РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киренск 08 мая 2018 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием административного истца Карелиной С.П., ее представителя Резникова С.В., административного ответчика Куклина С.А., представителя Куклина С.А. и Думы Киренского МО Мищенко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-373/18 по административному исковому заявлению Карелиной Светланы Павловны к Думе Киренского МО, председателю Думы Киренского МО Куклину Сергею Анатольевичу о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Иск Карелина С.П. мотивировала тем, что на втором очередном заседании Думы Киренского МО принято решение №18/4 о замещении должности председателя Думы Киренского МО на постоянной основе, которое влечет обязательное изменений в бюджет Киренского МО, так как в бюджете денежных средств на оплату труда председателя Думы не заложено. В нарушение п. 2 ст. 50 Устава Киренского МО решение № 18/4 Думой Киренского МО приято девятью депутатами из пятнадцати, в связи с чем считает решение Думы Киренского МО №18/4 от 13.12.2017г. незаконным.
Административный истец просил признать решение Думы Киренского МО №18/4 от 13.12.2017г. «О замещении должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе» незаконным с 13.12.2017г.
В судебном заседании административный истец Карелина С.П. и ее представитель Резников С.В. иск поддержали по основаниям и доводам, изложенным в нем.
Административный ответчик Куклин С.А., представитель Куклина С.А. и Думы Киренского МО Мищенко В.Н. иск не признали, указали, что на внеочередном заседании Думы Киренского муниципального образования 13 декабря 2017 года присутствовало 13 депутатов, кворум позволял провести заседание. На предложение депутата Думы Киренского МО Дуб Г.А. включить в повестку вопрос «О замещении должности председателя Думы Киренского МО на постоянной основе проголосовало 8 депутатов от числа избранных депутатов, т.е. большинством. Принятым решением Думы Киренского муниципального образования от 13.12.2017г. №18/4 «О замещении председателя Думы Киренского муниципального образования» председателю Думы Киренского МО Куклину С.А. в соответствии со ст. 35 Устава Киренского муниципального образования оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок не установлена и не выплачивается. Указанное решение принято на внеочередном заседании Думы Киренского МО большинством голосов от числа избранных депутатов, а именно 9. Вышеуказанное решение не является нормативно-правовым актом Думы Киренского муниципального образования, подписывается единолично председателем Думы Киренского МО и размещается на официальном сайте администрации Киренского городского поселения, порядок оплаты труда председателю Думы не устанавливался. По заключению прокуратуры Киренского района от 27.12.2017 года решение Думы Киренского МО от 13.12.2017г. №18/4 «О замещение должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе» соответствует действующему законодательству, не является нормативно-правовым актом Киренского муниципального образования, права и законные интересы жителей Киренского городского поселения не нарушаются.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
13 декабря 2017 года на внеочередном заседании Думы Киренского муниципального образования из 15 депутатов присутствовало 13, в повестку был включен вопрос «О замещении должности председателя Думы Киренского МО на постоянной основе». За принятие решения о замещении председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе проголосовало 9 депутатов, то есть большинство от числа присутствовавших 13-ти. Принятое решение Думы № 18/4 «О замещении должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе» оспорено Карелиной С.П., в том числе как гражданином, полагающим свои права нарушенными принятым решением.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются следующими доказательствами: решением Думы Киренского муниципального образования от 13.12.2017г. № 18/4 «О замещении должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе», заключение прокуратуры Киренского района от 27.12.2017 года, протоколом № 5 внеочередного заседания Думы Киренского муниципального образования от 13.12.2017 года, Регламентом Думы Киренского муниципального образования, Уставом Киренского муниципального образования, распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2018 год, решением Думы Киренского муниципального образования №2/4 от 29.09.2017г., решением Думы Киренского муниципального образования от 28.12.2017г. № 21/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 год», протоколом № 8 очередного заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.10.2012г., решением Думы Киренского муниципального образования №43/3 от 26.10.2012г., расходами бюджета Киренского МО на 2018-2020 годы, письмом администрации Киренского городского поселения от 07.05.2018г., газетой «Ленские зари» от 27.04.2015г.
Допрошенный в качестве свидетеля Тирский А.Н., начальник финансово - экономического отдела администрации Киренского МО, пояснил, что оспариваемое решение Думы само по себе не влечет изменений в бюджет Киренского МО, не содержит расходных обязательств Киренского МО, т.к. не предусматривает порядок оплаты труда. Изменений в бюджет 2018г. в части оплаты труда председателя Думы не внесено, поскольку необходимое для этого решение Думы не принято.
При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.
Право на обращение административного истца с настоящими требованиями гарантировано ст. 46 Конституции РФ и п. 1 ст. 218 КАС РФ, согласно которому решения и действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 34 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В соответствии со ст. 8 Закона Иркутской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
В соответствии с 1 ст. 25 Устава Киренского муниципального образования (в редакции, утвержденной Решением Думы Киренского муниципального образования № 276/3 от 19.06.2017 года.) в структуру органов местного Киренского муниципального образования входит Глава Киренского муниципального образования, именуемый в настоящем Уставе как Глава Киренского муниципального образования, Дума Киренского муниципального образования, именуемая в настоящем Уставе как Дума Киренского муниципального образования, администрация Киренского городского поселения, именуемая в настоящем Уставе как администрация Киренского городского поселения.
Дума Киренского муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным округам сроком на 5 лет. Заседание Думы не может считаться правомочным, если в нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 1 ст. 31 Устава).
Депутаты Думы Киренского муниципального образования осуществляют свои полномочия не на постоянной основе. Председатель Думы Киренского муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Решение о замещении должности председателя Думы на постоянной основе принимается Думой.
Организацию деятельности Думы Киренского муниципального образования обеспечивает председатель Думы Киренского муниципального образования (ч. 1 ст. 32 Устава).
Согласно с ч.ч. 5, 6 ст. 35 Устава Киренского муниципального образования (с изменениями и дополнениями от 19.06.2017г.) председатель Думы пользуется гарантиями и правами, установленными для депутата Думы, в соответствии с федеральными законами, законами области, настоящим уставом и иными муниципальными правовыми актами. В порядке, определяемом нормативными правовыми актами Думы Киренского муниципального образования, в соответствии с законодательством и настоящим Уставом для председателя Думы Киренского муниципального образования, осуществляющего полномочия на постоянной основе, устанавливаются: оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством; ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней; ежегодные дополнительный оплачиваемые отпуска, предоставляемые в соответствии с законодательством; отпуск без сохранения оплаты труда в соответствии с федеральными законами; ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в случае осуществления полномочий не менее срока, на который председатель Думы Киренского муниципального образования был избран, и наличия стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет.
Согласно ч. 2 ст. 50 Устава Киренского МО решение Думы по вопросам требующим изменений в бюджет, принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы.
Исследовав представленные доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, судом установлено, что нарушений процедуры принятия решения Думы Киренского муниципального образования №1/4 от 13.12.2017 года «О замещении председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе» не допущено, решение принято в пределах компетенции Думы, простым большинством. Указанное решение само по себе не влечет изменений в бюджет Киренского МО, поскольку не предусматривает порядок и размер оплаты труда, поэтому для его принятия не требовалось большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы. В судебном заседании истец и ответчик суду пояснили, что необходимое для установления оплаты труда председателя Думы решение Думы обсуждалось на последних заседаниях Думы в 2018г., но не было принято из-за недостаточного количества голосов. Принятое Думой Киренского муниципального образования в пределах представленных ей полномочий решение не противоречит нормам федерального законодательства. Каких-либо прав административного истца принятое решение не нарушает. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Карелиной Светланы Павловны к Думе Киренского муниципального образования, председателю Думы Киренского муниципального образования Куклину Сергею Анатольевичу о признании решения незаконным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 13.05.2018г.