Решение по делу № 2-525/2024 (2-4787/2023;) от 01.11.2023

Дело № 2-525/2024

УИД 44RS0001-01-2023-005225-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2024 года                                                                                                     г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Секановой А.А., с участием прокурора Солдатовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Русаковой Наталии Александровны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы об обязании предоставить в собственность жилое помещение, по встречному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Русаковой Наталии Александровне об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, прекращении права собственности и выселении из жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Русакова Н.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Администрации г. Костромы с требованиями о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение в собственность в пределах города Костромы площадью не менее 31,4 кв.м. взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

В обоснование заявленных требований сторона указывает, что является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживающие в нем граждане подлежат расселению. Ответчиком принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, принадлежащей истице.

Протокольным определением суда от <дата> к производству приняты встречные исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Русаковой Н.А.

В соответствии с уточненной редакцией встречных исковых требований, принятой к производству суда, ответчик (истец по встречным требованиям), возражая относительно иска Русаковой Н.А., просит суд: принудительно изъять для муниципальных нужд у Русаковой Н.А. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1366 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером 44:27:040724:199, общей площадью 31,4 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, путем выплаты возмещения в размере ... руб.; прекратить право собственности Русаковой Н.А. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения, указанные в пункте 1 просительной части встречного искового заявления; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения и на жилое помещение, указанные в пункте 1 просительной части встречного искового заявления; обязать Русакову Н.А. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение девяноста календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.

К участию в деле в процессуальном статусе третьих лиц привлечены Администрация Костромской области и Публично-правовая компания «Фонд развития территорий».

Истец (ответчик по встречному иску) Русакова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) Комлева К.О. ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, встречные исковые требования не признала, в материалы дела представлены дополнительные письменные пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие стороны.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Зиновьева Ю.В. иск не признала в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений и встречные исковые требования.

Представитель третьего лица Администрации Костромской области Орлова Л.В. в письменном ходатайстве разрешение первоначальный исковых требований и встречных исковых требований оставила на усмотрение суда, просила суд рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Третье лицо ППК «Фонд развития территорий» в судебном заседании не участвует, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Солдатовой Д.А., полагавшей первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а встречные исковые частичному удовлетворению в части изъятия и прекращения права собственности Русаковой Н.А. на жилое помещение и земельный участок, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено судом и не оспаривается участниками разбирательства, что Русакова Н.А. является собственником жилого помещения: 1-комнатной квартиры, общей площадью 31,4 кв.м., расположенной по адресу <адрес>, кадастровый номер объекта: , на основании договора о приватизации жилищного фонда от <дата> , дата регистрации права – <дата>.

Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда города Костромы от <дата> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Костромы от <дата> многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Костромы от <дата> принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащей Русаковой Н.А.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст. 15 ЖК РФ).

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

Как следует из п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания помещения непригодным для проживания граждан является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (п. 34).

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абз. 2 ст. 49 Положения).

Таким образом, уполномоченным органом установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника» В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Положением порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Как следует из правовой позиции, отраженной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №185-ФЗ) под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в рамках настоящего Закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч 2 и 3 ст.88 ЖК РФ.

Из положений ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ следует, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ; 3) предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (п. 6 ст. 16).

В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В силу ч. 8, 2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8J настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии, у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения, на основании решения суда (ч.9 ст. 32 ЖК РФ).

Процедура включает в себя: принятии уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК. РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, но радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Таким образом, предоставление гражданам, в связи с утратой занимаемого жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.

Постановлением Администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с указанным постановлением утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа города Кострома» (постановление №1131 от 04.07.2019).

В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащий расселению.

Органом местного самоуправления в адрес Русаковой Н.А. письмом от <дата> направлено требование о сносе вышеуказанного многоквартирного дома; сопроводительным письмом от <дата> направлена копия постановления Администрации города Костромы от <дата> ; сопроводительным письмом от <дата> направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, отчет об оценке от <дата> , что подтверждается материалами дела.

Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании и материалов гражданского дела, Русакова Н.А. обозначила отказ от предложенной ответчиком (истцом по встреченным требованиям) формы возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество в виде в выплаты денежного возмещения в размере ... руб., избрав иную форму возмещения в виде возложения обязанности предоставить равнозначного изымаемому другое жилое помещение.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения признание жилого помещения аварийным свидетельствует о том, что данное жилое помещение имеет деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Следовательно, в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда города Костромы от <дата> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела (спустя более 10 лет) улучшилось капитальное состояние дома ответчиком не представлено.

Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Таким образом, предоставление гражданам, в связи со сносом многоквартирного дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон №185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч.1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ).

Положениями ч. 3 ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Русаковой Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая встречные исковые требования Администрации г. Костромы, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером площадью 1366 кв.м по адресу: <адрес> расположен многоквартирный дом с кадастровым номером .

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, а также удовлетворения первоначальных исковых требований Русаковой Н.А., суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее Русаковой Н.А. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиком по встречным требованиям избран способ обеспечения своих прав путем предоставления равнозначного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования Администрации города Костромы являются необоснованными.

Доводы представителя Администрации города Костромы о том, что Русакова Н.А. имеет право только на получение денежной компенсации за изымаемое жилое помещение суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права и приведенных разъяснений высшей судебной инстанции.

Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических прав граждан России. Данное право реализуется посредством возможности иметь жилище, пользоваться им, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке и закреплено в статье 40 Конституции РФ.

Согласно статье 17 Конституции РФ право на жилище принадлежит каждому от рождения.

В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом из положений статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ следует, что на федеральном уровне выделяются денежные средства на приобретение иных жилых помещений, в том числе и для собственников признанных в установленном законом порядке аварийными жилых помещений, что подтверждается и положениями региональной адресной программы и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области.

При таких обстоятельствах, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Русаковой Н.А. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Русаковой Наталии Александровны – удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Русаковой Наталии Александровне (<дата> года рождения, уроженке <адрес>, СНИЛС ) в собственность равнозначное жилое помещение в пределах города Костромы площадью не менее 31,4 кв.м. взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Встречные исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, прекращении права собственности и выселении из жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Серобаба И.А.

Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024.

2-525/2024 (2-4787/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Костромы
Русакова Наталия Александровна
Ответчики
Муниципальное образование городского округа город Кострома в лице администрации г. Кострома
Другие
Администрация Костромской области
Комлева Ксения Олеговна
Публично-правовая компания «Фонд развития территорий»
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Серобаба Илья Александрович
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
01.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2023Предварительное судебное заседание
04.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее