Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2018 года <адрес>
<адрес>
Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Краснофлотского районного суда <адрес> ФИО4, исполняющий обязанности судьи Аяно-Майского районного суда <адрес>,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя ответчика отдела образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, отделу образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о понуждении к устранению нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> (далее – МКОУ СОШ <адрес>), отделу образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о понуждении к устранению нарушений закона, в обоснование которого указал, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности несовершеннолетних обучающихся в МКОУ СОШ <адрес>, по результатам которой установлено, что система контроля доступа в здание МКОУ СОШ <адрес> отсутствует, охрана образовательного учреждения осуществляется вахтерами не имеющими разрешение в порядке, установленном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на осуществление охранной деятельности. В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт безопасности и террористической защищенности утвержденный и согласованный с органами УФСБ России по <адрес>, Управлением Росгвардии по <адрес> отсутствует. Система сплошного видеонаблюдения в здании МКОУ СОШ <адрес>, а также прилегающей территории отсутствует. Видеонаблюдение не осуществляется в отношении помещений 2 и 3 этажей здания, прилегающей территории образовательного учреждения.
Согласно п. 1.5. устава МКОУ СОШ <адрес> функции и полномочия учредителя от имени Аяно-Майского муниципального района осуществляет отдел образования администрации Аяно-Майского муниципального района. Согласно п. 7.1. устава к полномочиям учредителя относится финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В соответствии с п. 7.3. Устава МКОУ СОШ <адрес> источником формирования имущества учреждения в денежных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителя. При таких обстоятельствах обязанность по антитеррористической защищенности МКОУ СОШ <адрес> должна быть возложена на образовательное учреждение, а обязанность по финансированию этих работ - на отдел образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес>.
В связи с чем, просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать здание МКОУ СОШ <адрес> системой контроля доступа в здание; организовать охрану образовательного учреждения в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной и детективной деятельности и охранной деятельности в Российской Федерации»; оборудовать здание МКОУ СОШ <адрес> системой сплошного видеонаблюдения обеспечивающей возможность видеонаблюдения за помещениями 2 и 3 этажей здания, прилегающей территории образовательного учреждения; утвердить и согласовать в соответствии с действующим законодательством паспорт безопасности и террористической защищенности образовательного учреждения. Обязать отдел образования администрации Аяно-Майского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по выполнению указанных работ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МКОУ СОШ <адрес> участия не принимал, о месте и времени его проведения извещен своевременно по средствам направления судебного извещения на адрес электронной почты.
Представитель ответчика заведующий отделом образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании согласился с предъявленным иском и пояснил, что Отделом образования в условиях дефицита денежных средств ведется работа по выполнению требований действующего законодательства.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В силу частей 6 и 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Рособразование) от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (пункт 5.1); разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения) (пункт 5.2).
Согласно ст. 11.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий). В соответствии с методикой проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, утвержденной Министерством внутренних дел РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Министерством образования и науки РФ, паспорт безопасности и антитеррористической защищенности разрабатывается в целях реализации Федерального закона от 06.03.2006г. № ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002г. № ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента от 15.02.2006г. № «О мерах по противодействию терроризму».
Паспорт является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта паспортизации требованиям по его защите от актов экстремизма, терроризма и других антиобщественных проявлений, а также устанавливаются требования, подтверждающие готовность сил и средств такого объекта обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите при предупреждении и ликвидации возможных кризисных ситуаций. Документация, включенная в паспорт, также предназначена для оперативного использования силовыми, правоохранительными и другими городскими органами при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи. Руководитель несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в паспорте безопасности.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, а также издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О концепции развития образования на 2011-2020 годы», которыми предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Так, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства в МКОУ СОШ <адрес>, по результатам которой установлено, что система контроля доступа в здание МКОУ СОШ <адрес> отсутствует, охрана образовательного учреждения осуществляется вахтерами не имеющими разрешение в порядке, установленном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на осуществление охранной деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт безопасности и террористической защищенности утвержденный и согласованный с органами УФСБ России по <адрес>, Управлением Росгвардии по <адрес> отсутствует. Система сплошного видеонаблюдения в здании МКОУ СОШ <адрес>, а также прилегающей территории отсутствует. Видеонаблюдение не осуществляется в отношении помещений 2 и 3 этажей здания, прилегающей территории образовательного учреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о противопожарной безопасности в МКОУ СОШ <адрес>, с которым ознакомлена врио директора данного учреждения, и не оспариваются стороной ответчика.
Указанные нарушения ведут к непринятии мер к соблюдению правил пожарной безопасности, нарушении принципов противодействия терроризму, что создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате террористического акта, совершенного путем поджога, а также влечет за собой нарушение гарантированных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
С учетом вышеизложенных норм права и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора к МКОУ СОШ <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п. 1.2. устава МКОУ СОШ <адрес> функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес> в лице отдела образования администрации Аяно-Майского муниципального района. Согласно п. 5.1. устава к полномочиям учредителя относится финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В соответствии с п. 8.3. Устава МКОУ СОШ <адрес> источником формирования имущества учреждения в денежных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителя.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора к отделу образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> так же подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом позиции стороны истца, просившего об установлении указанного срока до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствия возражений со стороны ответчиков в указанной части, суд считает данный срок разумным и подлежащим установлению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать муниципальному казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать здание МКОУ СОШ <адрес> системой контроля доступа в здание; организовать охрану образовательного учреждения в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной и детективной деятельности и охранной деятельности в Российской Федерации»; оборудовать здание МКОУ СОШ <адрес> системой сплошного видеонаблюдения, обеспечивающей возможность видеонаблюдения за помещениями 2 и 3 этажей здания, прилегающей территории образовательного учреждения; утвердить и согласовать в соответствии с действующим законодательством паспорт безопасности и террористической защищенности образовательного учреждения.
Обязать отдел образования администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по выполнению работ в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа <адрес> по оборудованию здания МКОУ СОШ <адрес> системой контроля доступа в здание; организации охраны образовательного учреждения в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной и детективной деятельности и охранной деятельности в Российской Федерации»; оборудованию здания МКОУ СОШ <адрес> системой сплошного видеонаблюдения, обеспечивающей возможность видеонаблюдения за помещениями 2 и 3 этажей здания, прилегающей территории образовательного учреждения; утверждению и согласованию в соответствии с действующим законодательством паспорта безопасности и террористической защищенности образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: ФИО4