Решение по делу № 33-6741/2024 от 16.09.2024

г. Сыктывкар              Дело № 2-1597/2024 г. (33-6741/2024)

11RS0005-01-2024-001675-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Беляковой А.И.,

рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2024 года, по которому

исковые требования Козлова С.В. удовлетворены.

Взыскана с казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Козлова С.В., <Дата обезличена> г.р., уроженца г. ..., паспорт <Номер обезличен>, компенсация морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Козлов С.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., в обоснование заявленных требований указав, что в связи с нарушением ответчиком срока направления листка нетрудоспособности в ОСФР по Республике Коми, истцу произведена оплата листа нетрудоспособности с нарушением установленного срока.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Республике Коми, ОСФР по Республике Коми, в качестве соответчика – ФСИН России.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены начальник ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми ... Н.Н., главный бухгалтер ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми ... М.С.

В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми исковые требования не признала, не оспаривая факта нарушения срока направления листка нетрудоспособности в ОСФР по РК <Дата обезличена>, не оспаривая факта получения сведений с ОСФР по РК 12.02.2024 о закрытии листка нетрудоспособности на имя истца <Дата обезличена>, не оспаривая факта нарушения срока выплаты истцу пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности <Дата обезличена> (подлежал выплате <Дата обезличена>).

Третье лицо главный бухгалтер ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми Морковникова М.С. в суде с исковыми требованиями не согласилась.

Иные лица в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФССП России, УФССП России по Республике Коми выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Дело в порядке части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, при их надлежащем извещении.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 98 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ) предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Основания и порядок выплаты пособий регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727.

В соответствии с п. 4 названного Положения указано, что осужденные имеют право на получение пособий, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка, достижения ребенком возраста полутора лет. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием (п. 5 Положения).

Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные (п. 6 Положения).

Назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений, представляемых организациями, в которых трудятся осужденные, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Контроль за полнотой и достоверностью представляемых организациями, где трудятся осужденные, сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий осужденным, осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (п. 7 Положения).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности. Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (п. 8 Положения).

В силу п. 9 Положения пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрено, что страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с п. 17 Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, после размещения электронного листка нетрудоспособности в информационной системе страховщика оператор информационной системы страховщика обеспечивает, в том числе в автоматизированном режиме, формирование и направление посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации запроса с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) о представлении:

а) сведений о соответствии данных застрахованного лица, содержащихся в запросе, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) сведений о страхователе (страхователях) застрахованного лица, у которого занято застрахованное лицо, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет.

Страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> Козлов С.В. прибыл в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, с <Дата обезличена> привлечен к труду в качестве швеи швейного производства со сдельной оплатой труда, <Дата обезличена> освобожден по отбытию срока наказания.

<Дата обезличена> Филиалом «Медицинская часть № 15» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России выдан электронный листок нетрудоспособности <Номер обезличен> на имя Козлова С.В. в период его болезни с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, приступить к работе <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> ОСФР по РК в адрес ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми направлены сведения о закрытии электронного листка нетрудоспособности на имя истца. Также для подтверждения выплаты по проактивному процессу в исправительное учреждение направлен запрос на проверку, подтверждение, корректировку сведений, ответ на который в установленный законом срок (<Дата обезличена>) от страхователя не поступил.

<Дата обезличена> сведения о закрытии электронного листка нетрудоспособности поступили в бухгалтерию ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми из ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

В этот же день ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми передало в информационную систему страховщика - ОСФР по РК в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности истца, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

<Дата обезличена> ОСФР по РК Козлову С.В. назначено пособие по нетрудоспособности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме ... руб. и выплачено в сумме ... руб. (за вычетом НДФЛ).

<Дата обезличена> пособие с ОСФР по РК поступило в исправительное учреждение и выплачено истцу, а также в день выплаты заработной платы - <Дата обезличена> ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми выплачено истцу пособие за первые три дня листка нетрудоспособности в сумме ... руб.

Представленными материалами дела подтверждается, что на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Козлову С.В. был выдан листок нетрудоспособности, однако в нарушение требований Федерального закона РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» администрацией ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми несвоевременно направлены сведения в ОСФР по РК, также работодателем нарушены сроки оплаты истцу трех дней листка нетрудоспособности, в связи с чем полагающиеся осужденному выплаты начислены и выплачены с задержкой.

Разрешая заявленные Козловым С.В. требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 98 УИК РФ, статьями 2 - 4 Федерального закона РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, установив нарушение права истца на своевременную выплату пособия по временной нетрудоспособности, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Приходя к такому выводу, суд признал доказанным факт несвоевременного начисления ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми пособия по временной нетрудоспособности Козлову С.В. за первые три дня временной нетрудоспособности и последующего несвоевременного направления сведений в ОСФР по РК, в связи с чем выплата соответствующего пособия осужденному произведена со значительной задержкой, чем были нарушены его личные неимущественные и имущественные права.

Пособие по временной нетрудоспособности относится к числу мер социальной поддержки граждан на случай их заболевания, данная мера направлена на обеспечение определенного жизненного уровня граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Неправомерное лишение (полностью или частично) гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Таким образом, вывод суда о присуждении Козлову С.В. компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. является правильным, обжалуемое решение отвечает приведенным нормативным положениям, регулирующим вопросы компенсации морального вреда и определения размера такой компенсации.

Оснований для изменения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Указание в жалобе на то, что после получения бухгалтерией ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми сведений о закрытии электронного листка нетрудоспособности (<Дата обезличена>) ответчик своевременно передал в информационную систему страховщика - ОСФР по РК соответствующие сведения, основанием к отмене решения не являются, учитывая, что <Дата обезличена> исправительное учреждение получило от ОСФР по РК сообщение о закрытии <Дата обезличена> электронного листка нетрудоспособности на имя Козлова С.В.

Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 01 октября 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-6741/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов Сергей Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
ОСФР по Республике Коми
УФСИН России по Республике Коми
Шикерханов Нурудин Нажмудинович
Главный бухгалтер Морковникова М.С.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Передано в экспедицию
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее