Дело № 2а-29/2020 (2а-300/2019)
24RS0020-01-2019-000377-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре Сорокиной И.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Шутову Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шутову С.А., с учетом произведенных уточнений, о взыскании транспортного налога за 2014-2015 годы в сумме 13611 руб., пеней по транспортному налогу в размере 1444 руб. 03 коп., мотивируя требования иска тем, что Шутову С.А. принадлежали транспортные средства: <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, в связи с чем, он является налогоплательщиком и обязан в установленные законом сроки уплатить транспортный налог. В адрес плательщика заказным письмом направлены: налоговое уведомление № 7848805 от 03.05.2015 со сроком исполнения до 01.10.2015, в котором был исчислен налог на транспортные средства за 2014 год, налоговое уведомление № 152137788 от 12.01.2017 со сроком исполнения до 15.03.2017, в котором был исчислен налог на транспортные средства за 2015 год. В установленный законодательством срок недоимка по вышеуказанным налогам налогоплательщиком не уплачена в полном объеме, в связи с чем, ответчику начислены пени. Суммы недоимки по вышеуказанным налогам и пени не уплачены в полном объеме в сроки, указанные в требовании. Кроме этого, в связи с большим количеством должников перед бюджетом, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда, административным истцом был пропущен установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд. Просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности (с учетом произведенных уточнений), взыскать с Шутова С.А. транспортный налог за 2014-2015 годы в сумме 13 611 руб., пени в размере 1444 руб. 03 коп., а всего взыскать 15055 руб. 03 коп.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. Поскольку явка участников процесса не признана судом обязательной, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как предусмотрено ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (абзац 1 пункта 3).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).
Согласно абз.3 п.2 ст.59 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст.358 НК РФ, являются плательщиками транспортного налога. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом обложения транспортным налогом на основании п.1 ст.358 НК РФ определены автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Законом Красноярского края от 08 ноября 2007 года № 3-676 «О транспортном налоге» (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) предусмотрены налоговые ставки (в рублях) на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В этой статье предусмотрено, что исходные данные для определения налоговым органом размера транспортного налога предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что в 2014 и 2015 годах Шутов С.А. числился собственником транспортных средств: <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
В силу абз.4 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по своевременной уплате налога или сбора начисляются пени, начиная со дня, следующего за установленным для уплаты днем.
Согласно почтовым реестрам, 27.05.2015 административный истец направил заказным письмом административному ответчику налоговое уведомление № 784805 от 03.05.2015, сообщив о необходимости уплатить не позднее 01.10.2015 транспортный налог в сумме 6820 руб. за 2014 год. В связи с тем, что Шутов С.А. свою обязанность по уплате указанного налога не исполнил, налоговый орган выставил в адрес Шутова С.А. требование № 29987 от 20.10.2015 со сроком исполнения до 28.01.2016 (с суммой задолженности 6820 руб.).
28.02.2017 административный истец направил заказным письмом административному ответчику налоговое уведомление № 152137788 от 12.01.2017, сообщив о необходимости уплатить не позднее 15.03.2017 транспортный налог в сумме 6791 руб. за 2015 год. В связи с тем, что уведомление налогоплательщиком не исполнено, в адрес Шутова С.А. направлено требование № 2103 от 01.05.2017 со сроком исполнения до 26.06.2017 (с суммой задолженности 6791 руб.).
10.09.2018 административным истцом в адрес Шутова С.А. направлено требование № 36676 от 25.08.2018 об уплате пеней, исчисленных из предъявленных ранее сумм транспортного налога (6184 руб., 6791 руб., 13037 руб. 90 коп. - указанных в данном требовании для сведения), после перерасчета - в размере 1444 руб. 03 коп. со сроком исполнения до 04.12.2018.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога в размере 6820 руб. по требованию № 29987 от 20.10.2015 со сроком исполнения до 28.01.2016, а также в размере 6791 руб. по требованию № 2103 от 01.05.2017 со сроком исполнения до 26.06.2017, которая им в установленный законом срок исполнена не была, при этом, по каждому требованию указанная сумма превысила 3000 руб. В связи с чем, датой, от которой подлежит исчислению срок для взыскания задолженности в размере 6820 руб., является дата истечения срока исполнения требования № 29987 от 20.10.2015 (28.01.2016 + 6 месяцев), т.е. 28.07.2016, датой, от которой подлежит исчислению срок для взыскания задолженности в размере 6791 руб., является дата истечения срока исполнения требования № 2103 от 01.05.2017 (26.06.2017 + 6 месяцев), т.е. 26.12.2017.
Поскольку в требовании № 36676 от 25.08.2018 административному ответчику предъявлена к оплате только сумма пеней, в размере, менее 3000 руб., следовательно, датой, от которой подлежит исчислению установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для взыскания задолженности, является дата истечения срока исполнения требования № 36676 от 25.08.2018 (04.12.2018 + 3 года +6 месяцев), т.е. 04.06.2021.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 25.12.2019, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований № 29987 и № 2103 об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, однако, до истечения трех лет со дня окончания срока исполнения требования № 36676 об уплате пеней.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч.5 ст.138, ч.5 ст.180, ч.8 ст.219 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд для взыскания недоимки по транспортному налогу, административным истцом не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Ссылки административного истца на большое количество должников перед бюджетом, объем передаваемых документов, необходимость проверки сведений о задолженности и подготовку документов, не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным иском, безусловным основанием для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока не являются.
Оснований для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока не усматривается, поскольку уважительных причин их пропуска, стороной административного истца не приведено.
При таких обстоятельствах, с учетом пропуска административным истцом срока для обращения в суд с административным иском к ФИО1 в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 годы в сумме 13 611 руб., а также с учетом отсутствия оснований для восстановления процессуального срока, в удовлетворении указанной части административных исковых требований следует отказать.
Поскольку налоговым органом не соблюден досудебный порядок обращения в суд в части установленных для этого сроков и суммы задолженности по требованиям о взыскании с административного ответчика пеней по транспортному налогу в размере 1444 руб. 03 коп., требования административного иска в части взыскания с Шутова С.А. пеней по транспортному налогу в размере 1444 руб. 03 коп. подлежат оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Шутову Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций, в части требований о взыскании с Шутова Сергея Александровича транспортного налога за 2014-2015 годы в сумме 13 611 руб. отказать.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Шутову Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций, в части требований о взыскании с Шутова Сергея Александровича пеней по транспортному налогу в размере 1444 руб. 03 коп. оставить без рассмотрения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Идринский районный суд Красноярского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Арбузова
Верно
Судья Н.В. Арбузова
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.