Дело № Дзержинск
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
17 июня 2020 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
при помощнике Дорониной Е.В.,
с участием представителя органов опеки и попечительства по доверенности Ильиной Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Е.В к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов Е.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, мотивируя свои требования тем, что он постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.03.1997 г. № был направлен в детский дом в связи с нахождением его одинокой матери ФИО1 в местах лишения свободы. Этим постановлением за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> 14.05.1997 г. решением Дзержинского городского суда Нижегородской области по делу №. ФИО1 лишили родительских прав. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны быть обеспечены органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась в подп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ. Истец должен был быть обеспечен ответчиком вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Находясь на лечении в <данные изъяты> истец обратился с заявлением к ответчику о признании факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу регистрации и включении его в список на получение жилья, предоставлении отдельного благоустроенного жилья. Его заявление направлялось ответчику 19.03.2012 г., однако ответа на заявление истец не получил, полагая, что решение по этому вопросу принято и он уже был поставлен на очередь на предоставление жилья. В 2019 г. он снова обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилья, на что получил ответ от 08.05.2019 г., что он не имеет права на получение жилья, не состоит на очереди и не может быть поставлен в очередь, поскольку достиг 23 лет. 08.10.2019 г. истец вновь направил ответчику заявление о включении его в список на обеспечение жильем, на которое 13.12.2019 г. он получил ответ от 19.11.2019 г. о том, что включение его в список невозможно в связи с отсутствием установленного факта невозможности проживания, и у него отсутствует часть документов, которые в последующем были запрошены отделом опеки, попечительства и усыновления департамента образования Администрации г. Дзержинска. Решение комиссии о признании факта (отказа в признании) невозможности проживания ему на момент подачи иска не направлено. С 2007 г. Иванов Е.В. <данные изъяты>, <данные изъяты>, прав на получение им жилья никто ему не разъяснял, только социальные работники больницы оказали ему в этом помощь. Постоянная переписка с ответчиком и органами опеки, игнорирование его заявлений, затягивание сроков и отрицательные ответы приводили к тому, что он волновался, переживал, вынужден был обращаться за лечением, поэтому с ответчика в его пользу должна быть взыскана компенсация морального вреда.
Иванов Е.В. просит суд возложить на Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области обязанность включить его в список как лицо, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного типа, и признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного типа, принять решение о предоставлении ему вне очереди и предоставить вне очереди изолированное, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям законодательства РФ по договору найма специализированного типа, возложив обязанность на ответчика заключить договор, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда за нарушение его прав-1000000 руб.
Истец Иванов Е.В. в судебное заседание не явился, находится на лечении в <данные изъяты>", о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В материалах дела имеется его заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца.
Ответчик Администрация г. Дзержинска Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- органов опеки и попечительства Администрации г. Дзержинска по доверенности ФИО2 в судебном заседании указала, что постановлением Администрации г. Дзержинска Иванов Е.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. После выхода из лечебного учреждения жилое помещение будет ему предоставлено. Полагает, что моральный вред истцу причинен не был.
Выслушав представителя третьего лица, изучив и проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Так, из материалов дела следует, что Постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.03.1997 г. № Иванов Е.В. был направлен для устройства в детский дом, за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14.05.1997 г. по делу № мать истца ФИО1. была лишена родительских прав в отношении сына Иванова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Иванов Е.В. является <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № г. Дзержинска Нижегородской области от 29.10.2007 г. Иванову Е.В. <данные изъяты> где находится по настоящее время.
Из материалов дела следует, что Иванову Е.В. Администрацией г. Дзержинска 08.05.2019 г. было отказано в рассмотрении вопроса о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку он достиг 28 лет и к категории таких лиц не относится по возрасту.
В ответ на очередное обращение истца к Администрации г. Дзержинска последняя в своем ответе от 19.11.2019 г. указала, что для установления факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> затребованы документы, после чего они будут переданы для рассмотрения вопроса по существу.
30.01.2020 г. Администрацией г. Дзержинска вынесено постановление №, которым признан факт невозможности проживания Иванова Е.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации г. Дзержинска № от 21.02.2020 г. Иванов Е.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на Администрацию г. Дзержинска обязанности по включению истца в список на обеспечение жильем и признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением не имеется, поскольку постановление о включении истца в список вынесено ответчиком 21.02.2020 г.
Вынесение указанных постановлений не было связано с обращением истца в суд, а явилось следствием рассмотрения направленного им 08.10.2019 г. заявления после формирования полного пакета документов, необходимого для рассмотрения вопроса по установлению факта невозможности его проживания по адресу регистрации, а в дальнейшем - для рассмотрения вопроса о включении его в список на обеспечение жильем.
Иванов Е.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достиг, таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему не предоставлено.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, п. 1, 3 ст. 15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З, п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у истца возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Дзержинска Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
При этом суд отмечает, что для предоставления жилья истцу обязывать Администрацию г. Дзержинска вынести отдельное решение об этом не требуется.
Поскольку Иванов Е.В. длительное время - с 2010 г. находится на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, проживать в предоставленном жилом помещении сможет только после выхода из него, и, находясь принудительно в лечебном учреждении, не может реализовать права и исполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности, как нанимателя жилого помещения, право на получение жилого помещения может быть реализовано им по окончании принудительного лечения в стационаре.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости указания в решении о предоставлении истцу жилого помещения по окончании его принудительного лечения в стационаре лечебного учреждения.
Иванов Е.В. просит суд взыскать с Администрации г. Дзержинска компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Правоотношения по заключению договора социального найма носят имущественный характер, а права гражданина-нанимателя по такому договору являются имущественными правами. Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма. Кроме того, суд учитывает, что истец в связи с постоянным нахождением в стационарах лечебных учреждений не имел возможности реализовать свои права на фактическое получение жилого помещения и проживания в нем не по вине ответчика.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Иванова Е.В удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области предоставить Иванову Е.В в черте границ города Дзержинска Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений размером не менее 30 кв.м. по окончании его принудительного лечения в стационаре лечебного учреждения.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова