Дело № 33-1958/2016
Судья Рязанцева Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2016 год город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Безматерных К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации г. Лысьвы, общества с ограниченной ответственностью «Кармен» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 ноября 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Лысьвенского городского прокурора, признано незаконным бездействие администрации г. Лысьвы, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйной тепловой сети протяженностью 214 погонных метра, расположенной от забора с южной стороны АО «Привод» по ул. Пожарского, 8, г. Лысьвы, проходящей вдоль стены здания по ул. Орджоникидзе, 49 «а», с двумя ответвлениями на здания по ул. Орджоникидзе, 49 «б» и ул. Орджоникидзе, 49 «в», возложена обязанность на ответчика произвести инвентаризацию объекта и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии тепловой сети на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения на апелляционные жалобы прокурора Бабушкиной О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор, действующей в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) о признании незаконным бездействия администрации г. Лысьвы, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной тепловой сети протяженностью 214 погонных метра, расположенной от забора с южной стороны АО «Привод» по ул. Пожарского, 8, г. Лысьвы, проходящей вдоль стены здания по ул. Орджоникидзе, 49 «а», с двумя ответвлениями на здания по ул. Орджоникидзе, 49 «б» и ул. Орджоникидзе, 49 «в», возложении обязанности на ответчика произвести инвентаризацию объекта, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии тепловой сети на учет как бесхозяйного имущества в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой по заявлению потребителей, располагающихся в зданиях по адресу: ул. Орджоникидзе, 49 «б» и ул. Орджоникидзе, 49 «в», была проведена проверка по вопросу теплоснабжения через указанную выше теплотрассу. По результатам проверки установлено, что спорный объект является бесхозяйным, ответчиком действия по постановке его на соответствующий учет не осуществляются, что препятствует определению балансовой принадлежности тепловой сети и надлежащего содержания, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на бесперебойное теплоснабжение, создает угрозу наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением подачи тепловой энергии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация г. Лысьвы и ООО «Кармен» просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В апелляционной жалобе администрация г. Лысьвы ссылается на то обстоятельство, что в данном случае потребителями тепловой энергии являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а потому иск заявлен прокурором в защиту интересов конкретных потребителей, численность которых может быть строго определена. В силу положений ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор не наделен правом обращения в суд в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Истцом не были представлены доказательства незаконного бездействия органа местного самоуправления, имеется спор о правах на тепловую сеть. Судом не принят во внимание приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013г. № 701, оставлены без внимания доводы ответчика об отсутствии реальной возможности исполнить судебный акт в указанный срок.
ООО «Кармен» в апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом правил подведомственности спора. Также указывает на то обстоятельство, что отсутствие государственной регистрации права собственности на часть спорной тепловой сети за обществом, при наличии фактов возмездного приобретения объекта по договору купли-продажи, содержания его в технически исправном состоянии и использования, не может являться основанием для отнесения к бесхозяйному имуществу. Иск прокурором предъявлен к администрации г. Лысьвы, в резолютивной части решения суда также указан данный ответчик. Между тем в описательной части решения суд ссылается на документы ответчика, именуемого как администрация МО «Лысьвенский городской округ», что соответствует действительности, в связи с чем судом нарушены требования ст. 54 ГПК Российской Федерации.
В возражениях на апелляционные жалобы Лысьвенская городская прокуратура просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч.1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу положений пунктов 1-3 ст. 235 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на территории Лысьвенского городского округа имеется тепловая сеть протяженностью 214 погонных метра, расположенная от забора с южной стороны АО «Привод» по ул. Пожарского, 8, г. Лысьвы, проходящая вдоль стены здания по ул. Орджоникидзе, 49 «а», с двумя ответвлениями на здания по ул. Орджоникидзе, 49 «б» и ул. Орджоникидзе, 49 «в».
МУУП «Теплоэнергоремонт» является единственной теплоснабжающей организацией на территории Лысьвенского городского округа, спорный объект в хозяйственное ведение предприятия не передавался, информация о правах на него в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует, в реестрах муниципальной собственности тепловая сеть не значится.
Собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: город Лысьва, пос. Орджоникидзе, с южной стороны АО «Привод», с западной стороны АО «Строймеханизация» является ООО «Кармен».
Собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: город Лысьва, ул. Орджоникидзе,49 «б» является Борычко А.Т.
11.09.2015г. Борычко А.Т. обратился в прокуратуру г. Лысьва с заявлением об отмене незаконной передачи земельного участка под теплотрассой ООО «Кармен», возложении обязанности на администрацию г. Лысьвы принять теплотрассу по ул. Орджоникидзе, 49 «б», 49»в» на баланс как бесхозяйную.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, связанных со строительством, о предоставлении земельных участков, связанных со строительством на территории Лысьвенского городского округа от 08.09.2015г. ООО «Кармен» было отказано в предоставлении земельного участка площадью 120 кв.м по ул. Орджоникидзе, 49 «б» г. Лысьва в связи с размещением на нем сооружения (тепловая сеть), не зарегистрированного в установленном порядке.
Факт отсутствия разрешения на строительство теплотрассы по ул. Орджоникидзе, 49 г. Лысьва подтверждается письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации города Лысьвы от 24.08.2015 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 14, п.8 ч.1 ст. 16, ч. 4 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 1991 (в ред. от 24.12.2003) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что спорная тепловая сеть является бесхозяйным имуществом, поскольку ее собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности теплотрасса не значится. Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния тепловой сети, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния тепловой сети не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Установив, что орган местного самоуправления необходимых мер по поставке бесхозяйного имущества на учет не принимает, суд обоснованно признал оспариваемое бездействие незаконным и возложил обязанность на ответчика произвести инвентаризацию объекта, после чего обратиться в Лысьвенский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйной тепловой сети.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах администрации г. Лысьвы и ООО «Кармен», не влекут отмену решения суда.
Довод ООО «Кармен» о том, что часть спорной тепловой сети находится в собственности общества, судом первой инстанции проверен, обоснованно отклонен как несостоятельный, указанному обстоятельству в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Установление судом срока исполнения решения суда не противоречит положениям ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации. В случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки его исполнения на основании ст. 203 ГПК Российской Федерации.
Ссылки в апелляционных жалобах на нарушение судом подведомственности спора, отсутствие у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском, являются несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из технического паспорта теплотрассы к домовладению № 49 «б» по ул. Орджоникидзе, составленного ГУП «ЦТИ Пермского края» Лысьвенский филиал по состоянию на 17.10.2012г., следует, что спорный объект присоединен к существующей тепловой сети. Поставку тепловой энергии на территории муниципального образования, в том числе посредством спорного участка теплотрассы, обеспечивает МУУУП «Теплоэнергоремонт». Поскольку посредством существующей тепловой сети обеспечивается поставка тепловой энергии абонентам муниципального образования «Лысьвенский городской округ», круг потребителей является неограниченным.
При таких обстоятельствах прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В силу п.п а п.7 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013г. № 701, для постановки на такой учет должен быть представлен документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества.
Из смысла п.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.4 указанного выше Порядка следует, что указанные выше документы представляются органом местного самоуправления с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта.
В связи с чем ссылки администрации г. Лысьвы на то обстоятельство, что в материалы дела не представлены необходимые документы для совершения испрошенных прокурором действий, являются несостоятельными.
Согласно ст. 24 Устава муниципального образования «Лысьвенский городской округ», утвержденного Решением Думы Лысьвенского городского округа от 20.12.2012г. №266, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Лысьвенского городского округа является администрация г. Лысьвы.
В связи с чем прокурором предъявлен иск к надлежащему ответчику, а потому доводы апелляционной жалобы ООО «Кармен», свидетельствующие об обратном, необоснованные.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выводы суда не опровергают, основаны на переоценке доказательств по делу и неправильном толковании норм действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были приняты во внимание судом, влияли на законность постановленного им решения, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Лысьвы, общества с ограниченной ответственностью «Кармен» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи