Решение по делу № 33-5382/2020 от 29.05.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Притуленко Е.В.,Авериной Е.Г.,
при секретаре Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Д.О.В. к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными изменений трудового договора,

по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года,

У С Т А Н О В И Л А :

09 сентября 2019 года Д.О.В. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг, признании недействительным дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , мотивируя свои требования тем, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> в детский сад Центра дошкольного образования Черноморского флота. В соответствии с абз. 5 п. 5.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Д.О.В. и Центром, истице предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня. В соответствии с приложением к коллективному договору от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ), срок действия которого заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, Д.О.В. полагается отпуск аналогичной продолжительности. Начальником Центра ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ -орг, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работником детских садов Центра уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий Центр указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника Г.В.П. от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя. Изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска истица считает неправомерным, нарушающим ее трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для непредоставления удлиненного отпуска педагогическим работникам, которые являются педагогическими работниками в силу закона. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.05.2014 года №84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» до 01.09.2019 года Центр считался имеющим лицензию на образовательную деятельность. По истечении указанного времени Центр не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.

Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, а определением, занесенным в протокол судебного заседания от 26 декабря 2019 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота».

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года исковые требования Д.О.В. удовлетворены. Признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг. Признано недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Д.О.В.

Не согласившись с таким решением суда, представителем Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» Б.М.А. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела. Ввиду того, что в силу нормативных положений закона право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образователь-ной деятельности, соответственно, утверждение истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что такое право не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не основано на законе. Требование о признании дополнительного соглашения недействительным не имеет материально-правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.

Представителем Министерства обороны Российской Федерации Яшковым В.Л. также подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года и постановить новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что изменение А.С.Ч. продолжительности основного оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней установлено дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , в котором также имеется подпись самого истца, в связи с чем наличие ее добровольного волеизъявления на изменение трудового договора презюмируется.

Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные Д.О.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что как до 01.09.2019 г., так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, т.е. осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.

    С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям трудового законодательства.

    Так, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 ТК РФ и составляет 28 календарных дней. Определяя особенности регулирования труда педагогических работников, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 334 предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и относит установление его продолжительности к компетенции Правительства Российской Федерации.

Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (пункт 3 части 5 статьи 47).

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. издано постановление №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее Постановление), которое устанавливает продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей. Указанным Постановлением для педагогических работников в зависимости от должности, типа образовательной организации и иных отдельных особенностей деятельности установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней, что превышает общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с ч.4 ст. 10 указанного Закона дошкольное образование входит в систему образования Российской Федерации и включает в себя, в частности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, включающий в себя совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота М.В.В. и Д.О.В. заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с условиями которого истица принята на работу <данные изъяты> 1 категории детского сада ; датой начала работы является ДД.ММ.ГГГГ; работнику устанавливается 24-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня (л.д.5-8).

В соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> Д.О.В., утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота, (разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития н от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), трудовыми функциями <данные изъяты> детского сада ЦДО ЧФ являются:

- осуществление развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве детского сада, с учетом требований ФГОС ДО;

-охрана здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

- деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечение выполнения программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;

- надлежащий присмотр за вверенными воспитанниками в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в музыкальном зале детского сада;

- изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов воспитанников в области музыкально-художественной деятельности и музыкального искусства;

- создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействия развитию музыкальных способностей детей и способности эмоционально воспринимать музыку;

- сотрудничество с другими дошкольными образовательными учреждениями и социумом по вопросам музыкального воспитания.

    В соответствии с типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.

В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Федеральный конституционный закон от 21.03.2017 г. № 6-ФЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05.05.2014 года №84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Частью 4 статьи 4 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2019 года.

К указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.

    Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг с ДД.ММ.ГГГГ установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней (л.д.10). Основанием для издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общее соблюдение ими личной гигиены и режима дня) (л.д.11).

Во исполнение указанного приказа ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ между Центром дошкольного образования Черноморского флота и Д.О.В. было заключено дополнительное соглашение , в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели – 36 часов, количество выходных в неделю – два, продолжительность ежедневной работы – 7,12 часов; ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д.9).

    Признавая незаконными обжалуемый приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенное между сторонами спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми трудовым законодательством, иными законами гарантируется свобода труда, включая право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников.

Пунктом 21 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Из представленных Д.О.В. доказательств, отвечающим требованиям о их относимости, допустимости и достоверности, бесспорно следует, что являясь музыкальным руководителем детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, истица осуществляла педагогическую деятельность, имела сокращенное рабочее время (24-часовую рабочую неделю), получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатурой должностей педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678, куда включена должность <данные изъяты>, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

    Судом апелляционной инстанции также установлено (письмо начальника управления военно-социальной работы Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), что отсутствие после ДД.ММ.ГГГГ у детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности связано не с тем, что такую деятельность детский сад не осуществляет, а в связи с проведением Министерством обороны Российской Федерации совместно с должностными лицами <адрес> мероприятий по передаче дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность, что позволит привести деятельность ДОУ в соответствии с законодательством в области образования, получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, закрепить социальный статус педагогических работников и стать полноправными ДОУ, функционирующими в единой системе дошкольного образования Республики Крым.

    Таким образом, при установлении факта осуществления Д.О.В. педагогической деятельности в должности <данные изъяты> детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право истицы на ежегодный основной удлиненный оплачиваемы отпуск, установленный ст. 334 ТК РФ, связано с родом профессиональной деятельности истицы, выполняющей обязанности по обучению, воспитанию детей, и не зависит от наличия у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, своевременно не полученной ДОУ в связи с проведением мероприятий по их передаче в муниципальную собственность.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, а доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года – без удовлетворения.

Председательствующий судья                                Любобратцева Н.И.

Судьи:                                                                       Притуленко Е.В.

                                                                                         Аверина Е.Г.

33-5382/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Добак Ольга Владимировна
Ответчики
Центр дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ
ФКУ «Управление Черноморского флота»
Министерству Обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Любобратцева Наталья Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.05.2020Передача дела судье
08.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее