены к социально значимым заболеваниям.
В целях динамического наблюдения, в том числе проведения необходимого обследования, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, и своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц устанавливается диспансерное наблюдение (часть 5 статьи 46 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года № 704 за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного.
Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
В сложных и сомнительных случаях диагноз заболевания целесообразно устанавливать врачебно-консультативной комиссией наркологического учреждения.
Из медицинской карты К.С.В. следует, что он обратился впервые к врачу психиатру-наркологу (дата). По результатам обследования установлен диагноз <данные изъяты>. К управлению транспортными средствами не годен. Контрольная явка рекомендована (дата). (дата) К.С.В. взят на «Д» с диагнозом <данные изъяты> врачебно-консультационной комиссией в составе трех врачей, в числе которых значится и врач психиатр-нарколог Васильева В.А. Принятие комиссионного решения о постановке К.С.В. на диспансерный учет с указанным заболеванием подтверждается и журналом записи заключений наркологической врачебной комиссии МУЗ «Сысольская ЦРБ» (запись под №).
Таким образом, решение о взятии К.С.В. на диспансерный учет принято в установленном порядке.
18.11.2013 К.С.В. подписал информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство.
Между тем, истец выразил несогласие с установленным диагнозом <данные изъяты>.
На основании ходатайства истца, в целях установления обоснованности выставленного диагноза и наличия оснований для снятия истца с диспансерного учета, судом по делу была назначена судебно медицинская экспертиза, проведение которой было поручено ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Согласно заключению ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» диагноз <данные изъяты>, установлен истцу в 2013 году без оснований и клинически объективно не подтвержден. К таким выводам комиссия экспертов пришла в связи с тем, что в представленной медицинской документации сведения, касающиеся заболевания <данные изъяты>, обрывочные, скудные; до 2013 года отсутствует динамическое наблюдение и анамнез заболевания, нет сведений о прохождении стационарного лечения в связи с данным заболеванием; полностью отсутствует обоснование <данные изъяты>, которая характеризуется не только психической и физической зависимостью от алкоголя, но и тяжелым поражением различных органов и систем (в данном случае у истца имеется <данные изъяты> и <данные изъяты>, однако, доказать связь данных заболеваний с токсическим действием алкоголя не представляется возможным, поскольку также имеется сопутствующая патология, которая может обусловить наличие этих заболеваний – <данные изъяты>). Кроме того, <данные изъяты> характеризуется внешними признаками, т.н. стигмами («метками») хронического алкоголизма (гиперемия (покраснение) лица с расширенной сетью капилляров, увеличение околоушных слюнных желез, обложенный язык, тремор (дрожание) конечностей и т.д.), которых не зафиксировано при очном обследовании К.С.В., также не выявлено психических отклонений, характерных для <данные изъяты>.
Вместе с тем, экспертная комиссия пришла к выводу, что по представленным клиническим данным нельзя полностью исключить наличие у истца заболевания <данные изъяты> в фазе стойкой ремиссии (ответ на вопрос №).
Однако в рамках судебно-медицинской экспертизы, учитывая скудность и неполноту представленных медицинских данных, подтвердить наличие стойкой ремиссии не представляется возможным. Для подтверждения стойкой ремиссии заболевания и снятия с диспансерного учета истцу необходимо пройти стационарное обследование на базе ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» (ответ на вопрос №).
Допрошенный в суде в качестве эксперта М.В., являющийся членом судебно-экспертной комиссии ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», суду пояснил, что имеющиеся анамнестические данные указывают на наличие у истца такого заболевания, как <данные изъяты>. На данные обстоятельства указывают ряд признаков, которые истец указал в ходе осмотра, а именно: в 2012 году истец употреблял алкоголь, случались запои по 6-3 дней, имелась толерантность к алкоголю, рвотный рефлекс был утрачен. Однако, в настоящее время у истца наблюдается ремиссия, которую возможно подтвердить только в условиях стационарного обследования.
Оценивая заключение экспертизы № по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оснований не доверять выводам экспертной комиссии у суда не имеется. В составе экспертной комиссии принимали участие государственный судебно-медицинский эксперт Н.Е., врач психиатр-нарколог Н.А. и заведующий отделом сложных комиссионных экспертиз М.В., имеющие соответствующую высшую квалификационную категорию и большой стаж работы по специальности. Выводы даны на основании исследованной в полном объеме медицинской документации и результатов осмотра истца. Эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ. В связи с этим, суд находит заключение эксперта отвечающим требованиям относимости и допустимости доказательств (ст. 55, 58-59 ГПК РФ). Доказательств, опровергающих выводы эксперта суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что, при наличии у истца по состоянию на сентябрь 2013 года такого заболевания как <данные изъяты>, независимо от стадии этого заболевания, в соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года № 704, являлось основанием для принятия К.С.В. на диспансерный учет. В связи с этим, установление истцу неверного диагноза <данные изъяты> вместо <данные изъяты> не влечет снятие с диспансерного учета и не является основанием для признания действий ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» незаконными.
Требования истца о снятии его с диспансерного учета наркологического кабинета ГБУЗ «Сысольская ЦРБ» удовлетворению также не подлежат ввиду следующего:
Указанной выше Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом предусмотрено, что при установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии для больных хроническим алкоголизмом устанавливается трехлетний срок диспансерного учета. Частота осмотров больных I группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); II группы - 1 раз в 2 месяца; III группы - 1 раз в 3 месяца.
К.С.В. был ознакомлен с требованиями приказа Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 о необходимости систематического наблюдения в письменном виде 18.11.2013, что подтверждается его распиской. При этом, доводы истца о подписании указанного документа без прочтения, суд не может принять во внимание, так как истец является дееспособным и самостоятельно реализует свои гражданские права. Кроме того, из медицинской карты усматривается, что при посещении К.С.В. врача-нарколога 13.06.2012, следующий прием ему был назначен через месяц, а именно на 13.07.2012, что свидетельствует о разъяснении ему необходимости систематически являться на приём к врачу психиатру-наркологу.
Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года № 704 предусмотрено, что снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Подтверждение наступления стойкой ремиссии осуществляется в процессе систематических явок на осмотр врачом-наркологом.
По смыслу указанных норм, принятие врачебно-консультативной комиссией решения о снятии пациента с диспансерного учета осуществляется при условии соблюдения всех требований названной Инструкции и объективно подтвержденной ремиссии, при этом, истечение трехлетнего срока с момента постановки на диспансерный учет не является безусловным основанием для снятия с такого учета.
По результатам судебно-медицинской экспертизы, подтвердить у истца наличие стойкой ремиссии не представилось возможным ввиду отсутствия стационарного обследования. Однако от прохождения такого обследования истец отказался.
Поскольку доказательств наступления у истца стойкой ремиссии суду не представлено, оснований для возложения на ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» обязанности снять К.С.В. с диспансерного учета у суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования К.С.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К.С.В. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» о признании действий по постановке на диспансерный учет незаконными и обязании снять с диспансерного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья- Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 08.11.2016.