Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> города Севастополя Акчуриной Т.Б.,
представителя ответчика ГБОУ ДО г.Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» Калабыниной Н.О.,
представителя ответчика Главного управления культуры г.Севастополя Билякаевой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> города Севастополя к государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №», Главному управлению культуры города Севастополя об устранении нарушений закона об антитеррористической защищенности,
установил:
<адрес> города Севастополя обратился в суд с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №», Главному управлению культуры города Севастополя, в котором просил обязать ГБОУ ДО г.Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» устранить нарушения федерального законодательства, а именно: установить ограждение территории объекта; обеспечить объект системой контроля и управления доступом; обеспечить объект системой охранной сигнализации; установить средства досмотра (металлодетектор), а также обязать Главное управление культуры города Севастополя выделить из бюджета города Севастополя денежные средства ГБОУ ДО г.Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки установлено, что в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №», расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, допущены нарушения требований антитеррористического законодательства. Так, вопреки требованиям пп. «а», «б» п. 20 Постановление Правительства РФ № в ГБОУ ДО «СМШ №» отсутствует ограждение территории, система контроля и управления доступом, система охранной сигнализации, средства досмотра (металлодетектор). Таким образом, неисполнение выявленных нарушений может представлять угрозу жизни и здоровья населения города Севастополя, а также сотрудников и воспитанников учреждения, нарушает права неопределенного круга лиц на получение безопасного образования во время пребывания в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> города Севастополя Акчурина Т.Б. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что на основании п.26 раздела III Требований Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками частных охранных организацией с применением инженерно-технических средств охраны. Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52551-2016 системы охраны и безопасности. Термины и определения, а также Методических рекомендаций ГУВО Росгвардии Р 075-2018 от ДД.ММ.ГГГГ инженерно-технические средства защиты – комплекс инженерных средств физической защиты, систем охранной и тревожной сигнализации, обеспечивающий необходимое предотвращение несанкционированного проникновения на объект или охраняемую зону. В связи с чем полагала требования об обеспечении объекта системой охранной сигнализации обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика ГБОУ ДО г.Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» Калабынина Н.О. исковые требования признала, пояснила, что при достаточном финансировании указанные недостатки будут устранены. В настоящее время направлена заявка для выделения из бюджета средств на указанные цели, однако, денежные средства могут быть выделены лишь в 2020 году. В связи с чем просила установить срок для выполнения требований антитеррористического законодательства до ноября 2020 года.
Представитель ответчика Главного управления культуры города Севастополя Билякаева М.Н. заявленные требования признала. Пояснила, что вины главного управления культуры города Севастополя в допущенных нарушениях не имеется. В настоящее время формируется бюджет на 2020 год, в котором будут заложены денежные средства на устранение недостатков, указанных в исковом заявлении. В связи с чем просила установить срок для выделения денежных средств до апреля 2020 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 указанного Закона определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 41 Закон № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей их образовательную деятельность.
Согласно требованиям ст. 2 Закона №-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Под противодействием терроризму в силу п. 4 ст. 3 Закона №-Ф3 понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (ч. 6 ст. 3 Закона №-Ф3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической, защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерство культуры Российской Федерации.
Пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлен перечень мероприятий посредством которых обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Постановление Правительства РФ №), из общего числа к таким относятся: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно п. 21 Постановление Правительства РФ №, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Аналогичные требования к антитеррористической защищенности объекта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Из п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
На основании решения заместителя прокурора <адрес> города Севастополя о ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка выполнения ГБОУ ДО «Севастопольская музыкальная школа №» требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, об антитеррористической деятельности.
По результатам проверки установлено, что в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №», расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, допущены нарушения требований антитеррористического законодательства.
А именно, в нарушение требований пп. «а», «б» п. 20 Постановление Правительства РФ № в ГБОУ ДО «СМШ №» отсутствует ограждение территории, система контроля и управления доступом, система охранной сигнализации, средства досмотра (металлодетектор).
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств судом достоверно установлен факт нарушений ответчиком ГБОУ ДО «Севастопольская музыкальная школа №» требований антитеррористического законодательства. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровья населения города Севастополя, а также сотрудников и воспитанников учреждения, нарушают права неопределенного круга лиц на получение безопасного образования во время пребывания в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения обязанности на ГБОУ ДО «Севастопольская музыкальная школа №» по устранению нарушений федерального законодательства, а именно установке ограждения территории объекта, обеспечении объекта системой контроля и управления доступом, обеспечении объект системой охранной сигнализации, установки средства досмотра (металлодетектор) обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно подп. 1.4 п. 1 Устава ГБОУ ДО «СМШ №» учредителем Школы является город Севастополь в лице Правительства Севастополя.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление культуры и туризма Правительства Севастополя.
Согласно п. 1 Положения о Главном управлении культуры города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Главное управление культуры города Севастополя, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере культуры, искусства, кинематографии, дополнительного образования, библиотечного дела, туризма, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В силу подп. 10.10. п. 10 указанного Положения, Главное управление для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Главного управления и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Севастополя.
Согласно п.4 ст.5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на Главное управление культуры города Севастополя подлежит возложению обязанность по выделению из бюджета города Севастополя денежных средств Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» для устранения вышеуказанных нарушений антитеррористического законодательства. В связи с чем исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования <адрес> города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства, а именно:
- установить ограждение территории объекта
- обеспечить объект системой контроля и управления доступом
- обеспечить объект системой охранной сигнализации
- установить средства досмотра (металлодетектор).
Возложить на Главное управление культуры города Севастополя обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить из бюджета города Севастополя денежные средства Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа №» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2019
Судья В.В.Просолов