Решение по делу № 2-2511/2022 от 23.06.2022

дело №2-2511/2022

УИД: 23RS0003-01-2022-004062-79

     РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    

город-курорт Анапа "15" сентября 2022 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи                Аулова А.А.

при секретаре        Засеевой О.В.

с участием: истцов: Романова С.А., Романовой И.С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р. А.С. и Р. А.С.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Колесник Т.В., действующей на основании доверенности №103-07-15475/21 от 30 декабря 2021 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова С. А., Романовой И. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.А.С. и Р.А.С., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконными, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

    Романов С.А., Романова И.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р. А.С. и Р. А.С., обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконными, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, сославшись на то, что Романову С.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 60,1 кв.м., и земельный участок, площадью 1 527 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> В указанном жилом доме зарегистрированы по месту жительства и проживают: он, его супруга Романова И.С. и их несовершеннолетние дети: Р. А.С. и Р. А.С. Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2213 от 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа введен режим "чрезвычайная ситуация" в результате ухудшения погодных условий (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках). Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года утвержден Порядок оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, который устанавливает процедуру и условия помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 приведенных Правил граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета: за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.

В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылаются, что в ходе комиссионного осмотра указанного жилого дома и земельного участка было установлено, что в результате ухудшения погодных условий (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) в августе 2021 года на территории города-курорта Анапа были нарушены условия жизнедеятельности его и членов его семьи, выразившееся в подтоплении дворовой территории домовладения, затоплении подвального помещения и нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего, однако в выводах заключения №103-07-1015/21 был сделан противоположный вывод о том, что факт нарушения условий жизнедеятельности Романова С.А. и членов его семьи не нашел своего подтверждения. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года №795, с изменениями на 14 июля 2016 года, факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается, исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего. При этом согласно пункта 4 приведенного Порядка условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Согласно фототаблиц, составленных по результатам комиссионного обследования 20 августа 2021 года, был установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Романова С.А. и членов его семьи, после чего Романовым С.А. 21 августа 2021 года на имя главы муниципального образования город-курорт Анапа было подано заявление о включении его и членов его семьи в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако в удовлетворении поданного им заявления было отказано. В связи с чем истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями и просят признать незаконным акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимой помощи гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, признать незаконным заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, признать право Романова С.А., Романовой И.С. и их несовершеннолетних детей Р. А.С. и Р. А.С. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года в установленном законом порядке в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".

Истцы: Романов С.А., Романова И.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р. А.С. и Р. А.С., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали за исключением требований о признании права на оказание финансовой помощи, поскольку в результате подтопления земельного участка и жилого дома имущество первой необходимости не пострадало. Также истцы пояснили, что в результате подтопления земельного участка было полностью затоплено подвальное помещение, находящееся, в том числе в здании литер "Г", где располагается помещение кухни, так как в жилом доме помещение кухни отсутствует.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город-курорт Анапа Колесник Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, ранее представленных в адрес суда, согласно которых в соответствии с актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа от 10 сентября 2021 года было установлено, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> не утрачено. С указанным актом истец был ознакомлен и не оспаривал сведения, отраженные в нем. Согласно заключения об установлении факта нарушения жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, от 10 сентября 2021 года характер нарушения условий жизнедеятельности истцов нарушен только в части нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего, а, именно, указано: "вода зашла во двор, подвал отдельно стоящей хозяйственной постройки". С указанным заключением истец Романов С.А. также был ознакомлен и не оспаривал сведения, отраженные в нем. Между тем, подвальное помещение не является жилым помещением и располагается отдельно от жилого дома. При этом на основании пункта 1 постановления о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года №2227 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа" нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в виде подтопления (затопления) жилого помещения (индивидуального жилого дома и (или) цокольного этажа, подвального помещения (подвала), расположенных под жилым помещением (индивидуальным жилым домом), в связи с чем при изложенных обстоятельствах просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя указанного лица.

    В отзыве, представленном ранее в адрес суда, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа заявленные исковые требования не поддержал, сославшись на то, что в обоснование своей правовой позиции истцы ссылаются на нормы подзаконных актов, не применимых к возникшим правоотношениям, поскольку методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7, не могут применяться в данном споре. Чрезвычайная ситуация, произошедшая на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, вызвана ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках), является чрезвычайной ситуацией муниципального уровня, что нашло отражение в изданном администрацией муниципального образования город-курорт Анапа постановлении 13 августа 2021 года №2213. Выплата материальной и финансовой помощи пострадавшим гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией муниципального уровня осуществляется из резервного фонда администраций, а не из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Данная норма подтверждается постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28 ноября 2012 года №3378 "Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования город-курорт Анапа" (часть 4 пункта 3.3). Кроме того, не обоснована ссылка истцов на пп.3 главы 2 Методических указаний в части включения в списки на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости на основании принятых судебных решений. Данная норма применяется в случаях отсутствия у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение соответствующих видов помощи, а, именно, отсутствие регистрации по месту жительства. В данном случае у истцов сохранились и не утрачены при чрезвычайной ситуации документы, подтверждающие их личность и регистрацию по месту жительства, копии которых были приложены при подаче в администрацию заявлений об оказании помощи. Нормы постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного бонд Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, осуществления, компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" также невозможно применять к спорным правоотношениям, так как они не регулируют порядок оказания помощи из местного бюджета органа местного самоуправления. Приказ МЧС России от 30 декабря 2011 года №795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" в самом наименование предполагает его применение в случае возникновения чрезвычайной ситуации на опасном объекте. Пункты 2 и 3 указанного Порядка о подтверждении факта нарушения условий жизнедеятельности применяются в связи с авариями на опасном объекте (например, атомная, электрическая станция и т.д.). Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатация опасных производственных объектов, он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В настоящем споре чрезвычайная ситуация отнесена к категории природного, а не техногенного характера, опасных объектах не затронуто. Причинами возникновения чрезвычайной ситуации явилось ухудшение погодных условий и комплекс метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках), что отражено в постановлении администрации от 13 августа 2021 года №2213, следовательно, нормы, перечисленные в правовых актах федерального уровня, и подзаконные акты, принятые в их развитие, неприменимы к возникшему спору. В целях оказания помощи пострадавшим гражданам администрацией муниципального образования город-курорт Анапа издано постановление от 14 августа 2021 года №2214 "О принятии мер по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа", которым утвержден состав межведомственной комиссии для комиссионного обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. По заявке истцов рабочей группой межведомственной комиссии 20 августа 2021 года, организовано обследование объектов по адресу: <адрес>, по результатам которого были оформлены и утверждены: акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, и заключение по установлению факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня, воды, в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, фототаблица. Согласно выводам межведомственной комиссии, зафиксированным в указанных документах, в результате воздействия поражающих факторов, источника чрезвычайной ситуации условия жизнедеятельности граждан: Романова С.А. Романовой И.С. и их несовершеннолетних детей Р. А.С. и Р. А.С. не нарушены. В жилые помещения по вышеуказанному адресу вода не зашла, оказалось подтопленным подвальное помещение в отдельно стоящей хозяйственной постройке - летней кухне. Имущество первой необходимости в жилых помещениях не пострадало, не утрачено. Истец Романов С.А. лично ознакомился под роспись с результатами и выводами межведомственной комиссии, замечаний и возражений не высказал и не указал. Романов С.А. и Романова И.С. обратились в управление с заявлениями об оказании им и их несовершеннолетним детям: Р. А.С. и Р. А.С., единовременной материальной помощи. Заявления об оказании единовременной финансовой помощи в связи о утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь,. ливень, повышение уровня воды в реках), заявители в администрацию не подавали, так как по результатам обследования данный факт не был подтвержден. В ходе рассмотрения заявления Романовым С.А. был представлен на обозрение технический паспорт на объекты недвижимости, расположенные по вышеуказанному адресу, согласно которому хозяйственная постройка - летняя кухня, в которые зашла вода, не имеет статус "жилое помещение". По результатам рассмотрения поступивших заявлений управлением были подготовлены ответы от 15 сентября 2021 года об отсутствии у администрации муниципального образования город-курорт Анапа оснований для назначения им и их несовершеннолетним детям: Р. А.С. и Р. А.С. соответствующих видов помощи в связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в жилом доме по адресу: <адрес> в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации не выявлен, которые были направлены в адрес Романова С.А. и Романовой И.С. В пунктах 1 и 2 исковых требований истцы просят признать незаконными акт и заключение, составленные комиссией по результатам обследования после чрезвычайной ситуации жилого дома по вышеуказанному адресу. Вместе с тем, не могут быть признаны незаконными оба документа, возможно признание недействительными отдельных положений, в части, оговоренной истцами, в случае представления соответствующих доказательств. Согласно п.3 Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город- курорт Анапа, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года (с изменениями от 25 августа 2021 года №2277, от 8 сентября 2021 года №2415) утрата имущества первой необходимости может быть признана частичной (не менее 3-х предметов) или полной (10 предметов согласно перечню, указанному в акте комиссионного обследования), но основной критерий - нахождение указанного имущества в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации. При этом, как было указано выше, нахождение воды после чрезвычайной ситуации было установлено не в жилом помещении, а в летней кухне, не имеющей данного статуса. Акт комиссионного обследования по вышеуказанному адрес содержит информацию об отсутствии пострадавшего имущества, напротив каждого из 10 наименований предметов первой необходимости указан отрицательный вывод - "нет", "не утрачено". В случае признания незаконными акта комиссионного обследования и заключения, составленных по вышеуказанному адресу с участием Романова С.А., и не подтверждения факта утраты имущества первой необходимости частичной или полной невозможно определить право на оказание единовременной финансовой помощи каждому пострадавшему, соответственно, 50 000 рублей или 10 000 тысяч рублей, следовательно, будут отсутствовать правовые основания для назначения и выплаты соответствующих сумм единовременной финансовой помощи согласно пункта 3 Порядка.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

    В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).

    Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

    Законом Краснодарского края от 22 марта 2017 года №3597-КЗ установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Краснодарском крае, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинен вред здоровью или материальный ущерб.

    Согласно статьи 1 приведенного закона органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации: пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости; пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.

    Согласно пункта 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года №1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" (далее - Порядок) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане), имеют право на:

    1) единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека;

    2) единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 (сто тысяч) рублей на человека). Предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной и (или) единовременной финансовой помощи, предусмотренной настоящим пунктом, осуществляется однократно.

    В соответствии с пунктом 3 предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации (далее - граждане) единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:

    постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Краснодарского края следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.

    К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, относятся единовременные денежные выплаты: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

Как следует из материалов дела, Романову А.С. на праве собственности принадлежат жилой дом с кадастровым номером , площадью 60,1кв.м., и земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 527кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26 июля 2022 года.

Согласно свидетельства о рождении серия , выданного 13 октября 2006 года отделом ЗАГС города-курорта Анапа управления ЗАГС Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ года родилась Р. А.С., отцом которой является Романов С.А., матерью – Романова И.С.

Согласно свидетельства о рождении серия , выданного 16 января 2013 года отделом ЗАГС города-курорта Анапа управления ЗАГС Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ года родился Р. А.С., отцом которой является Романов С.А., матерью – Романова И.С.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2213 от 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в связи с ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2214 от 14 августа 2021 года с целью принятия мер по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа созданы рабочие группы межведомственной комиссии для комиссионного обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составления актов обследования, фототаблиц и заключений.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года утвержден порядок оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в которое впоследствии внесены изменения, в соответствии с которыми нарушение условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в виде подтопления (затопления) отнесено к жилым помещениям (индивидуальным жилым домам) и (или) цокольного этажа, подвального помещения (подвала), расположенных под жилым помещением (индивидуальным жилым домом).

Как усматривается из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного 10 сентября 2021 года, в ходе проведения межведомственной комиссией 20 августа 2021 года обследования объектов по месту жительства Романова С.А., Романовой И.С., несовершеннолетних: Р. А.С. и Р. А.С. по адресу: <адрес>, факта утраты имущества первой необходимости не установлено.

Как усматривается из заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного 10 сентября 2021 года, в ходе проведения межведомственной комиссией 20 августа 2021 года обследования объектов по месту жительства Романова С.А., Романовой И.С., несовершеннолетних: Р. А.С. и Р. А.С. по адресу: <адрес> были установлены, в том числе следующие значения критериев (показателей) нарушения условий жизнедеятельности: степень повреждения здания (жилого помещения) - "не повреждено", "вода зашла во двор, подвал отдельно стоящей хозпростойки", нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего. По результатам проведения обследования комиссия пришла к выводу о не подтверждении факта нарушения условий жизнедеятельности Романова С.А. и членов его семьи.

23 августа 2021 года Романов С.А. и Романова И.Н., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Р. А.С. и Р. А.С., обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлениями о включении в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, так как жилое помещение, в котором они проживают, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.

15 сентября 2021 года управлением гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа Романову С.А. и Романовой И.Н., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Р. А.С. и Р. А.С., отказано в предоставлении материальной и (или) финансовой помощи, поскольку по результатам комиссионного осмотра, проведенного межведомственной комиссии по месту жительства заявителей по адресу: <адрес>, нарушений жизнедеятельности, частичной или полной утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации не выявлено.

Вместе с тем, как усматривается из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу-курорту Анапа по состоянию на 01 июня 2009 года, жилой дом литер А состоит из четырёх жилых комнат и коридора, кухня располагается в литер "Г1", погреб литер "Г".

Согласно протокола осмотра места происшествия, составленного 10 января 2022 года в рамках проведения проверки КУСП от 08 января 2022 года, в ходе проведения осмотра домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что погреб, примыкающий к зданию кухни, подтоплен, уровень воды составляет 1,5м.

Согласно пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Аналогичная правовая норма закреплена статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

    Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.

    Таким образом, поскольку в жилом доме, в котором проживают истцы: Романов С.А., Романова И.С. и их несовершеннолетние дети: Р. А.С. и Р. А.С., помещение кухни отсутствует, фактически помещение кухни располагается в литер "Г1", а, следовательно, литер "Г1" не является хозяйственной постройкой, как о том указано в оспариваемом заключении, при этом использование помещение кухни безусловно отнесено к необходимым условиям жизнедеятельности человека, поскольку связано с ежедневной необходимостью приготовления и приема пищи, хранения продуктов, подвальное помещение которого было затоплено в результате ухудшения погодных условий на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, суд приходит к выводу о незаконности заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа), утвержденного 10 сентября 2021 года, в части выводов комиссии о не подтверждении факта нарушений условий жизнедеятельности истца Романова С.А. и членов его семьи и, как следствие, о признании за истцами: Романовым С.А., Романовой И.С. и их несовершеннолетними детьми: Р. А.С. и Р. А.С., права на получение единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года №2227 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в остальной части, поскольку, как было указано выше, согласно акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости, утвержденного 10 сентября 2021 года, не был установлен факт утраты имущества первой необходимости в ходе проведения межведомственной комиссией 20 августа 2021 года обследования объектов по месту жительства истцов: Романова С.А., Романовой И.С., несовершеннолетних Р. А.С. и Р. А.С. по адресу: <адрес>, что и не отрицалось истцами в ходе судебного разбирательства, а требования о признании права на оказание финансовой помощи истцы в ходе судебного разбирательства не поддержали, поскольку в результате подтопления земельного участка и жилого дома имущество первой необходимости не пострадало.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                        РЕШИЛ:

Исковые требования Романова С. А., Романовой И. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.А.С. и Р.А.С., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконными, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа), утвержденного 10 сентября 2021 года, в части выводов комиссии о не подтверждении факта нарушений условий жизнедеятельности гражданина Романова С. А. и членов его семьи.

    Признать право Романова С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, Романовой И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, на оказание единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года №2227 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".

    В удовлетворении остальной части исковых требований Романова С. А., Романовой И. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.А,С. и Р.А.С., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа - отказать.

    Решение суда является основанием для включения Романова С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, Романовой И. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, Р.А.С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренной законодательством.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.

    Судья:

    Мотивированное решение суда изготовлено 21 сентября 2022 года

2-2511/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романова Ирина Сергеевна
Романов Сергей Александрович
Ответчики
Администрация муниципального образования г-к Анапа
Другие
Управление гражданской обороны и защиты населения администрации МО г.Анапа
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Аулов Анатолий Анатольевич
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2022Подготовка дела (собеседование)
29.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее