Решение по делу № 2-201/2016 (2-1475/2015;) от 09.12.2015

дело № 2 – 201 / 2016                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фёдоровка                             14 января 2016 года

    Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в с. Федоровка Фёдоровского района РБ в составе:

    председательствующей судьи Янбулатовой З.С.,

с участием заместителя прокурора Фёдоровского района РБ Сайфуллина И.М.,

истца Сайфуллина Э.М.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ Никитина В.Г., действующего на основании доверенности от 19.06.2013 года,

при секретаре Рахимове А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фёдоровского района РБ в интересах Сайфуллина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Фёдоровского района РБ действуя в интересах Сайфуллина Э.М. обратился в районный суд с указанным исковым заявлением к администрации муниципального района Фёдоровский район РБ (далее администрация МР). В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой Фёдоровского района РБ по обращению Сайфуллина Э.М. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Сайфуллин Э.М., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Сайфуллина Э.М. – ФИО11. умерла 03ДД.ММ.ГГГГ, а местонахождение его отца неизвестно уже длительное время. На основании решения Фёдоровского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Сайфуллин Э.М. признан оставшимся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за Сайфуллиным Э.М. не закреплено, также он не имеет жилого помещения. Постановлением главы Администрации МР Фёдоровский район РБ от 02.12.2014 года Сайфуллин Э.М. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако Сайфуллину Э.М., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, после прекращения опеки, окончания образовательного учреждения, жилое помещение по договору социального найма не представлено, тем самым грубо нарушена его жилищные права. Просит суд обязать администрацию МР Фёдоровский район РБ предоставить Сайфуллину Э.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте Фёдоровского района отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, установленным действующим законодательством.

    В судебном заседании заместитель прокурора Сайфуллин И.М. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию МР Фёдоровский район РБ предоставить Сайфуллину Э.М. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди в черте Фёдоровского района отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, установленным действующим законодательством.

Представитель ответчика администрации МР Фёдоровский район РБ Никитин В.Г. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора не возражал.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

    Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт ж части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Сайфуллин <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: отец – ФИО2, сведения о котором внесены на основании заявления матери и о местонахождении которого ничего неизвестно, мать – ФИО3, которая согласно свидетельства о смерти серии III-АР от ДД.ММ.ГГГГ умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления главы Администрации Фёдоровского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ Сайфуллин Э.М. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно отметки в паспорте серии выданного отделением УФМС России по РБ в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Сайфуллин Э.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Сайфуллин Э.М. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой главного специалиста – эксперта Межмуниципального отдела по Фёдоровскому и Стерлибашевскому районам ФИО8

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию муниципального района Фёдоровский район РБ.

Суд, дав оценку представленным доказательствам в силу ст. 59,60 ГПК РФ приходит к выводу, что истец в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому на Администрацию Фёдоровского района РБ необходимо возложить обязанность предоставить истцу Сайфуллину Э.М. в черте Фёдоровского района Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.

    При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора Фёдоровского района РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Фёдоровского района РБ в интересах Сайфуллина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан предоставить Сайфуллину <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди в черте Фёдоровского района Республики Башкортостан отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, установленным действующим законодательством

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в с. Фёдоровка Фёдоровского района РБ.

Судья:                            З.С. Янбулатова

2-201/2016 (2-1475/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Сайфуллин Э.М.
Ответчики
Администрация муниципального района Фёдоровский район РБ
Суд
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
sterlibashevsky.bkr.sudrf.ru
09.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2015Передача материалов судье
17.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2016Подготовка дела (собеседование)
14.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016Судебное заседание
14.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее