Решение по делу № 8Г-2105/2023 [88-4584/2023] от 19.01.2023

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-4584/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                        2 марта 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.

судей: Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-384/2022 (УИД № 55RS0039-01-2022-000541-77) по иску Колесниковой Е.В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шербакульскому району Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о признании права назначении досрочной страховой пенсии по старости

кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на решение Шербакульского районного суда Омской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Колесникова Е.В. (далее по тексту – Колесникова Е.В., истец) обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) от 30 июля 2021 г. в удовлетворении ее заявления об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отказано по причине нахождения зоны с периодическим радиационным контролем за пределами территории Российской Федерации (Республика Беларусь), а также отсутствия международного договора в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы.

После подачи жалобы от 23 августа 2021 г. в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, 27 сентября 2021 г. ею был получен аналогичный отрицательный ответ. С данными решениями истец не согласна, поскольку на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 26 апреля 1986 г. она проживала на территории государства СССР, правопреемниками которого стали и его бывшие республики и сама Российская Федерация, поэтому дополнительной легализации со стороны России не требуется. С 1982 года по октябрь 1988 года, с сентября 1989 года по ноябрь 1997 года Колесникова Е.В. постоянно проживала, обучалась и работала в городе Гомеле, относящемся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием-137 - от 1 до 5Ки/кв. км, что, согласно Закону Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответствует зоне с льготным социально экономическим статусом в Российской Федерации, в связи с чем истец считает, что имеет право досрочного выхода на пенсию на 1 год ранее и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом.

            С учетом уточнений Колесникова Е.В. просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, с уменьшением возраста выхода на пенсию, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

            Решением Шербакульского районного суда Омской области от 21 июля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г., исковые требования Колесниковой Е.В. удовлетворены, признано за Колесниковой Е.В. право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года.

            Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на решение Шербакульского районного суда Омской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Колесникова Е.В. с 19 февраля 1982 г. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение в Гомельском политехническом техникуме по специальности «мебельное производство», по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом серия ИТ .

По окончании названного техникума Колесникова Е.В. уехала к родственникам в Шербакульский район Омской области, где с 11 октября 1988 г. принята на работу в качестве машинистки в Шербакульское райпо, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке серия AT-V , выданной 11 октября 1988 г. отделом кадров Шербакульского районного потребительского общества Омского облпотребсоюза.

Как поясняла Колесникова Е.В. в ходе разбирательства по делу в суде первой инстанции, с октября 1988 года она проживала у родственников в Шербакульском районе Омской области, где работала и откуда в сентябре 1989 года уехала в г. Гомель, поскольку ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. В Гомеле постоянно проживала до ноября 1997 года.

Как следует из свидетельства о рождении серии IV-ЛЮ , выданного ДД.ММ.ГГГГ (повторно), ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <данные изъяты>, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись .

Согласно пенсионному делу Колесниковой Е.В. в страховой стаж истцу был засчитан период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им ) возраста полутора лет - с 29 ноября 1989 г. по 28 мая 1991 г.

Из пояснений истца следует, что по ее ходатайствам, направленным почтой в адрес работодателя (Шербакульское райпо), ей был предоставлен сначала дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а затем - ежегодный отпуск, по истечении которых 15 апреля 1993 г. она была уволена по собственному желанию (дистанционно) (запись №2 в трудовой книжке), трудовая книжка направлена в ее адрес почтой, за пределы города Гомель она никуда не выезжала, ребенок пошел в детский сад, она продолжала проживать в г. Гомеле.

В период с 15 ноября 1993 г. по 3 апреля 1995 г. Колесникова Е.В. работала в швейном цехе №3 Гомельской ПГ фирмы «8 Марта» учеником укладчика-упаковщика, швеей (записи № 3-5 в трудовой книжке).

С 10 января 1996 г. Колесникова Е.В. состояла в Гомельском городском центре занятости населения на учете в качестве безработной, получала пособие (запись №6 в трудовой книжке), 3 апреля 1996 г. принята на должность бухгалтера в ЖСК № 70 г. Гомеля, где проработала до 1 марта 1997 г. (записи №7-8 в трудовой книжке).

Как следует из пояснений Колесниковой Е.В. и её матери Колесниковой Л.А., в сентябре 1996 года сын истца Колесников А.О., 29 ноября 1989 г.р., пошел в 1 класс Гомельской школы №43, затем после окончания второго класса продолжил обучение в р.п, Шербакуль Шербакульского района Омской области в МБОУ «Шербакульская СОШ №1», проживал у бабушки Колесниковой Л.А., что подтверждается соответствующей справкой. С 30 июня 2000 г. Колесникова Е.В. является гражданкой Российской Федерации.

1 января 2002 г. истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время проживает и работает в р.п. Шербакуль Шербакульского района Омской области.

25 июня 2021 г. Колесникова Е.В. обратилась в УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) с заявлением об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», указав, что получателем иных выплат иностранного государства она не является,

30 июля 2021 г. решением УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) Колесниковой Е.В. в удовлетворении ее заявления отказано в назначении пенсии по старости, предусмотренной пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ввиду нахождения зоны с периодическим радиационным контролем за пределами территории Российской Федерации (Республика Беларусь), а также ввиду отсутствия международного договора в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы.

Как следует из ответа Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, правовых оснований для установления Колесниковой Е.В. пенсии по старости, предусмотренной статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется поскольку: 1) действие этого закона распространяется на граждан, постоянно проживающих (работающих) лишь на территории Российской Федерации, в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, границы которых и перечень населенных пунктов устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) переселившимся из Республики Беларуси гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно статье 49 Закона Российской Федерации №1244-1, гарантируются меры социальной поддержки при условии предъявления российского удостоверения установленного образца, при этом, их выдача гражданам РФ, постоянно проживающим (работающим) в зоне льготного социально-экономического статуса, не предусмотрена; 3) она не относится к категории граждан, на которых распространяется действие пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации №1244-1, поскольку проживала на загрязненной территории другого государства, следовательно, положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2006 г. №403-0 на нее не распространяются; 4) международных договоров в области специального законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы, Российская Федерация не заключала.

По имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям на 1 января 2022 г., продолжительность стажа у заявителя составила 26 лет 9 месяцев 23 дня. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила - 20,913.

Согласно справке исх.-АП от 30 июня 2021 г. Филиала «Гомельоблгидромет», Колесникова Е.В., 1967г.р., с 19 февраля 1982 г. по 30 мая 2000 г. (а фактически, как установлено судом и не оспаривается самим истцом, - до ноября 1997 года) проживала в городе Гомель, имеющем плотность загрязнения почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м. (от 1 до 5 Ки/кв.км.), или стронцием-90 - от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м. (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км.), или плутонием-238,239,240 - от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м. (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км.), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. №385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлений Совета Министров РБ «Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» №328 от 1 июня 1992 г., №116 от 19 февраля 1996 г., №1076 от 8 августа 2002 г., №1623 от 23 декабря 2004 г., №132 от 1 февраля 2010 г., №9 от 11 января 2016 г., №75 от 8 февраля 2021 г., относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Аналогичные показания плотности загрязнения почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м. (от 1 до 5 Ки/кв.км.) зоны проживания с периодическим радиационным контролем Республики Беларусь соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом Российской Федерации.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 3, 7, 11, 13, 28.1, 34. 35, 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статей 4, 5, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходя из того, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантировано возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы 26 апреля 1986 г., в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию; величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, установив факты проживания истца в период катастрофы на Чернобыльской АЭС (с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г.), а затем проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 7 лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что Колесникова Е.В. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 2 года (1 год - на первоначальную величину + 1 год - за каждые 4 года проживания на указанной территории).

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №66-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как указано в примечании к статьи 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. №6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.

В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. №958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.

Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. №538н, действующего с 1 января 2022 г., установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. №385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с периодическим радиационным контролем - это территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. №116 утвержден перечень территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, согласно которому г. Гомель Республики Беларусь отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, и по характеристикам радиоактивного загрязнения соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что письменными доказательствами по делу нашел свое подтверждение факт проживания Колесниковой Е.В. в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, а затем проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 7 лет, подтверждение указанного обстоятельства справкой Филиала «Гомельоблгидромет» исх.№25-10-8/43-АП от 30 июня 2021 г., учитывая, что истец является гражданкой Российской Федерации, исходя из установления действующим законодательством гарантий мер социальной поддержки, предусмотренных даннымЗаконом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у Колесниковой Е.В. права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.

Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.

В решении суда и апелляционном определении в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения в обжалованной части.

Само по себе несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра решения Шербакульского районного суда Омской области от 21 июля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г., по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

       решение Шербакульского районного суда Омской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-2105/2023 [88-4584/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесникова Елена Владимировна
Ответчики
ОПФР по Шербакульскому району (клиентская служба)
Другие
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Раужин Е.Н. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
02.03.2023Судебное заседание
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее