Дело №2-1595/2020 Председательствующий – судья Листратенко В.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-858/2021
гор. Брянск 16 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Скрипиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Коростелевой Е.Н. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 декабря 2020 года по исковому заявлению Коростелева Е.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., объяснения истца Коростелевой Е.Н., представителя истца Рожкова А.Н., возражения представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) Ананенко А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коростелева Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ – УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) от 21.10.2020 года ей отказано во включении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью не были включены курсы повышения квалификации и дополнительные отпуска, предоставленные в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ссылаясь на пенсионное и трудовое законодательство, положения Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года и указывая, что курсы повышения квалификации и дополнительные отпуска приходились на периоды работы в качестве медсестры анестезиста, которые исчислены УПФР в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, просила суд включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев: с 14.09.1998 года по 15.12.1998 года, с 23.05.2007 года по 22.06.2007 года, с 12.01.2012 года по 10.02.2012 года, с 07.11.2016 года по 18.11.2016 года, с 02.12.2016 года по 02.12.2016 года и периоды нахождения в дополнительном отпуске, предоставленном в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев: с 01.11.2012 года по 14.11.2012 года, с 11.11.2013 года по 24.11.2013 года, с 03.10.2014 года по 16.10.2014 года, с 03.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 22.10.2016 года по 04.11.2016 года, с 24.10.2017 года по 06.11.2017 года, с 23.11.2018 года по 06.12.2018 года, с 09.11.2019 года по 22.11.2019 года, 03.08.2020 года по 16.08.2020 года; признать наличие у нее по состоянию на 02.09.2020 года выработанного 30- летнего специального стажа в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 22.12.2020 года исковое заявление Коростелевой Е.Н. к ГУ - УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворено частично.
Суд постановил:
Обязать ГУ-УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) включить Коростелевой Е.Н. в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи, с медицинской деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.09.1998 года по 15.12.1998 года, с 23.05.2007 года по 22.06.2007 года, с 12.01.2012 года по 10.02.2012 года, с 07.11.2016 года по 18.11.2016 года, с 02.12.2016 года по 02.12.2016 года в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).
В удовлетворении исковых требований Коростелевой Е.Н. в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе истец Коростелева Е.Н. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж периодов нахождения в дополнительном отпуске, предоставляемом в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года. Решение суда считает необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, противоречащим действующему законодательству. В обоснование доводов жалобы ссылается на абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, согласно которому кроме периодов работы включаются в специальный стаж также периоды основанного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Полагает, что поскольку дополнительные отпуска приходились на период работы в качестве медсестры анестезиста, которые исчислены УПФ РФ в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, то и дополнительные отпуска подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
В письменном возражении на апелляционную жалобу заместитель начальника ГУ - УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области Мельникова Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Коростелева Е.Н. и ее представитель Рожков А.Н. полагали решение суда незаконным в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж дополнительных отпусков предоставляемых истцу по Закону РФ №1244-1 от 15.05.1991 года, просили решение в указанной части отменить, требования истца удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) Ананенко А.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Пунктом «б» п. 5 указанных Правил для отдельных категорий врачей и среднего медицинского персонала согласно перечню предусмотрено право на льготное исчисление стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой Пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении в том числе, для медицинских сестер палатных, старших, медицинских сестер - анестезистов, в отделениях (группах, платах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также интенсивной терапии учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка.
В силу п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений /групп/ анестезиологии-реанимации, отделений /палат/ реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения и перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 с изменениями от 19.02.2001 года, врачи-анестезиологи-реаниматологи, в том числе заведующие, медицинские сестры-анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных Списком, пользуются правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.10.2020 года Коростелева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась к ответчику с заявлением о включении в страховой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно решению ГУ – УПФ РФ в городском округе г.Клинцы Брянской области (межрайонное) от 21.10.2020 года № 11, Коростелевой Е.Н. не были засчитаны в специальный стаж периоды: нахождение на курсах повышения квалификации: с 14.09.1998 года по 15.12.1998 года, с 23.05.2007 года по 22.06.2007 года, с 12.01.2012 года по 10.02.2012 года, с 07.11.2016 года по 18.11.2016 года, с 02.12.2016 года по 02.12.2016 года; дополнительный отпуск по ЧАЭС: с 01.11.2012 года по 14.11.2012 года, с 11.11.2013 года по 24.11.2013 года, с 03.10.2014 года по 16.10.2014 года, с 03.10.2015 года по 16.10.2015 года, с 22.10.2016 года по 04.11.2016 года, с 24.10.2017 года по 06.11.2017 года, с 23.11.2018 года по 06.12.2018 года, с 09.11.2019 года по 22.11.2019 года, с 03.08.2020 года по 16.08.2020 года.
Спорные периоды приходились на период работы истца в качестве медсестры анестезиста.
Согласно документам, истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды времени с 14.09.1998 года по 15.12.1998 года, с 23.05.2007 года по 22.06.2007 года, с 12.01.2012 года по 10.02.2012 года, с 07.11.2016 года по 18.11.2016 года, с 02.12.2016 года по 02.12.2016 года, с суммы оплаты курсов производились отчисления в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, суд учитывал, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление в данный период времени следует производить в том же порядке, что соответствующую профессиональную деятельность. Поскольку указанные периоды времени пришлись на периоды профессиональной деятельности, включенные в специальный стаж в льготном исчислении, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год 6 мес.
Решение суда первой инстанции в указанной части не обжалуется.
Судебная коллегия, исходя из изложенных выше обстоятельств и представленных в материалы дела документов, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами в данной части.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов дополнительных отпусков и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, связанные с предоставлением дополнительного отпуска в соответствии с Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к заработной плате не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена, работодатель не производит отчисление взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о том, что периоды нахождения истца в дополнительных отпусках в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в обжалуемой части верными, сделанными при правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии о ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным данным Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 1). Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг; 2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений; 3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (ч. 1 ст. 420 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации предусмотренные данным Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что выплаты, связанные с предоставлением дополнительного отпуска в соответствии с Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к заработной плате не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена, работодатель не производит отчисление взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения в дополнительном отпуске, предоставленном в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев является верным, основанным на законе.
Судебная коллегия находит ссылку апеллянта на общее правило, установленное п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии о статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», несостоятельной, поскольку суд первой инстанции, верно, применил к спорным правоотношениям нормы материального права в системном толковании.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Коростелевой Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова