Дело № 2-2195/18 14 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Никитиной Я.А.,
при секретаре Александрове К.Е.,
с участием представителя истца – Шепеля В.С., представителя ответчика – Поднебесниковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреленко Андрея Андреевича к АО «Альфа-Банк» о признании действий по установлению ограничений незаконными, обязании отменить ограничения,
УСТАНОВИЛ:
Киреленко А.А. обратился в суд с иском к АО «Альфа-Банк», уточнив заявленные исковые требования, просит признать незаконным запрет банка на снятие наличных денежных средств со счета по привязанным банковским картам в банкоматах банка, признать незаконным запрет банка на переводы третьим лицам денежных средств со счета в интернет-банке и мобильном приложении, обязать банк отменить указанные запреты.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что у истца в банке открыт счет №***, в конце мая 2018 года в рамках ДКБО истцу ограничены операции по переводам денежным средств, запрещены переводы денежных средств третьим лицам в отделении банка, выдача наличных по банковским картам.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, направил представителя для участия в деле.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении в редакции уточненного иска.
Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание, заявленные исковые требования не признал, поддержав доводы, представленного в материалы дела письменного отзыва по иску, пояснил, что в мае 2018 года на счет истца поступила значительная денежная сумма и истцом был совершен ряд операций по перечислению денежных средств в значительных размерах физическим лицам, при этом такие операции ранее по счету не совершались, были необычными для истца, в связи с чем у банка возникли сомнения в источниках происхождении денежных средств, банком в рамках условий, предусмотренных договором были ограничены операции по дистанционному обслуживанию, при этом счет истца не блокировался. Истец не лишен возможности в полном объеме распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете непосредственно через отделение банка, представив документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 845 ГК РФ установлено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3 ст. 845 ГК РФ).
Статьей 848 ГК РФ предусмотрено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
На основании пункта 2 статьи 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Статьей 858 ГК РФ предусмотрено, что ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено, что Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
По смыслу указанных норм банк вправе при определенных обстоятельствах отказать клиенту в совершении расходной операции. При этом обязанность по доказыванию того, что совершаемые клиентом перечисления (как сделки) противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, возложена на банк.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
16 июня 2011 года в АО «АЛЬФА-БАНК», на основании заявления клиента, истцу был открыт расчетный счет физического лица №***, к счету выдана банковская карта. Истец при заключении договора банковского счета был ознакомлен и согласен с условиями Договора о комплексном банковском обслуживании.
Согласно п. 2.3 Приложения № 4 к Договору о комплексном банковском обслуживании (далее - ДКБО), заключенному между Истцом и Ответчиком, Карта является собственностью Банка и выдается клиенту только во временное пользование.
Поскольку Банк не лишается права распоряжения своим имуществом (картой) после передачи карты в пользование клиенту, то Банк имеет право по своему усмотрению блокировать Карты, забирать у клиентов и распоряжаться ими иным способом.
В силу ст. 209 ГК РФ только Банку принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Передача клиенту выпущенной Банком банковской карты на условиях использования является по своей природе сделкой по распоряжению, принадлежащим Банку на праве собственности имуществом (банковской картой) и осуществляется собственником (Банком) по своему усмотрению.
29.05.2018 года на все расчетные банковские карты истца наложены ограничения на снятие денежных средств по картам через банкоматы и ограничение функциональности дистанционных каналов обслуживания, ограничение услуги «Перевод с карты на карту», использования карты для увеличения остатка электронных денежных средств, учитываемых другой кредитной организацией (перевод на «электронный кошелек»), при этом ограничения на счет не наложены, клиент вправе проводить операции в отделении банка в предоставлением обосновывающих документов по источнику денежных средств.
12.07.2018 года истец направил ответчику претензию о снятии ограничений, однако ответа не получил.
20.07.2018 года, посредством направления смс-сообщения, Банком был предоставлен ответ, согласно которому ответчик разъяснил, на основании чего наложены ограничения, а также указал, что операции по снятию денежных средств возможно проводить через кассу подразделения Банка в любое время при предоставлении документов, обосновывающих источник происхождения денежных средств на счете.
Однако Истец в Банк, в кассу подразделений Банка не обращался.
В соответствии с пунктами 14.3.4, 14.3.5 Договора о комплексном банковском обслуживании, Банк вправе запрашивать у клиента дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами (в том числе для осуществления функций валютного контроля, подтверждающие источник происхождения денежных средств на счете, основание совершения операции с наличными денежными средствами), а также информацию и документы, позволяющие установить выгодоприобретателей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 14.3.6. ДКБО, Банк вправе ограничивать, приостанавливать и прекращать применение Клиентом в рамках Договора средств дистанционного банковского обслуживания, в том числе, применение Интернет Банка «Альфа-Клик», услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», «Альфа-Оплата», «Альфа-Сенс» и не исполнять поручения Клиента, поступившие в Банк через Телефонный центр «Альфа-Консультант», Интернет Банк «Альфа- Клик», посредством услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Чек», «Альфа- Оплата», «Альфа-Сенс» и «Альфа-Диалог», включая распоряжение Клиентом Счетом, в случаях выявления Банком в деятельности Клиента признаков необычных операций и ненадлежащего исполнения Клиентом своих обязательств по Договору, в том числе при непредставлении сведений по запросам Банка, с предварительным уведомлением Клиента, в том числе, путем размещения сообщения в Интернет Банке «Альфа-Клик», а по требованию уполномоченных государственных органов - в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае ограничения или приостановления Банком применения Клиентом средств дистанционного доступа в части распоряжения Счетом, распоряжение Счетом Клиент осуществляет посредством распоряжений на бумажном носителе, оформленных и представленных Клиентом в Банк в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Согласно п. 14.3.43. ДКБО банк вправе ограничивать функциональность Интернет Банка «Альфа- Клик», Телефонного центра «Альфа-Консультант», услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл- Лайт», «Альфа-Диалог», «Альфа-Оплата», «Альфа-Сенс», в том числе ограничивать перечень возможных операций, совершаемых посредством указанных средств дистанционного банковского обслуживания, по своему усмотрению и без объяснения причин.
Согласно п. 17.3.4. Приложения № 4 ДКБО банк вправе блокировать любые Карты, выпущенные Клиенту в рамках Договора, в том числе Карточные токены, а также ограничивать перечень возможных услуг с использованием Карты/реквизитов Карты, в частности услугу снятия наличных денежных средств через банкоматы, услугу «Перевод с карты на карту», использование Карты для увеличения остатка электронных денежных средств, учитываемых другой кредитной организацией (перевод на «электронный кошелек»), в том числе в случаях выявления Банком операций Клиента, содержащих в соответствии с документами Банка России признаки необычных операций, принимать все необходимые меры вплоть до изъятия Карт, отказать в проведении операций в случае нарушения Клиентом (Держателем Карты, Доверенным лицом) условий Договора.
Как усматривается из выписки по счету истца 23.05.2018 года на счет истца поступили денежные средства в размере 8 243 200 рублей, основание операции указано как удовлетворение требований кредитора Киреленко А.А.
В период с 23.05.2018 года по 25.05.2018 года истцом совершены операции по частным переводам значительных денежных сумм.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, следует, что по результатам проведенного анализа, операции истца были признаны соответствующими признакам, указывающим на необычный характер операций. На счет истца поступала крупная сумма денежных средств, в короткий промежуток времени происходили частные переводы, иные операции по счету истца не проводились. Однако у банка отсутствуют какие-либо сведения о наличии оснований для таких переводов, доказательства наличия у истца финансовых обязательств перед другими лицами, подобные операции ранее истцом не совершались.
Анализ указанных выше положений действующего законодательства, принятых на его основе локальных нормативных актов, и условий заключенного между сторонами договора, позволяет суду прийти к выводу, что в соответствии с требованиями закона ответчик, который является банковской организацией, в случаях, установленных законом, вправе запросить у клиента, а клиент обязан предоставить ему информацию, свидетельствующую о характере и содержании любой операции, совершаемой клиентом в случае, если у банка возникли подозрения в необычности сделки.
Таким образом, суд полагает, что действия Банка совершены в рамках заключенного Договора, условия которого были согласованы сторонами при его заключении, Истцом не оспаривались, действия ответчика по приостановлению оказания истцу услуги дистанционного доступа к банковскому счету являются законными и обоснованными, при том суд учитывает, что ограничения на счет клиента не были наложены.
В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» 161-ФЗ электронным средством платежа признается средство и (или) способ, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Таким образом, банковские карты и дополнительные сервисы являются электронными средствами платежа.
Невозможность использования банковской карты как средства доступа к текущему счету по любой причине (в том числе в случае неисправности карты) не означает, что Истец был лишен возможности пользоваться и распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, в том числе совершать операции по снятию денежных средств в отделении Банка.
Ограничения на счет истца не наложен, он может проводить операции в отделении Банка с предоставлением обосновывающих документов, как и было, указано в ответе Банка на претензию.
В соответствии с Договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК», банк отказал истцу лишь в реализации одного из возможных способов распоряжения денежными средствами, размещенными на счете, оставив ему возможность распорядиться принадлежащими ему денежными средствами иными способами, предусмотренными ДКБО, в том числе при личном обращении в Банк.
При этом доказательств того, что банком в отношении истца были совершены какие-либо противоправные действия, которые привели к причинению истцу материального, морального ущерба, истцом в ходе судебного разбирательства не представлено.
По мнению суда, действия ответчика по блокированию банковских карт, выпущенных на имя истца, обусловлены рамками возложенных на него Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" публично-правовых обязательств по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, в связи с чем, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░