№ 2а-3674/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рыбальченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбалкина А.В. к судебному приставу-исполнителю Николаенко Г.В., судебному приставу-исполнителю Баласани Д.Н., старшему судебному приставу-начальнику ТГО ФССП РФ Ващенко Ю.Ю., УФССП РО о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
В Таганрогский городской суд обратился ФИО1 с административным иском к Николаенко Г.В., УФССП РО о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя.
В обосновании иска указал, что решением Таганрогского городского суда от 11.03.2015 года в его пользу с Куква Н.В. взыскана сумма неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>. На основании указанного решения выдан исполнительный лист <данные изъяты>. 28.01.2016 года было возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>. До настоящего времени решение не исполнено. Обращения к судебному приставу исполнителю результата не дало. В связи с чем, просила суд признать незаконным бездействие
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечен судебный пристав-исполнитель Баласани Д.Н.
В судебное заседание не явился административный истец ФИО1, представитель УФССП РФ, судебные приставы-исполнители Николаенко Г.В., Баласани Д.Н., заинтересованное лицо должник Куква Н.В.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом установлено, что 28.01.2016 года в отношении должника Куква Н.В. возбуждено исполнительное производство <данные изъяты> о взыскании денежных средств в пользу ФИО1
В силу ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 Закона об исполнительном производстве сроки.
Как следует из материалов исполнительного производства первоначально оно было возбуждено судебным приставом-исполнителем Николаенко Г.В., далее передано судебному приставу-исполнителю Чернухиной А.А., которая в настоящее время находится в декретном отпуске. Исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю Баласани Д.Н.
Из материалов исполнительного производства к моменту рассмотрения административного иска следует, что в рамках данного исполнительного производства совершены следующие действия: возбуждено исполнительное производство 28.01.2016 года, сделан запрос с ЗАГС г. Таганрога, постановлением от 11.02.2016 года обращено взыскание на пенсию должника в размере 50%.
Судом проанализированы действия судебного пристава-исполнителя с момента возбуждения исполнительного производства по настоящее время.
Анализ действий судебных приставов-исполнителей указывает на их не полноту, т.е. усматривается бездействие в выполнении полного комплекса мер, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве" и направленных на своевременное исполнение исполнительного документа. Так отсутствуют сведения об отправке Постановления об обращении взыскания в ПФ РФ и фактического удержания, отсутствуют сведения о запросах о наличии недвижимого имущества, иного имущества, запросы в банки о наличии текущих счетов, отсутствуют сведения об установлении места жительства должника и выхода для установления имущества на которое возможно обратить взыскание.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что права взыскателя нарушены на своевременное исполнение судебного акта.
Указанные и иные меры, установленные ФЗ "Об исполнительном производстве", подлежат выполнению с целью восстановления нарушенных прав взыскателя.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая предмет административного иска - признание незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, полагая, что нарушения прав административного истца имеет длящийся характер, суд приходит к выводу о том, что срок давности для обращения в суд с административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным должностных лиц ТГО ФССП РФ по РО по исполнительному производству <данные изъяты> в части не направления Постановления об обращении взыскания на пенсию должника в ПФ РФ от 11.02.2016 года, не направления запросов о наличии имущества и счетов в банках, установления места жительства должника для наложения ареста на имущество должника.
Обязать судебного пристава-исполнителя принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного производства <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Исаев С.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2016 г.