Дело № 2а-375/2021
УИД: 28RS0015-01-2021-000583-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Райчихинск 17 июня 2021 года
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Шпартун Е.П.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора города Райчихинска Порваткина А.Н.,
представителя административного ответчика органа местного самоуправления Учреждения администрации города Райчихинска Парфенюк Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска, к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт по замене участков сетей холодного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Райчихинска обратился в суд с административным исковым заявлением к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт по замене муниципальных сетей холодного водоснабжения, в обоснование требований указал, что прокуратурой города Райчихинска в ходе проверки по обращениям директора ООО «Тепловодоканал» выявлены нарушения в сфере организации водоснабжения населения г. Райчихинска, установлено, что административным ответчиком – Учреждением администрации города Райчихинска Амурской области допущено нарушение требований федерального законодательства РФ в сфере водоснабжения, а именно: истек срок технической службы муниципальных сетей холодного водоснабжения по ул. Апанасенко г. Райчихинска от дома № 16 до дома № 110, общей протяженностью 1 520 м., но капитальный ремонт сетей с их заменой не осуществлен. Согласно справке ООО «Тепловодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии указанных сетей водоснабженияследует, что год прокладки сетей 1967. Нормативный срок службы указанных сетей – 40 лет. Срок службы истек. Износ сетей – 120%. Согласно акту обследования, проведенного по требованию прокуратуры, следует, что требуется замена сетей. Из ответа администрации г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по требованию прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что капитальный ремонт сетей не требуется, а необходимо проведение текущего ремонта. При этом с документацией о реконструкции или проведения капитального ремонта администрация г. Райчихинска не обращалась в Министерство ЖКХ Амурской области. Бездействием администрации г. Райчихинска нарушаются права граждан г. Райчихинска по надлежащей организации водоснабжения в границах г. Райчихинска. Невыполнение технических мероприятий на сетях может повлечь перебои с водоснабжением и возникновением аварийных ситуаций, нарушение санитарного благополучия.
На основании изложенного, прокурор города Райчихинска просил суд обязать ответчика – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области выполнить капитальный ремонт по замене муниципальных сетей холодного водоснабжения по ул. Апанасенко г. Райчихинска от дома № 16 до дома № 110, общей протяженностью 1 520 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Райчихинска Порваткин А.Н. на заявленных требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что в соответствии с условиями Концессионного соглашения № (п. 13.2) ответственность за организацию водоснабжения и водоотведения населения и другим потребителям лежит на Концессионере (ООО «Тепловодоканал». Считает, что Учреждение администрации города Райчихинска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Ссылка административного истца на п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» несостоятельна. Учреждение администрации г. Райчихинска Амурской области в установленном законом порядке передало принадлежащее муниципальному образованию имущество ООО «Тепловодоканал», именно на нем, как на Концессионере, лежит эксплуатационная ответственность за состояние сетей водоснабжения. Доводы административного истца, что невыполнение технических мероприятий на сетях могут привести к перебоям с водоснабжением и возникновению аварийных ситуаций ничем не подтверждаются, носят предположительный характер. Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не может иметь юридической силы, так как обследование проводилось в отсутствие представителей КУИ г. Райчихинска.
Определением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по управлению имуществом города Райчихинска, ООО «Тепловодоканал» и Министерство ЖКХ Амурской области.
Представители заинтересованных лиц комитета по управлению имуществом города Райчихинска, ООО «Тепловодоканал» и Министерства ЖКХ Амурской области, будучи уведомленными надлежащим образом, в суд не явились, о причинах их неявки суду неизвестно.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 6 ст. 226 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц комитета по управлению имуществом города Райчихинска, ООО «Тепловодоканал», Министерства ЖКХ Амурской области.
Председатель комитета по управлению имуществом города Райчихинска в письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что административный истец не приводит ни одного доказательства в обоснование своей позиции, заявленные требования основаны только на умозаключениях и ошибочных выводах. Необходимость проведения капитального ремонта водопроводных сетей ничем необоснованна. Срок, устанавливаемый для капитального ремонта имущества, указан без учета особенностей бюджетного процесса и сроков производства работ, что сделает в свою очередь невозможным исполнение решения суда. Считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с главой 22 КАС РФ суды рассматривают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. ст. 209 - 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Исходя из положений п. п. 3, 4, 8, 11, 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 10 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Администрация города Райчихинска является собственником водопроводных сетей, местоположение: в районе ул. Апанасенко от ВК № (ул. Комсомольская, район бассейна) до КВ № (ул. Пономаренко, район кинопроката) ул. Литовченко и прилегающие к ним улицы.
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом города Райчихинска «Концедент» и ООО «Тепловодоканал» «Концессионер» заключено концессионное соглашение №, предметом которого является возложение на Концессионера обязанности за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Соглашением в соответствии с утвержденной сторонами инвестиционной программой: осуществлять эксплуатацию и обслуживание холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод с использованием Объекта соглашения и иного имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности (1.1).
Согласно п. 2.1 Соглашения объектом Соглашения являются комплекс объектов коммунальной инфраструктуры – недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения.
Из акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Концедент передал, а Концессионер (ООО «Тепловодоканал») принял спорные объекты недвижимости: водопроводные сети: г. Райчихинск, в районе ул. Апанасенко от ВК № (ул. Комсомольская район бассейна) до ВК № (ул. Пономаренко район кинопроката) ул. Литовченко и прилегающие к ним улицы.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» сообщило в прокуратуру о том, что сети холодного водоснабжения по ул. Апанасенко от дома № 16 до дома № 110 находятся в состоянии, непригодном для ремонта и эксплуатации. Просит обязать собственника муниципального имущества произвести указанные работы в ремонтный период 2021 года ввиду отсутствия капитального ремонта в утвержденном тарифе.
Согласно представленным справкам указанные сети холодного водоснабжения неремонтопригодны, текущий ремонт невозможен, требуется капитальный ремонт с заменой труб. Срок эксплуатации тепловых сетей составил 54 года, нормативный срок эксплуатации труб превышен, износ составляет 120%.
В материалах дела имеются акт обследования водопроводных сетей от ДД.ММ.ГГГГ по ул. Музыкальная.
Установлено, что сети холодного водоснабжения неремонтопригодны, текущий ремонт невозможен, требуется капитальный ремонт с заменой труб. Износ сетей составляет 120%. Срок эксплуатации водопроводных сетей составил 54 года, нормативный срок эксплуатации труб превышен.
В материалах дела имеется акт технического осмотра водопроводных сетей от ДД.ММ.ГГГГ: сети холодного водоснабжения по ул. Апанасенко от дома № 16 до дома № м110. Год прокладки 1967, нормативный срок службы 40 лет. В ходе обследования выявлено: водопроводные сети неремонтопригодны, текущий ремонт невозможен, требуется капитальный ремонт с заменой труб. Срок эксплуатации сетей составил 54 года.
Из заключения комиссии следует, что необходима замена участка сетей холодного водоснабжения по ул. Апанасенко от дома № 16 до дома № 110.
Из имеющихся актов выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что было нарушено водоснабжение по ул. Апанасенко, Литовченко, в связи с порывами сетей.
Из результатов проведенной Администрацией города Райчихинска проверки по факту порыва тепловых сетей следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего зарегистрировано 34 сообщения, связанных с произошедшими нарушениями (сбоями) в районе ЖКХ, в том числе с порывами сетей водоснабжения.
До настоящего времени вопрос о замене спорных сетей не решен, в связи с чем прокурор города Райчихинска, действуя в интересах жителей города Райчихинска, обратился в суд.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что основанием для предъявления прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц послужило то обстоятельство, что из-за порывов тепловых сетей и неисполнением администрацией города Райчихинска обязанностей по ремонту оборудования нарушаются конституционные права жителей города Райчихинска, в том числе в праве получения коммунальных услуг.
Таким образом, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, на Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области должна быть возложена обязанность по замене сетей водоснабжения. Возложение указанной обязанности соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенному праву, положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу городского округа города Райчихинск, согласно ст. 8 которого к вопросам местного значения городского округа относится осуществление реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.
При этом довод представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска о том, что администрация муниципального образования города Райчихинска не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит необоснованным, поскольку законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения (п. 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из постановления Администрации города Райчихинска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Тепловодоканал», осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, наделено статусом гарантирующей организации на территории городского округа город Райчихинск.
Предметом концессионного Соглашения является осуществление эксплуатации и обслуживания холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод с использованием Объекта соглашения и иного имущества.
В силу п. 4.2 Соглашения Концессионер обязан за счет средств на реконструкцию и (или) модернизацию объекта Соглашения, указанных в п. 4.9 настоящего Соглашения, разработать и согласовать с Концедентом проектную документацию, необходимую для реконструкции объектов Соглашения.
Согласно п. 4.9 Соглашения предельный размер расходов на реконструкцию и (или) модернизацию объекта Соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия Соглашения Концессионером, составляет 2 000 000 рублей.
Довод представителя административного ответчика о том, что ремонт муниципального имущества может проводиться за счет средств бюджета города только в том случае, если Концессионер в полном объеме расходовал средства на ремонт муниципального имущества сферы ЖКХ, предусмотренные в тарифе на соответствующий финансовый период (отопительный период), в том числе средств, предусмотренных предельным объемом инвестиций Концессионера, не может повлиять на решение суда, поскольку обязательства Концессионера по капитальному ремонту объектов Соглашения ограничены как размером денежных средств, так и сроком действия Соглашения,
Довод представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Райчихинска о том, что административный истец не приводит ни одного доказательства в обоснование своей позиции, что необходимость проведения капитального ремонта сетей водоснабжения ничем необоснованна, ошибочен, поскольку судом исследованы представленные доказательства, в том числе акт обследования тепловых сетей и сделан вывод о необходимости капитального ремонта тепловых сетей.
Напротив, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, что сети водоснабжения, являющиеся предметом спора, пригодны для текущего ремонта и их эксплуатация не повлечет перебоев в водоснабжении и возникновении аварийных ситуаций.
При рассмотрении дела судом был поставлен на обсуждение сторон вопрос о необходимости назначения по делу судебной экспертизы на предмет технического состояния сетей водоснабжения, являющихся предметом спора, однако ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы стороны не заявили.
Таким образом, Учреждение администрации города Райчихинска, как собственник спорного недвижимого имущества, в силу действующего законодательства несет полную ответственность за его сохранность, поддержание исправного состояния.
Наличие договорных отношений с хозяйствующими субъектами не освобождает органы местного самоуправления от выполнения императивных положений законодательства, определяющих полномочия и обязанности администрации г. Райчихинска.
Поскольку в судебном заседании установлен факт наличия недостаточной организации органом местного самоуправления систем водоснабжения, учитывая, что ненадлежащее исполнение администрацией г. Райчихинска обязанности по обеспечению населения – жителей г. Райчихинска бесперебойным водоснабжением может привести к аварийным ситуациям, нарушению санитарного благополучия населения, в отсутствие доказательств обратного со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что обязанность по капитального ремонту сетей водоснабжения должна быть возложена на администрацию г. Райчихинска.
При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, в связи с чем с учетом необходимости проведения ответчиком организационных мероприятий согласованию и ремонту участка сетей водоснабжения по ул. Апанасенко г. Райчихинска от дома № 16 до дома № 110, общей протяженностью 1 520 м., стоимости работ, которая согласно предоставленной в материалы дела смете, составляет 6 434 485,20 рублей, суд считает возможным определить срок исполнения данной обязанности после окончания отопительного сезона, до ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для обращения решения суда в данной части к немедленному исполнению суд не находит, поскольку административным истцом не указано особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинск, к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска удовлетворить частично.
Обязать ответчика – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области выполнить капитальный ремонт по замене участков сетей холодного водоснабжения по ул. Апанасенко г. Райчихинска от дома № 16 до дома № 110, общей протяженностью 1 520 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области со дня изготовления в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.М. Кузнецова