Судья Кротова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В. и Пилипенко Е.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу Штерн ФИО7 на определение Хасанского районного суда Приморского края от 27 марта 2017 года, которым в принятии административного искового заявления Штерн А.А. к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, возложении обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия
установила:
Штерн А.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решения администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 5 марта 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 1532,71 кв.м в безвозмездное пользование в рамках Федерального закона 119-ФЗ от 1 мая 2016 года «О Дальневосточном гектаре»; обязать администрацию Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края внести в систему ФИС на Дальний восток сведения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в заявлении административного истца от 6 февраля 2017 года; принять обеспечительные меры.
Определением Хасанского районного суда от 27 марта 2017 года в принятии административного искового заявления Штерн А.А. отказано.
На указанное определение Штерн А.А. подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения как незаконного.
Изучив доводы частной жалобы, материалы заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Дело № 33а-4566 |
Отказывая Штерн А.А. в принятии административного искового заявления, суд пришел к выводу, что требования об оспаривании отказа администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в предоставлении земельного участка, площадью 1532,71 кв.м в безвозмездное пользование в рамках Федерального закона 119-ФЗ от 1 мая 2016 года «О Дальневосточном гектаре» подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку представляют собой спор о праве на испрашиваемый земельный участок.
Вместе с тем данный вывод суда постановлен при неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного, из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.
Согласно п.7 ст. 2 указанного Федерального закона, предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством (далее - уполномоченный орган).
Рассмотрение заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется уполномоченным органом в порядке их поступления.
Уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 7 настоящего закона, и направляет принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
Как следует из административного искового заявления, обращаясь в суд в порядке главы 22 КАС РФ, Штерн А.А. оспаривает решение органа местного самоуправления, который в отличие от административного истца имеет властные полномочия и реализует их в установленном порядке, обязательном для участников возникших правоотношений, то есть требования Штерн А.А. к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края возникли из публичных правоотношений.
В представленных материалах отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии спора о праве между административным истцом и администрацией Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
Таким образом, судом неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого подлежат рассмотрению и разрешению, требования содержащиеся в административном исковом заявлении, требования административного истца ошибочно расценены судом как наличие спора о праве, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого судебного постановления допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, определение судьи не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, а материал - направлению в тот же суд для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░