РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года г. Чехов, Московская область
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Варенышевой М.Н.,
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-277/18 по иску Марченко А.А. к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Марченко А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику Администрации городского округа Чехов Московской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, с целью обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ жилым помещением за счет средств федерального бюджета по Программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище», в связи с отсутствием собственного жилого помещения. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Чеховского муниципального района Московской области ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как не предоставлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как «малоимущий», кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органов, осуществляющих принятие на учет, а также в виду того, что срок проживания в Московской области менее 5 лет. Считает действия Администрации Чеховского муниципального района Московской области, выразившиеся в отказе принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» неправомерными, нарушающими его законные права и интересы. С самого детства и в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986г.), он, истец, проживал в <адрес>, отнесенном Постановлением Правительства № 1074 от 08.10.2015г. к зоне проживания со статусом «зона проживания с правом на отселение» (до его принятия действовало Постановление Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован, проживает и работает в <адрес> и имеет статус «выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение», что подтверждается соответствующим удостоверением №. Своего жилья не имеет, и не имел. В настоящее время проживает в арендованной жилплощади и платит за нее аренду. Считает, что мнение Администрации Чеховского муниципального района Московской области, о том, что он должен быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как «малоимущий» и проживать на территории Московской области не менее 5 лет, несостоятельно, так как основано на неверном толковании норм материального права. Просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не как «малоимущий» и реализовать свое право не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющий право на обеспечение жилым помещением, которое установлено федеральным законом и за счет средств федерального бюджета (ч.3 ст. 49 ЖК РФ). В данном случае его право установлено Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 и подтверждается удостоверением, установленного образца № выданного «добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение».
Представитель истца Марченко А.А. по доверенности Марченко А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам указанным в иске.
Ответчик – представитель Администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности Савичева А.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не признан в установленном порядке малоимущим и в целях признания таковым в Администрацию не обращался. Учитывая, что истцом представлены не все установленные законом документы, истцом не представлены документы, подтверждающие проживание на территории Московской области в течение 5 лет, полагает, отказ Администрации городского округа Чехов в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении законным и обоснованным. Ведение учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
3-е лицо – представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей не явки суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица - представителя Министерства строительного комплекса Московской области.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец Марченко А.А. является лицом, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, о чем ему выдано соответствующее удостоверение № (л.д. 13). Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте истца (л.д. 11-12), выпиской из домовой книги.
Обратившись в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 14), истец получил отказ, выраженный в Постановлении Администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16-17). Основанием для отказа послужило проживание истца в Московской области менее 5 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуется Законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 N 153, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, исходит из того, что в настоящее время у истца отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу п. 7 ст. 17 Закона РФ N 1244-1 гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируется, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
В силу положений ч. 1 ст. 17 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства, с момента переезда в зону отселения для постоянного проживания относятся к категории, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, а именно к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Из материалов дела следует, что истец в зоне проживания с правом на отселение проживал с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582, Постановлением Правительства № 1074 от 08.10.2015 года на период проживания истца указанный населенный пункт был отнесен к зоне отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, истец относится к категории, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, а именно к гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 1244-1 гражданам, переселившимся на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона. Этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
Таким образом, предусмотренная статьей 17 Закона мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, в отношении граждан, переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения, может быть им предоставлена только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его снижения, исходя из продолжительности проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Поскольку истцом Марченко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выехавшего из зоны отселения на новое место жительства, не представлено суду сведений о том, что им получено право выхода на пенсию, а также сведений о том, что он с рождения, детства и в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, отнесенном Постановлением Правительства № 1074 от 08.10.2015г. к зоне проживания со статусом «зона проживания с правом на отселение», оснований для предоставления ему меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, не имеется.
При этом суд учитывал, что право истца на получение социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возможно к реализации после достижения ими пенсионного возраста с учетом его снижения, исходя из продолжительности проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке предусмотренном Законом РФ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Марченко А.А. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании Администрации городского округа Чехов Московской области поставить Марченко А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, оказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чеховский городской суд Московской области.
Председательствующий судья: М.Н.Варенышева
«Копия верна»
Судья:
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.