Решение по делу № 2-42/2023 (2-1612/2022;) от 22.11.2022

        Дело № 2-42/2023

        УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 января 2023 года                                                                                  пгт. Кировское

Кировский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.

при секретаре Асановой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федкович Н.В. к Администрации Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым третье лицо Администрация Кировского района Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права на земельную долю (пай),

У С Т А Н О В И Л:

Федкович Н.В. обратилась с исковым заявлением о признании права на земельную долю (пай), указав, что обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (через МФЦ) с заявлением об одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу Республика Крым, Кировский район, вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета, из земель бывшего ОАО «Золотое поле», лот , участок , площадью 9389 кв. метров.

Однако, по результатам рассмотрения её заявления, государственным регистратором отдела Госкомрегистра Республики Крым, было вынесено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вышеуказанный земельный участок.

Основанием для отказа в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок послужило не предоставление одного из документов, указанных в п.4 с. 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а именно: Сертификата на право на земельную долю (пай), выданный до ДД.ММ.ГГГГ либо Решения суда о признании на земельную долю (пай).

Однако, сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до ДД.ММ.ГГГГ, истец предоставить не может, в связи с тем, что, рабочим и пенсионерам ОАО «Золотое поле» его не выдавали.

По мнению Истца, в сложившейся ситуации право на земельную долю (пай) должно подлежать судебной защите. На данное имущество не имеется никаких притязаний со стороны третьих лиц.

Право на долю коллективной собственности Истца на указанное недвижимое имущество непосредственно подтверждается протоколом общего собрания граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое поле» от ДД.ММ.ГГГГ, .

Согласно распоряжению Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое поле» и списков граждан имеющих право на приватизацию земель» в списках под номером числится гр. Федкович Н.В..

На данный земельный участок кадастровым инженером ФИО1 был изготовлен Проект межевания земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: Республика Крым, Кировский район, вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета, из земель бывшего ОАО «Золотое поле», лот , участок площадью 9389 кв. метров. Также, кадастровым инженером был изготовлен межевой план на земельный участок, который сдан в МФЦ единым окном, для одновременной постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Истец просит признать за гр. Федкович Н.В. право на земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения бывшего ОАО «Золотое поле», расположенного по адресу: Республика Крым, Кировский район, вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета, лот , участок

Истец Федкович Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики Администрация Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

3-е лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Кировского района Республики Крым, Совет министров Республики Крым представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что общим собранием работников ОАО «Золотое поле» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о разгосударствлении земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».

Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ разрешено проведение работ по изготовлению технического отчета по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».

Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации -р утверждена комиссия по рассмотрению проекта по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ общим собранием трудового коллектива и пенсионеров ОАО «Золотое поле утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле» (протоколы и ).

Решением Золотополенского сельского совета Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ -I утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле», одобренный собранием работников ОАО "Золотое Поле" и пенсионеров из их числа (л.д.15).

Распоряжением Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле» (л.д.14).

Распоряжением председателя Кировской районной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле», утвержден размер земельного пая – 1,18 условных кадастровых гектара, стоимость – 63994,94 гривны.

Распоряжением Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации территории земельных долей (паев) ОАО «Золотое поле» на 1201 земельный пай общей площадью 1415,1033 га.

Общим собранием граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое поле» от ДД.ММ.ГГГГ, протокол собрания граждан имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле», утвержден список граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое поле» в количестве 1201 человек и состав комиссии по приватизации выше указанных земель (л.д.12-13).

Названные списки утверждены решением Золотополенского сельского совета Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ .

Впоследствии, распоряжением Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) утвержден протокол общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое поле» от ДД.ММ.ГГГГ и списки и граждан имеющих право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».

Федкович Н.В. в списке (приложение к распоряжению райгосадминистрации -р) значится под номером (л.д.8).

Установлено, что сертификат на земельную долю (пай) Федкович Н.В. не выдавался.

Суду не представлено доказательств, что на имя ОАО «Золотое поле» оформлялся какой-либо правоустанавливающий документ о праве коллективной собственности либо ином праве.

Распоряжением Кировской районной государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации территории земельных долей (паев) ОАО «Золотое Поле» на 1201 земельный пай общей площадью 1415,1033 Га (л.д.16).

Истцом представлена выкопировка из плана землепользования земельного участка участок площадью 0,9389 Га Золотополенского сельского поселения (л.д.17).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

Частью 1 статьи 12 Закона № 38-ЗРК (утратившей силу с 01 января 2023 года) предусматривалось, что до 1 января 2023 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 10 ст. 12 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (утратившей силу с 01 января 2023 года) государственная регистрация права собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельной доли (пая), осуществляется на основании документов, указанных в части 4 ст. 12 вышеуказанного закона № 38-ЗРК, которой установлено, что документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай) являются: 1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года; 2) свидетельство о праве на наследство; 3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке; 4) решение суда о признании права на земельную долю (пай); 5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).

Таким образом, документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай) являлись перечисленные в части 4 статьи 12 Закона Республики Крым № 38-ЗРК документы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 252 Гражданского кодекса РФ лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Согласно пункту 2 статьи 246 данного кодекса, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предельные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при выделе земельных долей (паев) определяются в соответствии с ранее принятой землеустроительной документацией, указанной в части 6 настоящей статьи, вне зависимости от их установленного размера.

Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), постановка на государственный кадастровый учет исходного земельного участка не требуется.

При этом в межевом плане, представляемом для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая):

1) в качестве способа образования земельного участка указывается способ "образование из земель";

2) в качестве вида разрешенного использования земельного участка указывается "сельскохозяйственное использование";

3) в качестве категории земель, к которой отнесен земельный участок, указывается "земли сельскохозяйственного назначения" (для образуемых земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов) или "земли населенных пунктов" (для образуемых земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов);

4) в описании местоположения земельного участка дополнительно указываются наименование сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации, при приватизации которых получена соответствующая земельная доля (пай), номер лота и земельного участка в соответствии с документами, предусмотренными частью 4 настоящей статьи (при наличии).

Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:

1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;

2) свидетельство о праве на наследство;

3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;

4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);

5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).

Права на земельные участки, образованные в счет земельной доли (пая), права на которую удостоверялись сертификатами на право на земельную долю (пай), выданными до 16 марта 2014 года, могли быть зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ.

Утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 года, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до ДД.ММ.ГГГГ.

В случае подготовки межевого плана на основании документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, копии соответствующих документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Представление документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет не требуется.

В случае отсутствия документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, или отсутствия в указанных документах информации о местоположении границ и площади земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), принадлежащей конкретному лицу, разрабатываются проекты межевания земельного участка или земельных участков.

В случае выдела земельной доли (пая) на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.

Как следует из ч. ч. 1 - 3 ст. 13 Закона № 101-ФЗ, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и названным федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п. п. 4 - 6 указанной статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 13.1 Закона № 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

При этом, как следует из ч. 6 ст. 12 Закона № 38-ЗРК, утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16.03.2014, признавались для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 01.01.2023.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», приватизация имущества предприятий и организаций агропромышленного комплекса, выполняющих работы и предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от стоимости объектов приватизации (но не менее необходимой для создания уставного фонда акционерного общества согласно законодательству Украины), осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные общества в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка преобразования в процессе приватизации государственных, арендных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности в открытые акционерные общества» № 1099 от 11 сентября 1996 года также было установлено, что открытое акционерное общество в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О хозяйственных обществах», другими актами законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», высшим органом акционерного общества является общее собрание общества. В общем собрании имеют право участвовать все акционеры, независимо от количества и вида акций, владельцами которых они являются.

Согласно пункту 2 статьи 13 ФЗ № 101, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 указанной статьи.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с Проектом межевания земельного участка, выполненным кадастровым инженером Мусаевым Д.О. в соответствии с требованиями ст. 12 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на него.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17.10.2022 года отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, в виду того, что не предоставлен документ-основание для регистрации права собственности на земельный участок, предусмотренный ст. 12 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также ввиду несоответствия минимального размера образуемого участка.

Установлено, что требования истца сведены к признанию права на    земельную долю (пай) из земель АО «Золотое Поле», расположенных вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета Кировского района Республики Крым размером 1,18 условных кадастровых гектар в связи с тем, что для регистрации права собственности на земельную долю (пай) истцу необходимо получить правоустанавливающий документ- решение суда о признании права на земельную долю (пай).

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Процесс реформирования отношений колхозно-кооперативной собственности в Украине урегулирован Законом Украины от 14.02.1992 № 2114-XIII «О коллективном сельскохозяйственном предприятии».

Правовой основой процесса распаевания имущества стало создание паевого фонда имущества членов коллективного сельскохозяйственного предприятия, определенного статьей 9 Закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», который состоял из стоимости основных производственных и оборотных фондов, созданных за счёт деятельности предприятия, ценных бумаг, акций, денег и соответствующей доли от участия в деятельности других предприятий и организаций.

Указ Президента Украины «О мерах по обеспечению защиты имущественных прав крестьян в процессе реформирования аграрного сектора экономики» предписывал колхозам и совхозам - в срок до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности; всем членам колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшим на пенсию, предоставить право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Во исполнение Указа Президента Украины от 29.01.2001 «О мерах по обеспечению защиты имущественных прав крестьян в процессе реформирования аграрного сектора экономики» постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2001 № 177 была утверждены Методика уточнения состава и стоимости паевых фондов имущества членов коллективного сельскохозяйственного предприятия, в том числе реорганизованного» (далее – Методика) и Типовое положение о комиссии по организации разрешения имущественных вопросов, возникающих в процессе реформирования аграрного сектора экономики (далее – Типовое положение).

Согласно Указу Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10 ноября 1994 года № 666/94 местным Советам народных депутатов при участии Государственного комитета Украины по земельным ресурсам рекомендовано принять меры по ускорению передачи в соответствии с земельным законодательством бесплатно в коллективную собственность земель коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы которых изъявили желание получить землю в собственность.

Каждому члену предприятия, кооператива, общества выдается сертификат на право частной собственности на земельную часть (пай) с указанием в нем размера части (пая) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении.

Частью 2 статьи 25 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что решение о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают    органы исполнительной власти    или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с пунктом 8 Переходных положений Земельного кодекса Украины члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на момент вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки путем оформления права на земельную долю (пай), имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 настоящего Кодекса. В сельскохозяйственных акционерных обществах право на земельную долю (пай) имеют лишь их члены, работающие в обществе, а также пенсионеры из их числа.

    В соответствии с положениями ст. 25 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины), регулировавшего спорные правоотношения до 18.03.2014 г., работники государственных сельскохозяйственных предприятий и пенсионеры из их числа имели гарантированное право на приватизацию и получение земельной доли (пая) из земель, находящихся в постоянном пользовании данного предприятия.

    При этом, при приватизации земли указанным лицам не выдавался сертификат на земельную долю (пай), поскольку земля не являлась их собственностью, что отличает правовой механизм приватизации земель в соответствии со ст. 25 ЗК Украины от паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и организаций до 01.01.2002 г.

Решение о приватизации земель государственной собственности принимались органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий (ч. 2 ст. 25 ЗК Украины).

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», приватизация имущества предприятий и организаций агропромышленного комплекса, выполняющих работы и предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от стоимости объектов приватизации (но не менее необходимой для создания уставного фонда акционерного общества согласно законодательству Украины), осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные общества в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка преобразования в процессе приватизации государственных, арендных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности в открытые акционерные обществах» № 1099 от 11 сентября 1996 года также было установлено, что открытое акционерное общество в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О хозяйственных обществах», другими актами законодательства.

Основателями акционерного общества признавалось государство в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, территориальная громада в лице органа, уполномоченного управлять коммунальным имуществом, а также физические и/или юридические лица, принявшие решение об его основании.

Основателями мог заключаться учредительский договор, в котором определялся порядок осуществления совместной деятельности относительно создания акционерного общества, количество, тип и класс акций, подлежащие приобретению каждым основателем, нарицательная стоимость и стоимость приобретения этих акций, срок и форма оплаты стоимости акций, срок действия договора.

Для создания акционерного общества основатели должны провести эмиссию его акций, учредительное собрание и осуществить государственную регистрацию акционерного общества.

Согласно части 1 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», высшим органом акционерного общества является общее собрание общества. В общем собрании имеют право участвовать все акционеры, независимо от количества и вида акций, владельцами которых они являются.

Частью 2 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусматривалось, что регистрация акционеров – владельцев акций на предъявителя осуществляется на основании предъявления ими этих акций (сертификатов акций) или выписок со счета в ценных бумагах. Право участия в общем собрании акционеров имеют лица, являющиеся собственниками акций на день проведения общего собрания (кроме случая проведения учредительного собрания).

Пунктом 2 ст. 252 ГК РФ установлено, что участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.

Как указано выше, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п.п. 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Если указанное в п. 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из системного анализа выше указанных норм законов как Украины, так Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что сертификаты работникам и пенсионерам АО «Золотое Поле» не выдавались в силу закона и процедуры, в соответствии с которой проводилась реорганизация АО «Золотое Поле» а следовательно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

Как установлено судом, истец включена в список лиц, имеющих право на земельные доли (паи) АО «Золотое Поле», ее право никем не оспорено в установленном законом порядке, а, следовательно, спор о праве отсутствует.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Истцом заявлены требования о признании права на земельную долю (пай), однако данное право истца никем не оспорено.

При этом суд обращает внимание на то, что истец не лишен возможности обращения в суд за защитой своего права к надлежащему ответчику, выбрав верный способ защиты права.

Достаточные правовые основания для удовлетворения исковых требований при изложенных выше фактических обстоятельствах отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Федкович Н.В. к Администрации Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права на земельную долю (пай), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2023 года.

Судья:                                           Г.Д. Церцвадзе

2-42/2023 (2-1612/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Федкович Наталья Владимировна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым
Администрация Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым
Другие
Администрация Кировского района Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Суд
Кировский районный суд Республики Крым
Судья
Церцвадзе Георгий Давидович
Дело на сайте суда
kirovskiy.krm.sudrf.ru
22.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее