Дело № 2а-5662/2021
УИД: 50RS0№-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шестнадцатое августа 2021 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городского округа Красногорск Московской области к Аджигельдиевой Зульфире Айнадиновне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.о. Красногорск Московской области (далее также – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Аджигельдиевой Зульфире Айнадиновне о взыскании недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек, недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размене <данные изъяты> копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество, в связи с тем, что ему на праве собственности в ДД.ММ.ГГГГ году принадлежал объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время (период владения в ДД.ММ.ГГГГ месяцев, период владения в ДД.ММ.ГГГГ месяцев). Административный ответчик, получив налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, не уплатил налог на имущество, в добровольном порядке задолженность по выставленному Инспекцией требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, не погасил. В связи с чем, Инспекция обратилась с заявлением в мировой суд № судебного участка Красногорского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога на имущество физического лица, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу №
Определением мирового судьи судебного участка № Красногорского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный приказ был отменен на основании заявления административного ответчика.
С учетом изложенных обстоятельств Инспекция обратилась в суд с настоящим иском, к которому приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не направлял, о причинах неявки не сообщил.
Административный ответчик Аджигельдиева Зульфира Айнадиновна извещена судом надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не направляла, о причинах неявки не сообщила.
Суд принял надлежащие меры по извещению административного истца и административного ответчика и, исходя из ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), разъяснений, содержащихся в п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие всех лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком (пп.1 п.3 ст.44 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 408, п.п. 1,2 ст. 409 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается налогоплательщиком не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. В частности, согласно подп. 6 п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение, не перечисленные в подп. 1-5 ч. 1 названной статьи НК РФ.
По общему правилу п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ (здесь и далее – действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. третьим п. 1абз. третьим п. 1 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Расчет суммы налога на имущество физических лиц, производится взыскателем в соответствии с положениями ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Налоговая база для целей расчета налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Судом установлено, что Аджигельдиевой Зульфире Айнадиновне на праве собственности в ДД.ММ.ГГГГ году принадлежал объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (период владения в ДД.ММ.ГГГГ месяцев, период владения в ДД.ММ.ГГГГ месяцев).
Таким образом, обозначенные налоговые периоды указанный объект недвижимости являлся объектом налогообложения, а Аджигельдиевой З.А. плательщиком налога на имущество физических лиц в лице своего законного представителя, доказательств выбытия квартиры из владения налогоплательщика, наличия льгот, оснований для освобождения от налогообложения административным ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу, при этом в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В адрес административного ответчика Инспекцией были направлены уведомления, которые не были исполнены в установленные сроки: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество до ДД.ММ.ГГГГ по указанному объекту недвижимости в размере <данные изъяты> рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество до ДД.ММ.ГГГГ по указанному объекту недвижимости в размере <данные изъяты> рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 п.1 ст.45 НК РФ), которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
Как следует из ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан выплатить пени, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением в добровольном порядке обязанности по уплате налога, Инспекцией были начислены пени и направлены требования, которые также не исполнены налогоплательщиком (его законным представителем): № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы недоимки в размере <данные изъяты> рублей по указанному налогу, а так же пени в размере <данные изъяты> копеек со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы недоимки в размере <данные изъяты> рублей по указанному налогу, а так же пени в размере <данные изъяты> копеек со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как орган, наделенный в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Мировым судьей судебного участка № Красногорского судебного района Московской области вынесен судебный приказ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании налога на имущество физического лица. Определением мирового судьи судебного участка № Красногорского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный приказ был отменен на основании заявления административного ответчика.
Административный истец обратился с административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на постовом коверте, то есть по истечении срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст.48 НК РФ).
Инспекция заявила ходатайство о восстановлении срока на обращения в суд с иском; в обоснование ссылалась на то, что согласно штампу входящей корреспонденции, определение мирового судьи поступило в адрес Инспекции только ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 № 2465-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
Следовательно, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, а после получения копии определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа предъявлен настоящий административный иск. Копия определения мирового судьи, согласно отметке входящей корреспонденции получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что процессуальный срок на обращение Инспекции в суд подлежит восстановлению.
Таким образом, с административного ответчика Аджигельдиевой Зульфиры Айнадиновны в пользу Инспекции подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек, по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год недоимку в размере <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек.
Расчет суммы недоимки по налогу, пени по налогу на имущество физических лиц проверен судом и признан верным, доказательств обратного, в частности, контррасчета, доказательств оплаты налогов административный ответчик суду не представил.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ и разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.о. Красногорск Московской области к Аджигельдиевой Зульфире Айнадиновне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, удовлетворить.
Взыскать с Аджигельдиевой Зульфиры Айнадиновны, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городскому округу Красногорск Московской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек; всего взыскать <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Аджигельдиевой Зульфире Айнадиновне в доход местного бюджета Красногорского городского округа Московской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья Р.Н. Харитонова