Решение по делу № 2-1184/2013 от 01.04.2013

                                                              Решение суда принято в окончательной форме 19 апреля 2013 года                                                                                              

     Дело № 2-1184/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2013 года                                           г. Железнодорожный

        Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Молотовой Т.В., при секретаре Журбенко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чутчикова Н.А. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

Чутчиков Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий, указав, что ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий со ссылкой на отсутствие
документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых
действиях на территории Республики <адрес>. Заявитель с
указанным заключением не согласен, указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в <адрес> в/ч № (<данные изъяты>), откуда по тревоге часть военнослужащих была отправлена для дальнейшего прохождения военной службы в республику <адрес> в город <адрес>, и зачислена в в/ч № со ДД.ММ.ГГГГ. В этот период в <адрес> велась гражданская война и часть, в которой заявитель проходил военную службу, выполняла задачи защиты прав граждан в условиях вооруженного конфликта и гражданской войны. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бои проходили непосредственно в черте <адрес>. По в/ч № информация о проводимых боевых действий отсутствует, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году секретный архив в/ч № сгорел, в том числе и вся документация за ДД.ММ.ГГГГ год. По приказу командира в/ч № заявитель проходил воинскую службу в <адрес> в городе <адрес> в должности водителя БТР. За время службы взысканий не имел. Выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта, охранял и оборонял жизненно важные объекты военные и гражданские, такие как, войсковая часть в <адрес>, склады с вооружением и боеприпасами в <адрес> (караул-№), блок пост на перевале в <адрес>, азотный завод в <адрес>, узел связи в <адрес>, а также сопровождал, охранял и оборонял поезда с жизненно важными грузами, следовавшими по маршруту: <адрес>, охранял и оборонял Государственную границу <данные изъяты> направления. Полагает, что выводы Комиссии о необходимости      предоставления документов, подтверждающих его непосредственное участие в боях, для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не основаны на законе и

нарушают его права, гарантированные законом «О ветеранах».

      Просит признать отказ Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным и обязать Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Чутчиков Н.А. в судебном заседании явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявление, в котором просит отказать Чутчикову Н.А. в удовлетворении требований.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действии и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.255 ГПК РФ и ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

     В своем заявлении Чутчиков Н.А. обжалует отказ Комиссии в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, препятствующий ему в реализации мер     социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов боевых действий.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах», Закон), к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, согласно п.3 ст.3 ФЗ «О ветеранах», приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Перечнем раздела III Приложения к ФЗ «О ветеранах» предусмотрены боевые действия в <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с разделом III Приложения к ФЗ «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в данном разделе распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах», реализация - мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений Закона, постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, в силу п.2 которой выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органам исполнительной власти»

Выдача удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях     при     исполнении     служебных обязанностей     в     эти: государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "Ветеранах"), осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства обороны РФ № 1177 от 2 ноября 2009 года (пункт 7 Порядка, далее - «Порядок выдачи удостоверений в ВС РФ»).

В силу пункта 2 «Порядка в ВС РФ», рассмотрение обращений и принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в военных округах, на флотах, в воинской части № осуществляют комиссии военных округов, флотов, воинской части № по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

Исходя из приведенных выше положений Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ, вопрос принятия решения о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий входит в компетенцию заинтересованного лица по делу - Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа.

При этом суд отмечает, что согласно положениям Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ вопрос о признании военнослужащего ветераном боевых действий в компетенцию Комиссии не входит.

Как усматривается из материалов дела, решением Комиссии по
рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений
ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ Чутчикову Н.А. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на том основании, что им не представлены документы, указанные в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ, подтверждающие непосредственноеучастие в боевых действиях.

Исходя из содержания положений статьи 3 ФЗ «О ветеранах» (пп. 1 п.1 и п.3 ст.3 Закона) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие и другие категории лиц, перечисленные в пп. l.п.l ст.3 ФЗ «О ветеранах», направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведений боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к настоящему Закону. В разделе III Перечня значатся роевые действия в <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо условий и разграничение статуса ветеранов в связи с
непосредственным либо опосредованным участием в боевых действиях
Закон не содержит.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.

Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Согласно приведенным выше разъяснениям Конституционного суда РФ, вопрос о наделении лица статусом ветерана боевых действий не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а при наличии условий, содержащихся в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» и разделе III Приложения в ФЗ «О ветеранах., указанное в Законе лицо признается ветераном боевых действий в силу закона. При этом в обязанности соответствующего органа исполнительной власти входит лишь выдача удостоверения.

Из архивной выписки ФБУ Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Чутчиков Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава в/ч № на все виды обеспечения и назначен на должность рядового водителя, ДД.ММ.ГГГГ был уволен из в/ч полевая почта № № из состава полка, выполняющего задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения на территории <адрес> (л.д.№).

Как следует из военного билета, послужного списка, Чутчиков Н.А. проходил военную службу в в/ч № в период ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Таким образом, суд приходит к, выводу, что все необходимые
документы, подтверждающие наличие условий и обстоятельств,
предусмотренных пп.1 п.1ст. 3 ФЗ «О ветеранах», для выдачи Чутчикову Н.А. удостоверения ветерана боевых действий, в Комиссию были представлены в соответствии с требованиями Закона.

Согласно положениям     ч.ч. 1,2, ст. 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ» федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

        Оценивая доводы Комиссии о том, что в представленных на имя
Чутчикова Н.А. документах, в нарушение положений п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ Ne 1177 от 2 ноября 2009 года, отсутствуют документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях, суд находит их не основанными на законе, поскольку положения пп.1 п.1 ст,3 ФЗ «О ветеранах» условие о непосредственномучастии в боевых действиях при отнесении установленных в данной норме категорий лиц к ветеранам боевых действий не содержит.

Федеральным законом понятие «участие в боевых действиях» в той мере, в какой эти положения служат основанием для решения вопроса о непосредственном участии в боевых действиях не определено. Необходимость представления реализованного наградного материала, а также документов о получении при выполнении задач ранений, контузий и других документов в качестве основания длявыдачи ветерану боевых действий удостоверения ветерана боевых действий, Законом не предусмотрено.

Условие о необходимости предоставления военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в периоды и на территориях государств, предусмотренных в разделе Ш Приложения к ФЗ «О ветеранах», документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, в качестве основания для получения удостоверения ветерана боевых действий содержится лишь в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ Ne 1177 от 2 ноября 2009 года, имеющего по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» меньшую юридическую силу.

        При этом данное условие существенного ограничивает круг
ветеранов боевых действий, указанных в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ «О
ветеранах» и имеющих право на получение мер социальной поддержки
в соответствии с этим законом, на получение соответствующего
удостоверения.

        Учитывая изложенное, суд находит положения п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ Ne 1177 от 2 ноября 2009 года при разрешении вопроса о законности отказа Комиссии в выдаче Чутчсикову Н.А. удостоверения ветерана боевых действий не подлежащими применению.

      Учитывая вышеизложенное, суд находит заявление Чутчикова Н.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу положений ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Чутчикова Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа в выдаче Чутчикову Н.А. удостоверения ветерана боевых действий.

Обязать Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны России выдать Чутчикову Н.А. удостоверение ветерана боевых действий.

Разъяснить Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны России о необходимости сообщить в суд об исполнении настоящего решения суда в течение месяца со дня получения копии решения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в                 Московский областной суд в течение месяца через Железнодорожный городской суд Московской области с момента изготовления его в окончательной форме.

         судья                                                                            Молотова Т.В.

2-1184/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чутчиков Н.А.
Ответчики
Комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного окр
Суд
Железнодорожный городской суд Московской области
Дело на странице суда
zheleznodorojniy.mo.sudrf.ru
01.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2013Передача материалов судье
02.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2013Судебное заседание
22.04.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее