Дело №5-131/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
21 сентября 2020 года г.п.Угольные Копи
ул.Школьная, 13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В.,
при секретаре Загидулиной Ю.П.,
с участием: ИГДПС ОГИБДД МОМВД России «Анадырский» старшего лейтенанта полиции Г.И.И.,
представителей юридического лица – Администрации городского поселения Угольные Копи – Главы Администрации г.п.Угольные Копи Костича В.И. и Матвеевой Е.А., действующей на основании доверенности от 01.09.2020 №26/01-22,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации городского поселения Угольные Копи, юридический адрес: Чукотский АО, Анадырский район, пгт.Угольные Копи, ул.Советская, д.14А, находящегося по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п.Угольные Копи, ул.Молодёжная, д.5, ИНН 8701004110, КПП 870101001, ОГРН 1078709000017, о привлечении его к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении 87 ЕА 024821 от 17.08.2020, юридическое лицо – Администрация городского поселения Угольные Копи, являясь лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети городского поселения Угольные Копи в безопасном для движения состоянии, не выполнило предписание отделения ГИБДД МОМВД России «Анадырский» от 18.06.2020 об устранений повреждений дорожного полотна на ул.Первомайская пгт.Угольные Копи, напротив дома 9, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании ИГДПС ОГИБДД МОМВД России «Анадырский» старший лейтенант полиции Галиев И.И. указал, что срок для устранения выявленного нарушения был предоставлен в соответствии с действующим законодательством. Выявленное нарушение в виде просадки плит проезжей части дороги напротив дома 9 по ул.Первомайская пгт.Угольные Копи в настоящее время устранено путем засыпки участка дороги скальным грунтом. Не возражал против прекращения дела за малозначительностью в связи с тем, что угрозы для безопасности дорожного движения не имеется.
Представитель Администрации городского поселения Угольные Копи Матвеева Е.А. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала и пояснила, что устранить выявленное нарушение в установленный десятидневный срок не представлялось возможным, ввиду отсутствия на территории пгт.Угольные Копи муниципальных предприятий. Единственная организация, имеющая необходимые ресурсы (технику) для выполнения данного вида работ - АО «ЧТК», у которой по состоянию на 19.06.2020 отсутствовали необходимые специалисты на территории поселения. Организовать их прибытие в установленные сроки не представлялось возможным, так как на территории Чукотского АО действовала четырнадцатидневная изоляция вновь прибывающих работников из-за введенных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме этого, за период устранения выявленных нарушений недостатки в эксплуатационном состоянии участка проезжей части дороги по улице Первомайская не привёл к нарушению дорожного движения. Просит суд прекратить дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации г.п.Угольные Копи по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния.
Глава Администрации городского поселения Угольные Копи Костич В.И. в судебном заседании указал, что мероприятия по содержанию дорог местного значения, в том числе и по ул.Первомайская находятся в компетенции администрации городского поселения Угольные Копи и выполняются по мере необходимости и в рамках финансирования. Факт неисполнения предписания имел место. Представление от 18.06.2020, которое было направлено в адрес администрации, рассмотрено на рабочей встрече с представителем АО «ЧТК» К.В.В., на которой было достигнуто соглашение о проведении ремонта участка дороги возле дома 9 по ул.Первомайская в августе текущего года, информация о принятом решении направлена в адрес ОГИБДД. Произвести ремонт дорожного полотна в сроки, указанные в представлении, не представилось возможным из-за отсутствия специалистов, осуществляющих данный вид работ по причине COVID-19 и введением ограничений на въезд рабочих. Других подрядчиков, способных выполнить ремонт дороги, на территории поселка нет. Также в установленный ОГИБДД десятидневный срок невозможно исполнить предписание, поскольку по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо провести комплекс мероприятий, при совершении которых станет возможным устранение недостатков дорожного покрытия. В настоящий момент в связи с тем, что произошла просадка грунта, этот участок дороги засыпан скальным грунтом, который будет постоянно подсыпаться, а бетонирование дорожного полотна запланировано на 2021 год. Предприняты все установленные законом меры для исполнения предписания в десятидневный срок, однако по независящим от администрации обстоятельствам исполнить предписание не представилось возможным.
Просит дело об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью деяния, поскольку просадка дорожного полотна не повлекла последствий. Дорожный знак об имеющейся неровности в данном месте установлен, информация о просадке дорожного полотна была размещена на официальном сайте администрации, ни одно транспортное средство не повреждено, через этот участок дороги можно было ездить с соблюдением скоростного режима, указанному на поставленном в этом месте дорожном знаке «40». Уклонения от обязанностей по содержанию дорог и умысла в неисполнении требований, указанных в представлении в установленные сроки, у Администрации городского поселения Угольные Копи не было.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.
Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Субъекты данного правонарушения - должностные лица, а также юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла.
Из предписания об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения от 18.06.2020, вынесенного начальником ОГИБДД МОМВД России «Анадырский» Д.Р.В., следует, что Администрации городского поселения Угольные Копи предписано устранить дефекты покрытия проезжей части в соответствии с п.5.2.1 ГОСТа Р-50597-2017, где выявлена просадка плит проезжей части дороги, по адресу: ул.Первомайская напротив дома №9 пгт.Угольные Копи. Размер просадки: ширина 5 м (по всей ширине проезжей части дороги), глубиной от 8 до 15 сантиметров. Срок исполнения – 28.06.2020 (л.д.8).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу п.3 которого, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч.1 ст.17 указанного закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 №716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения.
В силу п.2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, федеральный надзор осуществляется в том числе Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
Приказом МВД России от 30.03.2015 №380 утвержден Административный Регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии с п.9.7 Административного регламента, сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельского поселения дорожная деятельность относится только в том случае, если он закреплен за сельским поселением законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения.
Согласно п.п.5 ч.1 ст.8 Устава городского поселения Угольные Копи, к вопросам местного значения городского поселения Угольные Копи относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.35-36).
Совершение Администрацией городского поселения Угольные Копи административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении 87 ЕА 024821 от 17.08.2020, в котором изложено существо правонарушения, в протоколе имеется подпись Главы Администрации городского поселения Угольные Копи Костича В.И., подтверждающая его ознакомление с протоколом и получение его копии (л.д.35);
- предписанием об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения от 18.06.2020, вынесенного начальником ОГИБДД МОМВД России «Анадырский» Д.Р.В., из которого следует, что Администрации городского поселения Угольные Копи предписано устранить дефекты покрытия проезжей части в соответствии с п.5.2.1 ГОСТа Р-50597-2017, где выявлена просадка плит проезжей части дороги, по адресу: ул.Первомайская напротив дома №9 пгт.Угольные Копи. Размер просадки: ширина 5 м (по всей ширине проезжей части дороги), глубиной от 8 до 15 сантиметров. Срок исполнения – 28.06.2020 (л.д.8).
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 19.07.2020, согласно которому по адресу: ул.Первомайская, напротив дома №9 пгт.Угольные Копи, выявлена просадка плит проезжей части дороги. Размер просадки: ширина 5 м (по всей ширине проезжей части дороги), глубиной от 8 до 15 сантиметров. Не соблюдены требования пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-17 (л.д.7);
- сообщением Главы Администрации городского поселения Угольные Копи Костича В.И. от 25.06.2020, согласно которому выполнить требования по устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств в бюджете поселения за 2020 год и в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 19.06.2020 проведена рабочая встреча с представителем АО «Чукотская торговая компания» в г.п.Угольные Копи, на которой достигнута договоренность по устранению дефекта дорожного покрытия в первой декаде августа текущего года, при выполнении работ по бетонированию дороги местного значения в районе микрорайона «Первомайский» (л.д.9, 18);
- актом контрольной проверки устранения недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 21.07.2020, из которого следует, что Администрацией городского поселения Угольные Копи выявленные недостатки, установленные предписанием от 18.06.2020, не устранены (л.д.10, 22);
- информацией для жителей городского поселения Угольные Копи о соблюдении меры безопасности при передвижении на автотранспорте по проезжей части дороги напротив дома №9 по ул.Первомайская (л.д.17);
- протоколом рабочей встречи по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения от 19.06.2020, из которого следует, что ремонт участка дороги напротив дома №9 по ул.Первомайская бетонного покрытия проезжей части будет произведен во время выполнения работ по бетонированию на перекрестке дорог местного и регионального значения в первой половине августа 2020 года (л.д.19-20);
- постановлением и.о. Главы Администрации городского поселения Угольные Копи от 05.04.2016 №69, согласно которому утвержден Перечень автомобильных дорог бесхозяйных, подлежащих оформлению и принятию в собственность муниципального образования городского поселения Угольные Копи (л.д.160-161).
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
Доказательства, представленные юридическим лицом, подтверждают действия Администрации городского поселения Угольные Копи, выразившиеся в неисполнении предписания по устранению дефектов в установленный срок, и предпринятые меры к их устранению, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
Национальный стандарт в области безопасного движения представляет собой возможность предоставления срока от 1 до 12 дней для исправления недостатков дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
При этом необходимо учитывать, что требования ГОСТа Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» могут быть выполнены только при условии соблюдения юридическим лицом требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Учитывая изложенное, предпринятые юридическим лицом меры к устранению повреждений дорожного покрытия, а именно снятие плит и засыпка скальной породой поврежденного участка, а также проведение мероприятий по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подтверждают, что юридическим лицом предприняты все возможные меры для устранения данного нарушения. Соответственно, неисполнение требования предписания в установленный десятидневный срок имело объективные причины.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П разъяснено, что в силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.
Использование этой возможности применения малозначительности к совершенному правонарушению не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Изучив вышеприведенные нормы права, доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции по делу, суд приходит к выводу, что Администрация городского поселения Угольные Копи не имела реальной возможности исполнить предписание в установленный десятидневный срок ввиду необходимости соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом Администрацией были предприняты все зависящие от нее меры по исполнению предписания, в том числе снято дорожное покрытие и засыпан поврежденный участок дороги скальной породой.
Таким образом, учитывая, что совершенное Администрацией городского поселения Угольные Копи деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, объема содеянного, учитывая, что требования по устранению выявленных нарушений исполнены, но в установленный срок у Администрации городского поселения их исполнить не имелось возможности по причине введения ограничительных мер в период пандемии (COVID-19), отсутствия работников, выполняющих ремонт дорожного покрытия, что Администрацией городского поселения Угольные Копи предприняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения, что совершенное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствуют каких-либо тяжкие последствия, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, суд считает возможным прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации городского поселения Угольные Копи о привлечении его к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявить устное замечание.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации городского поселения Угольные Копи, расположенного по адресу: 689501, Чукотский АО, Анадырский район, пгт.Угольные Копи, ул.Молодёжная, д.5, о привлечении его к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Объявить юридическому лицу - Администрации городского поселения Угольные Копи устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Евланова