УИД 91RS0012-01-2023-003316-59
Дело в суде первой инстанции № 2-2319/2023 судья Лапин С.Д.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-5073/2024
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 29.05.2024
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.06.2024
Апелляционное определение
29 мая 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Корбута А.О., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Мустафаевой Э.К.
с участием прокурора Бойко Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации <адрес> Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранение тренажеров»,
установила:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым (далее - Администрация), Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» (далее – МБОУ «Школа № им. В.Белик»), в котором просил обязать Администрацию в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Школа № им. В.Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности», а на МБОУ «Школа № им. В.Белик» в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; дозиметром; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе-поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.
Заявленные требования мотивированы тем, что результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения работниками МБОУ «Школа № им. В.Белик» законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе выявлены нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804.
Определением суда от 27.09.2023, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым и Управления образования администрации <адрес> Республики Крым.
Определением суда от 11.12.2023 производство по делу в части требований к Администрации об обеспечении финансирования МБОУ «Школа № им. В.Белик» для оборудования кабинета ОБЖ дозиметром; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе-поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; а также в части требований к МБОУ «Школа № им. В.Белик» об обеспечении кабинета ОБЖ дозиметром; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе- поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5 - прекращено, в связи с отказом от данной части требований.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Школа № им. В.Белик» в судебном заседании полагал обоснованными исковые требования прокурора.
Представители ответчика Администрации, третьих лиц Управления образования Администрации <адрес> Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда в части возложения на Администрацию обязанности в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Школа № им. В.Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; системой хранения тренажеров, отменить и принять в обжалуемой части новое решение об отказе в иске.
В частности апеллянт ссылается на то, что судом не учтено, что действующим законодательством возложено на субъекты Российской Федерации финансовое обеспечение расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> обеспечивают расходование таких субвенций, а общеобразовательные организации самостоятельно определяют первоочередность расходования денежных средств, поступающих в целях реализации программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Дополнительное финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрено финансирование указанных мероприятий из местного бюджета. Более того, предоставленная в 2023 году субвенция позволяла учреждению осуществить доукомплектацию кабинета ОБЖ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не в полной мере соответствует вышеизложенным требованиям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> в 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, по результатам которой установлено, что оснащение кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Школа № им. В.Белик» не соответствует требованиям Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804. Так, в образовательном учреждении отсутствуют цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лаборатория радиационно-химической разведки; газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; измеритель электропроводности, кислотности и температуры; макет гранаты Ф-1; макет гранаты РГД-5; система хранения тренажеров.
Ответчиками обоснованность доводов прокурора в указанной части в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.
Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее - Инструкция).
Пунктом 11 Инструкции установлено, что руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально- техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (далее - Перечень).
Подраздел 23 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в кабинете ОБЖ и включает основное и дополнительное оборудование, в том числе, сейф оружейный (п. 2.23.1), систему хранения тренажеров (2.23.2), цифровую лабораторию по ОБЖ (2.23.5), мини-экспресс лабораторию радиационно-химической разведки (2.23.6), макет гранаты Ф-1 (2.23.13), макет гранаты РГД-5 (2.23.14), интерактивный тренажер двухколесного транспортного средства (2.23.16), аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения (2.23.17), электрифицированную модель транспортного и пешеходного светофора с «Виртуальным учителем» (2.23.18), мультимедийную программу для обучения и подготовки водителей транспортных средств (2.23.19), дыхательную трубку (воздуховод - 2.23.20), гипотермический пакет (2.23.21), индивидуальный противохимический пакет (2.23.23), комплект массо-габаритных моделей оружия (2.23.38), магазин к автомату Калашникова с учебными патронами (2.23.39), лямку медицинскую носилочную (2.23.35), стрелковый тренажер (2.23.40), макет простейшего укрытия в разрезе (2.23.41), тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия (2.23.42), имитатор ранений и поражений для тренажера-манекена (2.23.43), тренажер для основания навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка (2.23.44).
Как следует из раздела III «Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций» к основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).
Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.
Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания, комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и (или) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Указанный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с пп. 3 п. 24 разд. IV Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897 организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
В силу п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации также относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм материального права, разрешая спор по существу, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязанностью образовательного учреждения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию обязанности по обеспечению финансирования расходов МБОУ «Школа № им. В.Белик» на приобретение оборудования кабинета ОБЖ исходя из следующего.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При этом понуждение Администрации к обеспечению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года в части удовлетворения требований к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> Республики Крым «Школа № имени Веры Белик» в течение одного финансового года обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранение тренажеров».
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым.
Председательствующий:
Судьи: