Решение по делу № 33-5073/2024 от 15.04.2024

УИД 91RS0012-01-2023-003316-59

Дело в суде первой инстанции № 2-2319/2023 судья Лапин С.Д.

Дело в суде апелляционной инстанции № 33-5073/2024

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 29.05.2024

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.06.2024

Апелляционное определение

29 мая 2024 года                             г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Корбута А.О., Хмарук Н.С.,

при секретаре судебного заседания Мустафаевой Э.К.

с участием прокурора Бойко Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации <адрес> Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранение тренажеров»,

установила:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым (далее - Администрация), Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» (далее – МБОУ «Школа им. В.Белик»), в котором просил обязать Администрацию в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Школа им. В.Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности», а на МБОУ «Школа им. В.Белик» в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; дозиметром; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе-поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранения тренажеров.

Заявленные требования мотивированы тем, что результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения работниками МБОУ «Школа им. В.Белик» законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе выявлены нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804.

Определением суда от 27.09.2023, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым и Управления образования администрации <адрес> Республики Крым.

Определением суда от 11.12.2023 производство по делу в части требований к Администрации об обеспечении финансирования МБОУ «Школа им. В.Белик» для оборудования кабинета ОБЖ дозиметром; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе-поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; а также в части требований к МБОУ «Школа им. В.Белик» об обеспечении кабинета ОБЖ дозиметром; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; компас-азимутом; противогазом взрослым, фильтрующе- поглощающим; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5 - прекращено, в связи с отказом от данной части требований.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «Школа им. В.Белик» в судебном заседании полагал обоснованными исковые требования прокурора.

Представители ответчика Администрации, третьих лиц Управления образования Администрации <адрес> Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ответчик - Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда в части возложения на Администрацию обязанности в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Школа им. В.Белик» для оборудования кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; измерителем электропроводности, кислотности и температуры; макетом гранаты Ф-1; макетом гранаты РГД-5; системой хранения тренажеров, отменить и принять в обжалуемой части новое решение об отказе в иске.

В частности апеллянт ссылается на то, что судом не учтено, что действующим законодательством возложено на субъекты Российской Федерации финансовое обеспечение расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> обеспечивают расходование таких субвенций, а общеобразовательные организации самостоятельно определяют первоочередность расходования денежных средств, поступающих в целях реализации программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Дополнительное финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрено финансирование указанных мероприятий из местного бюджета. Более того, предоставленная в 2023 году субвенция позволяла учреждению осуществить доукомплектацию кабинета ОБЖ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не в полной мере соответствует вышеизложенным требованиям.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> в 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, по результатам которой установлено, что оснащение кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Школа им. В.Белик» не соответствует требованиям Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804. Так, в образовательном учреждении отсутствуют цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лаборатория радиационно-химической разведки; газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; измеритель электропроводности, кислотности и температуры; макет гранаты Ф-1; макет гранаты РГД-5; система хранения тренажеров.

Ответчиками обоснованность доводов прокурора в указанной части в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее - Инструкция).

Пунктом 11 Инструкции установлено, что руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально- техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (далее - Перечень).

Подраздел 23 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в кабинете ОБЖ и включает основное и дополнительное оборудование, в том числе, сейф оружейный (п. 2.23.1), систему хранения тренажеров (2.23.2), цифровую лабораторию по ОБЖ (2.23.5), мини-экспресс лабораторию радиационно-химической разведки (2.23.6), макет гранаты Ф-1 (2.23.13), макет гранаты РГД-5 (2.23.14), интерактивный тренажер двухколесного транспортного средства (2.23.16), аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения (2.23.17), электрифицированную модель транспортного и пешеходного светофора с «Виртуальным учителем» (2.23.18), мультимедийную программу для обучения и подготовки водителей транспортных средств (2.23.19), дыхательную трубку (воздуховод - 2.23.20), гипотермический пакет (2.23.21), индивидуальный противохимический пакет (2.23.23), комплект массо-габаритных моделей оружия (2.23.38), магазин к автомату Калашникова с учебными патронами (2.23.39), лямку медицинскую носилочную (2.23.35), стрелковый тренажер (2.23.40), макет простейшего укрытия в разрезе (2.23.41), тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия (2.23.42), имитатор ранений и поражений для тренажера-манекена (2.23.43), тренажер для основания навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка (2.23.44).

Как следует из раздела III «Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций» к основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).

Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.

Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания, комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и (или) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Указанный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с пп. 3 п. 24 разд. IV Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897 организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

В силу п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации также относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм материального права, разрешая спор по существу, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязанностью образовательного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию обязанности по обеспечению финансирования расходов МБОУ «Школа им. В.Белик» на приобретение оборудования кабинета ОБЖ исходя из следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом понуждение Администрации к обеспечению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года в части удовлетворения требований к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> Республики Крым «Школа имени Веры Белик» в течение одного финансового года обеспечить оборудование кабинета «основы безопасности жизнедеятельности» - цифровой лабораторией по основам безопасности жизнедеятельности; мини-экспресс-лабораторией радиационно-химической разведки; газоанализатором кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; защитным костюмом; респиратором; комплексом массо-габаритных моделей оружия; сейфом оружейным; системой хранение тренажеров».

В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым.

Председательствующий:

Судьи:

33-5073/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора города Керчи
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Школа №17 имени Веры Белик"
Администрация города Керчи Республики Крым
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Управление образования Администрации города Керчи Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.04.2024Передача дела судье
29.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Передано в экспедицию
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее