Решение по делу № 2-1880/2016 от 24.12.2015

Дело № 2-1880/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Василенко Н.С.,

при секретаре Абумуслимовой М.А..,

с участием:

представителя истца Асеевой Ю.В. на основании доверенности Колчановой Н.В., представителя ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Арисовой Е.М.,

представителя третьего лица МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» Александрова Д.С.,

14 марта 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асеевой Ю.В. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о взыскании компенсационных выплат на питание за период обучения,

установил:

Асеева Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности произвести выплаты на питание за период обучения. В обоснование иска указано, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она обучалась с "."..г. по "."..г. в Волжском институте экономики, педагогики и права на полном государственном обеспечении. Однако с "."..г. года по "."..г. года ей не выплачивались суммы социальных выплат на питание. В результате действий ответчика нарушены её права в части получения надлежащих гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому истец просит взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в пользу истца денежную компенсацию на питание за период с "."..г. года по "."..г. года в сумме <...> рублей.

Истец Асеева Ю.В. в судебное заседание не явилась о дате и времени судебного разбирательства судом извещена, представитель истца на основании доверенности Колчанова Н.В. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.

В соответствии с ч. 8 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Согласно ст. 3 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Волгоградской области и муниципальных образовательных организациях высшего образования Волгоградской области производится в соответствии с нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, установленными Правительством Волгоградской области.

Суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого обучающегося организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются в размере не менее 4 процентов расчетной стоимости содержания обучающегося в этих организациях.

В летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни фактически сложившаяся норма расходов на питание увеличивается на 10 процентов в день на каждого человека. Для больных и ослабленных детей по заключению врача может быть установлена 15-процентная надбавка.

При отсутствии горячего питания в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также при наличии горячего питания один раз в день детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств областного бюджета и соответствующего местного бюджета, выплачивается денежная компенсация для приобретения продуктов питания.

Такие же нормы содержатся в Приказе Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от "."..г. №... «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области».

Так п. 1.3. указанного Приказа указывает на то, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в период обучения предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение бесплатным питанием;

- обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием;

- выплата денежной компенсации для приобретения проездных билетов на проезд в городском, пригородном транспорте (кроме такси);

- выплата денежной компенсации для приобретения проездных документов на проезд в период каникул один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;

- выплата социальной стипендии в размере не менее полуторакратного размера академической стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

Согласно п. 2.1. Приказа обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием осуществляется в период обучения, а также в летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни в соответствии с нормами, установленными постановлением Главы Администрации Волгоградской <адрес> от "."..г. №... «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных учреждениях, а также несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в государственном образовательном учреждении "Октябрьская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"», в государственных школах-интернатах всех типов и видов" (далее именуется - Постановление) для детей возрастной группы 12 - 18 лет.

Образовательными учреждениями для обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится выплата им денежной компенсации для приобретения продуктов питания на одного человека в день (далее именуется - денежная компенсация на питание) в размере, установленном Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет по здравоохранению).

Размер денежной компенсации на питание на день определяется исходя из норм обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на одного человека в день согласно приложению 1 к настоящему Порядку с учетом средних цен на потребительские товары, рассчитанных территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области.

В летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни размер денежной компенсации на питание на день увеличивается на 10 процентов. Для больных и ослабленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заключению врача может быть установлено 15-процентное увеличение размера денежной компенсации на питание.

Выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежной компенсации на питание осуществляется ежемесячно в установленном образовательным учреждением порядке.

В соответствии с п. 2.2. Приказа обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием осуществляется в соответствии с нормами, установленными Постановлением для обучающихся и воспитанников школьного возраста.

Образовательными учреждениями для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием производится выплата им денежной компенсации на их приобретение на год (далее именуется - денежная компенсация на вещевое довольствие) в размере, установленном Комитетом по здравоохранению.

Размер денежной компенсации на вещевое довольствие на каждый учебный год определяется исходя из норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием согласно приложению 2 к настоящему Порядку в зависимости от пола получателя денежной компенсации на вещевое довольствие с учетом средних цен на потребительские товары, рассчитанных территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области, а также с учетом срока носки, службы одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования.

Выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежной компенсации на вещевое довольствие осуществляется ежегодно в первой половине учебного года.

Материальное обеспечение детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. №....

В судебном заседании установлено, что Асеева Ю.В. являлась лицом из числа детей-сирот. Кроме того, она обучалась в МБОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» с "."..г. по "."..г. года.

Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. установлена опека над несовершеннолетней Асеевой Ю.В. (л.д.11,12).

Приказом МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» №... Асеева Ю.В. зачислена на полное государственное обеспечение как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, студенткой очной формы обучения, бухгалтерии института поручено производить выплату за счет бюджетных средств.

Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... Управлению образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в срок до "."..г. поручено передать сформированные дела получателей компенсации администрации городского округа – город Волжский с составлением реестра получателей и перечнем прилагаемых документов на каждого заявителя.

Как следует из акта приема передачи документов на студентов – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поставленных на полное государственное обеспечение от "."..г., МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» передал Управлению образования администрации городского округа – город Волжский лицевые счета и дела в количестве 39 штук о постановке на полное государственное обеспечение студентов-сирот и лиц, оставшихся без попечения. После передачи лицевых счетов и дел о постановке на полное государственное обеспечение студентов- сирот и лиц оставшихся без попечения родителей, поставленных на полное государственное обеспечение на счет института финансовых средств, для обеспечения указанных категорий граждан бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатным питанием и бесплатным медицинским обеспечением или возмещения их стоимости, от главного распорядителя бюджетных средств не поступало.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В то же время, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период обучения Асеевой Ю.В. выплачивались бюджетные средства на питание ответчиком суду не представлено.

Следовательно, суд признает за истцом право на взыскание положенных ей выплат на питание.

В соответствии с законом Волгоградской области от "."..г. №...-ОД «О мерах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области», постановлением Главы Администрации Волгоградской области от "."..г. №... «Об утверждении норм материального обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных учреждениях, а также несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в государственном образовательном учреждении «Октябрьская специальная общеобразовательная школа закрытого типа», в государственных школах – интернатах всех типов и видов», компенсация питания детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителя, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществлялось по следующим нормам:

- в "."..г. году – <...> рублей в день,

- в "."..г. году – <...> рублей в день,

- в "."..г. году – <...> рублей в день,

- в "."..г. года – <...> рублей в день,

- в "."..г. году – <...> в день.

С ответчика в пользу Асеевой Ю.В. подлежат взысканию денежные выплаты на питание, за период с "."..г. по "."..г. года. В том числе, за "."..г. год (<...> рублей х <...> календарных дней (из которых <...> – выходные и праздничные дни) = <...> рублей (за рабочие дни - <...> рублей, за выходные, праздничные дни – <...> рублей); за "."..г. год (<...> рублей х <...> календарных дней (из которых <...> – выходные и праздничные дни) = <...> рублей (за рабочие дни - <...> руб., за выходные, праздничные дни – <...> рублей); за "."..г. год (<...> рублей х <...> календарных дней (из которых <...> – выходные и праздничные дни) = <...> рублей (за рабочие дни - <...> рублей, за выходные, праздничные дни – <...> рублей); за "."..г. год (<...> рублей х <...> календарных дней (из которых <...> – выходные и праздничные дни) = <...> рублей (за рабочие дни - <...> рублей, за выходные, праздничные дни – <...> рублей); за "."..г. года (<...> х <...> календарных дней (из которых <...> – выходные и праздничные дни) = <...> (за рабочие дни – <...>, за выходные, праздничные дни – <...>.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в заявленной сумме в размере <...> рублей. Доводы представителя ответчика Арисовой Е.М. о пропуске Асеевой Ю.В. трехлетнего срока исковой давности, установленного положениями статьи 196 ГК РФ, суд считает несостоятельными.

Поскольку правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которыми срок исковой давности не предусмотрен.

Следовательно, к возникшим правоотношениям трехлетний срок исковой давности, установленный нормами ГК РФ, не применим.

Данная позиция согласуется с мнением Верховного Суда РФ, изложенным в определении от 06.12.2013 года по делу № 91-КГ13-4.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Асеевой Ю.В. к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области о взыскании выплат, удовлетворить.

Взыскать с администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области в пользу Асеевой Ю.В. денежную выплату за период с "."..г. по "."..г. года в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..

Судья:

2-1880/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асеева Ю.В.
Ответчики
Администрация городского округа - город Волжский
Другие
Колчанова Н.В.
МБОУ ВПО "Волжский институт экономики, педагогики и права"
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Дело на странице суда
vol.vol.sudrf.ru
24.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2015Передача материалов судье
28.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2016Подготовка дела (собеседование)
26.01.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2016Предварительное судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
14.03.2016Судебное заседание
21.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее