Решение по делу № 33-3036/2023 от 16.10.2023

Судья Шанауров К.В. Дело № 2-6011/2023

№ 33-3036/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

в составе судьи – председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Доставаловой В.В.,

при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 октября 2023 г. гражданское дело по иску Могильникова Константина Александровича к Тюменской таможне, начальнику Тюменской таможни Зябко Владимиру Александровичу о признании решения незаконным, взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе Могильникова Константина Александровича на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г.,

заслушав доклад судьи Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Могильников К.А. обратился в суд с иском к Тюменской таможне о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований, с учетом их изменения, указывал, что с <...> является пенсионером таможенной службы, имеет выслугу более 20 лет. В период с <...> по <...> прошел срочное лечение (изготовление и установка коронки цельнолитой) в муниципальном автономном учреждении здравоохранения г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника» (далее - МАУЗ г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника») на платной основе, потратив на это 5 204 руб. <...> Тюменской таможней принято решение, оформленное письмом, которым ему как пенсионеру таможенной службы отказано в компенсации расходов на получение медицинской помощи по протезированию зуба. Полагал, поскольку законодатель нормативно не урегулировал вопрос получения бесплатной медицинской помощи, предусмотренной ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пенсионерам таможенных органов, права на ее получение могут быть защищены только путем компенсации расходов на получение медицинской помощи в том объеме, который предоставляется действующим сотрудникам бесплатно. С учетом измененных требований просил признать незаконным решение Тюменской таможни от <...> оформленное письмом «Ответ на обращение», взыскать с Тюменской таможни в его пользу в счет возмещения расходов на медицинское обеспечение 5204 руб., государственную пошлину в размере 300 руб.

Административное исковое заявление Могильникова К.А. принято к производству Курганского городского суда Курганской области, 11 мая 2023 г. протокольным определением суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Могильников К.А. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Тюменской таможни и начальника Тюменской таможни Зябко В.А. по доверенностям Сулейманов Р.И. против удовлетворения заявленных требований возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель третьего лица МАУЗ г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника» по доверенности Третьяков А.С. поддержал исковые требования.

Представитель третьего лица ФГКУ «Поликлиника № 3 ФТС России» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

3 июля 2023 г. Курганским городским судом Курганской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Могильникова К.А. к Тюменской таможне, начальнику Тюменской таможни Зябко В.А. о признании решения незаконным, взыскании денежных средств отказано.

С таким решением не согласился истец Могильников К.А., в апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что за сотрудниками таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более, уволенными со службы в таможенных органах, сохраняется медицинское обеспечение, предусмотренное для работающих сотрудников таможенных органов. Действующим законодательством предусмотрены равные гарантии по медицинскому обслуживанию, как для сотрудников таможенных органов, так и для пенсионеров таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более. Указывает, что в случае отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД Российской Федерации) либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходили службу. Указывает, что на территории Курганской области отсутствуют медицинские учреждения таможенных органов. Однако, это не является препятствием для получения им стоматологических услуг, расходы по которым подлежат возмещению.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Тюменской таможни просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Тюменской таможни и начальника Тюменской таможни Зябко В.А. - Сулейманов Р.И., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы письменного отзыва. Полагает, что решение Курганского городского суда является законным и обоснованным.

Иные, участвующие в деле лица, в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомили, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.

На основании ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в ч. 8 ст. 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное ч. 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 апреля 2019 г. № 491, которым утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с данными Правилами бесплатная медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), оказывается в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - медицинские организации федеральных органов исполнительной власти) в отношении, в том числе, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (п.п. «а» п.1 Правил).

Прикрепление граждан Российской Федерации, указанных в абз. 3 п.п. «а» п. 1 настоящих Правил, к медицинским организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили службу, производится по направлению соответствующих пенсионных органов (подразделений) Федеральной службы исполнения наказаний, а также кадровыми подразделениями таможенных органов Российской Федерации. Направление лиц, указанных в п.п. «а» п. 1 настоящих Правил, в медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, в которых указанные лица проходят (проходили) службу, для оказания им специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, к которым указанные лица прикреплены для медицинского обеспечения. Очередность направления указанных лиц определяется медицинскими организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с медицинскими показаниями (п.2 и п.3 Правил).

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходят службу (п.5 Правил).

Из материалов дела усматривается, что истец Могильников К.А. с <...> является пенсионером таможенных органов Российской Федерации, имеет стаж службы (выслугу лет) в указанных органах более 20 лет.

<...> Могильников К.А. обратился к начальнику Тюменской таможни Зябко В.А. с письменным заявлением о разъяснении порядка использования (реализации) права на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе предусмотренного ч.ч.1, 5 ст.10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В дополнение к вышеуказанному обращению истцом <...> направлена копия договора об оказании платных услуг по протезированию зуба от <...>, заключенного с МАУЗ «Курганская городская стоматологическая поликлиника», и кассовый чек на сумму 5204 рубля, для компенсации соответствующих расходов.

По результатам рассмотрения обращения Могильникова К.А. начальником Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Зябко В.А. ответом на указанное обращение от <...> /М-142 разъяснен порядок получения бесплатной медицинской помощи, в том числе по протезированию зуба, в медицинских организациях Федеральной таможенной службы: ФГКУ «Поликлиника №3 ФТС России» (<адрес>), ФГКУ «Центральный клинический госпиталь ФТС России» (<адрес>).

Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе и по протезированию зуба, нарушено не было, однако истцом не был соблюден порядок обращения за бесплатной медицинской помощью. При указанных выше обстоятельствах правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов по протезированию зуба суд первой инстанции не усмотрел.

Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции не усматривает.

Положение абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации), закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.

Право Могильникова К.А. на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, установленное Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчиками не оспаривается, поэтому не нуждается в судебной проверке.

Действующее нормативное правовое регулирование предполагает возможность компенсации расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам таможенных органов Российской Федерации медицинским организациям, не являющимся ведомственными, но не самим пациентам (п.5 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 491).

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1871-О, положения п. 5 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 491), определяют порядок взаимодействия медицинских организаций и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях финансирования медицинской помощи, оказанной соответствующим категориям граждан лишь по неотложным показаниям, обеспечивая тем самым реализацию прав этих лиц.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов на зубопротезирование не имеется, доказательств того, что данная медицинская помощь являлась для истца неотложной, материалы дела не содержат.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают. Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Могильникова Константина Александровича – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2023 г.

Судья Шанауров К.В. Дело № 2-6011/2023

№ 33-3036/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

в составе судьи – председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Доставаловой В.В.,

при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 октября 2023 г. гражданское дело по иску Могильникова Константина Александровича к Тюменской таможне, начальнику Тюменской таможни Зябко Владимиру Александровичу о признании решения незаконным, взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе Могильникова Константина Александровича на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г.,

заслушав доклад судьи Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Могильников К.А. обратился в суд с иском к Тюменской таможне о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований, с учетом их изменения, указывал, что с <...> является пенсионером таможенной службы, имеет выслугу более 20 лет. В период с <...> по <...> прошел срочное лечение (изготовление и установка коронки цельнолитой) в муниципальном автономном учреждении здравоохранения г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника» (далее - МАУЗ г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника») на платной основе, потратив на это 5 204 руб. <...> Тюменской таможней принято решение, оформленное письмом, которым ему как пенсионеру таможенной службы отказано в компенсации расходов на получение медицинской помощи по протезированию зуба. Полагал, поскольку законодатель нормативно не урегулировал вопрос получения бесплатной медицинской помощи, предусмотренной ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пенсионерам таможенных органов, права на ее получение могут быть защищены только путем компенсации расходов на получение медицинской помощи в том объеме, который предоставляется действующим сотрудникам бесплатно. С учетом измененных требований просил признать незаконным решение Тюменской таможни от <...> оформленное письмом «Ответ на обращение», взыскать с Тюменской таможни в его пользу в счет возмещения расходов на медицинское обеспечение 5204 руб., государственную пошлину в размере 300 руб.

Административное исковое заявление Могильникова К.А. принято к производству Курганского городского суда Курганской области, 11 мая 2023 г. протокольным определением суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Могильников К.А. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Тюменской таможни и начальника Тюменской таможни Зябко В.А. по доверенностям Сулейманов Р.И. против удовлетворения заявленных требований возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель третьего лица МАУЗ г. Кургана «Курганская городская стоматологическая поликлиника» по доверенности Третьяков А.С. поддержал исковые требования.

Представитель третьего лица ФГКУ «Поликлиника № 3 ФТС России» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

3 июля 2023 г. Курганским городским судом Курганской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Могильникова К.А. к Тюменской таможне, начальнику Тюменской таможни Зябко В.А. о признании решения незаконным, взыскании денежных средств отказано.

С таким решением не согласился истец Могильников К.А., в апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что за сотрудниками таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более, уволенными со службы в таможенных органах, сохраняется медицинское обеспечение, предусмотренное для работающих сотрудников таможенных органов. Действующим законодательством предусмотрены равные гарантии по медицинскому обслуживанию, как для сотрудников таможенных органов, так и для пенсионеров таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более. Указывает, что в случае отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД Российской Федерации) либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходили службу. Указывает, что на территории Курганской области отсутствуют медицинские учреждения таможенных органов. Однако, это не является препятствием для получения им стоматологических услуг, расходы по которым подлежат возмещению.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Тюменской таможни просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Тюменской таможни и начальника Тюменской таможни Зябко В.А. - Сулейманов Р.И., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы письменного отзыва. Полагает, что решение Курганского городского суда является законным и обоснованным.

Иные, участвующие в деле лица, в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомили, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.

На основании ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в ч. 8 ст. 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное ч. 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 апреля 2019 г. № 491, которым утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с данными Правилами бесплатная медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), оказывается в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - медицинские организации федеральных органов исполнительной власти) в отношении, в том числе, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (п.п. «а» п.1 Правил).

Прикрепление граждан Российской Федерации, указанных в абз. 3 п.п. «а» п. 1 настоящих Правил, к медицинским организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили службу, производится по направлению соответствующих пенсионных органов (подразделений) Федеральной службы исполнения наказаний, а также кадровыми подразделениями таможенных органов Российской Федерации. Направление лиц, указанных в п.п. «а» п. 1 настоящих Правил, в медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, в которых указанные лица проходят (проходили) службу, для оказания им специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, к которым указанные лица прикреплены для медицинского обеспечения. Очередность направления указанных лиц определяется медицинскими организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с медицинскими показаниями (п.2 и п.3 Правил).

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходят службу (п.5 Правил).

Из материалов дела усматривается, что истец Могильников К.А. с <...> является пенсионером таможенных органов Российской Федерации, имеет стаж службы (выслугу лет) в указанных органах более 20 лет.

<...> Могильников К.А. обратился к начальнику Тюменской таможни Зябко В.А. с письменным заявлением о разъяснении порядка использования (реализации) права на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе предусмотренного ч.ч.1, 5 ст.10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В дополнение к вышеуказанному обращению истцом <...> направлена копия договора об оказании платных услуг по протезированию зуба от <...>, заключенного с МАУЗ «Курганская городская стоматологическая поликлиника», и кассовый чек на сумму 5204 рубля, для компенсации соответствующих расходов.

По результатам рассмотрения обращения Могильникова К.А. начальником Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Зябко В.А. ответом на указанное обращение от <...> /М-142 разъяснен порядок получения бесплатной медицинской помощи, в том числе по протезированию зуба, в медицинских организациях Федеральной таможенной службы: ФГКУ «Поликлиника №3 ФТС России» (<адрес>), ФГКУ «Центральный клинический госпиталь ФТС России» (<адрес>).

Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе и по протезированию зуба, нарушено не было, однако истцом не был соблюден порядок обращения за бесплатной медицинской помощью. При указанных выше обстоятельствах правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов по протезированию зуба суд первой инстанции не усмотрел.

Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции не усматривает.

Положение абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации), закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.

Право Могильникова К.А. на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, установленное Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчиками не оспаривается, поэтому не нуждается в судебной проверке.

Действующее нормативное правовое регулирование предполагает возможность компенсации расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам таможенных органов Российской Федерации медицинским организациям, не являющимся ведомственными, но не самим пациентам (п.5 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 491).

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1871-О, положения п. 5 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 491), определяют порядок взаимодействия медицинских организаций и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях финансирования медицинской помощи, оказанной соответствующим категориям граждан лишь по неотложным показаниям, обеспечивая тем самым реализацию прав этих лиц.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов на зубопротезирование не имеется, доказательств того, что данная медицинская помощь являлась для истца неотложной, материалы дела не содержат.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают. Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 3 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Могильникова Константина Александровича – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2023 г.

33-3036/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Могильников Константин Александрович
Ответчики
Тюменская таможня
начальник Тюменской таможни Зябко В.А.
Другие
МАУЗ г.Кургана Курганская городская стоматологическая поликлиника
Поликлиника №3 ФТС России
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
16.10.2023Передача дела судье
26.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Передано в экспедицию
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее