Дело № 2а - 272 / 2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сидоренко В.Д. к администрации муниципального образования городской округ город Вятские Поляны о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности к совершению действий, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Сидоренко В.Д. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования городской округ город Вятские Поляны о признании незаконным бездействия, возложении обязанности к совершению действий, взыскании судебных расходов. В обосновании требований указал, что ответчик не производит чистку лестницы, расположенной на территории, прилегающей к дому № <адрес>. Лестница не чистится от снега и льда, в результате движение пешеходов по лестнице затруднено, и представляет опасность для жизни и здоровья людей. После его обращений к ответчику и в прокуратуру города ответчик перекрыл проход по лестнице, при этом никаких работ по уборке территории от снега и наледи до сегодняшнего дня не произвел. С учетом дополнений к заявленным требованиям просит суд признать бездействие администрации города Вятские Поляны по очистке лестницы и прилегающей территории у дома №<адрес> от снега и льда незаконными; обязать администрацию города производить очистку лестницы и прилегающей к указанному дому территории не реже 1 раза в 3 суток; обязать ответчика не чинить препятствий в проходе по лестнице со стороны ул.<адрес> и взыскать судебные издержки по уплате госпошлины в размере 300 рублей. (л.д.3, 15).
В судебном заседании Сидоренко В.Д. заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что с фасадной стороны дома № <адрес> имеется широкая лестница, по которой люди заходят в магазины дома. Лестница принадлежит администрации города, к дому №<адрес> не относится. Однако, администрация города не принимает никаких мер по содержанию и уборке данной лестницы. Зимой 2018-2019г. администрация ни разу лестницу не чистила от снега и льда. Люди в этом месте падают. Когда лестницу завалило снегом, вместо того, чтобы ее почистить администрация перегородила лестницу ограждающими лентами, перекрыв проход по ней. Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170, органы местного самоуправления обязаны осуществлять уборку снега не реже, чем один раз в три дня при отсутствии снегопада. В связи с чем просил возложить на ответчика обязанность по уборке лестницы не реже 1 раза в трое суток, а также признать бездействие администрации по очистке лестницы незаконным.
Представитель административного ответчика – администрации города Вятские Поляны Ситчихина О.Г. по доверенности, с иском не согласна. Суду пояснила, что администрация города обеспечивает благоустройство города, в том числе уборку территории общего пользования в границах города Вятские Поляны. Сидоренко В.Д. является собственником нежилых помещений в многоквартирном доме №<адрес>, которые он сдает в аренду торговым предприятиям. Земельный участок под указанным домом имеет кадастровый № 43:41:000038:29. Граница земельного участка проходит по верхнему краю лестницы, ведущей к зданию со стороны ул.<адрес> Спорная лестница является третьим возможным путем доступа к объектам торговли в помещениях, принадлежащих Сидоренко В.Д. Законом Кировской области от 03.12.2018г. № 197-ЗО «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Кировской области» установлено, что для встроенно-пристроенных к МКД нежилых зданий, сооружений границы прилегающей территории определяются от границ земельного участка встроенно-пристроенных нежилых зданий, строений, сооружений и до тротуаров вдоль дорог, но не более 15 метров. В соответствии с п.27 Правил благоустройства территории МО городской округ город Вятские Поляны физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм на принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участках и прилегающих территориях обязаны обеспечивать уборку территорий и их санитарную очистку. В соответствии с ч.2 п.301 Правил благоустройства прилегающие к объектам мелкорозничной торговли, бытового и иного обслуживания населения, рекомендуется убирать на расстоянии 10м. по периметру отведенной территории, вне застройки – до проезжей части улиц. В соответствии с ч.18 п.302 Правил благоустройства содержание территории, объектов внешнего благоустройства прилегающих к предприятиям торговли, осуществляются собственниками объектов торговли и уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и пользователями таких объектов. Расстояние от стены МКД №<адрес> до тротуара улицы Гагарина составляет менее 10 метров, а именно 9,7м. Следовательно, обязанность по очистке лестницы лежит на собственнике помещений. Половину лестницы чистят работники магазина «Магнит», помещения которого расположены в одной части первого этажа д.№ <адрес>. Другая часть помещений на первом этаже дома принадлежит Сидоренко В.Д., который уборку лестницы не организует. В связи с чем в иске просила отказать.
Представитель заинтересованного лица – МП «Благоустройство города Вятские Поляны» Копытова С.Ю. суду пояснила, что работы по благоустройству города производятся согласно техническому заданию к муниципальному контракту. Лестница, находящаяся с фасадной стороны дома №<адрес> не входит в перечень ступенчатых переходов, обслуживаемых МП «Благоустройство». Лестница входит в состав прилегающей территории к земельному участку, на котором располагается дом №8 и в соответствии с Правилами благоустройства города Вятские Поляны эту территорию обязаны чистить собственники торговых предприятий.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.21 ч.1 ст.2 этого же закона правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 поименованного закона к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.
Согласно п.п.52, 54 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области, утвержденных решением Вятскополянской городской Думы Кировской области от 06.08.2013г. № 49, содержание территорий земельных участков и территорий дорог включает в себя уборку мусора, снега и льда.
Судом установлено, что административный истец Сидоренко В.Д. является собственником нежилых помещений № 1004, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН. (л.д.73).
Из пояснений сторон следует, что земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> сформирован, граница земельного участка проходит по верхнему краю лестниц, ведущих к зданию со стороны ул. <адрес> (л.д.50, 67,68).
Также стороны не оспаривали, что спорная лестница расположена на земельном участке, прилегающим к земельному участку под многоквартирным домом № 8 по ул.<адрес>.
Сторонами не оспаривалось, что административный ответчик не производит уборку лестниц, не очищает их от снега и наледи.
По заявлению Сидоренко В.Д. прокуратурой Вятскополянского района 28.01.2019г. была проведена проверка по вопросу содержания территории, прилегающей к дому №8 по ул.<адрес>. В ходе проверки установлено, что прилегающая территория и лестница, ведущая к магазинам, расположенных в многоквартирном доме №8 по ул<адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии (имеется наледь на ступенях, снег). Граница земельного участка под МКД проходит по краю верхней ступени лестницы, ведущей к зданию со стороны улицы <адрес> Собственником лестницы является администрация города Вятские Поляны. По результатам проверки в администрацию города направлена информация о принятии мер к надлежащему состоянию лестниц. (л.д.5).
Факт неудовлетворительного состояния лестницы подтверждается представленными в суд фотографиями. (л.д.6-13).
Согласно акта обследования лестницы и прилегающей территории к МКД по адресу: <адрес> от 23.01.2019г., составленного комиссией администрации города Вятские Поляны, установлено, что лестница со стороны улицы Гагарина расположена вне границ земельного участка под многоквартирным домом, основная ее функция – подход к торговым предприятиям, расположенным в цокольном этаже здания. Лестница состоит из 4-х ступеней, правая половина лестницы очищена от снега, левая часть лестницы не расчищена. Территория от тротуара до лестницы в удовлетворительном состоянии, от снега расчищена. Принято решение: во избежание несчастных случаев ограничить проход по лестнице, ведущей к магазинам, расположенным в жилом доме №<адрес>. (л.д.44).
Постановлением администрации города Вятские Поляны № 183 от 13.02.2019г. ограничено движение пешеходов по лестнице, ведущей к торговым объектам, расположенным в многоквартирном жилом доме <адрес> со стороны улицы <адрес> на период с 14.02.2019г. по 15.04.2019г. в целях обеспечения безопасности пешеходов. (л.д.46).
На основании выше указанного постановления работниками МП «Благоустройство» половина лестницы была огорожена по периметру ограждающей лентой.
Возражая против иска, представитель ответчика, ссылаясь на положения ч.9 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закон Кировской области № 197-ЗО «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Кировской области», а также на Правила благоустройства территории МО городской округ город Вятские Поляны, считает, что обязанность по очистке спорной лестницы лежит на собственнике помещений.
Однако, ссылка на ч.9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку согласно ч.9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Если иное не предусмотрено федеральным законом, таким лицом является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (часть 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской).
Согласно ст.1 Закона Кировской области от 03.12.2018г. № 197-ЗО «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Кировской области» закон разработан в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области границ прилегающих территорий для целей благоустройства (за исключением многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов).
Спорная прилегающая территория с лестницей расположена у земельного участка под многоквартирным домом. Следовательно, ссылка представителя ответчика на выше указанный закон также не состоятельна.
Правилами благоустройства территории МО городской округ город Вятские Поляны, утвержденные решением Вятскополянской городской Думы от 06.08.2013г. установлено, что содержание территорий, прилегающих к предприятиям торговли, бытового обслуживания осуществляется собственниками объектов торговли, бытового обслуживания и (или) уполномоченными ими лицами, являющиеся владельцами и (или) пользователями таких объектов. (п.18 ст.302)
Вместе с тем, в силу п.п. 1 и 2 ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Согласно п.1 ст.2 ГК РФ порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из правового анализа приведенного выше законодательства в его системном единстве со статьей 210 ГК РФ, статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Таким образом Вятскополянская городская Дума могла установить нормы, определяющие исключительно порядок участия в благоустройстве названных территорий.
При этом, как установлено в судебном заседании, администрацией города разработан Порядок заключения соглашения о содержании прилегающей территории в муниципальном образовании городском округе город Вятские Поляны, который утвержден постановлением администрации города № 1702 от 05.11.2013г. (л.д.62-65).
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что Сидоренко В.Д. отказался заключать соглашение о содержании прилегающей территории.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для возложении обязанности на Сидоренко В.Д., как собственника нежилых помещений в МКД № 8 по <адрес>, у администрации города не имелось.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе организация благоустройства территории городского округа.
Согласно п. 52 Правил благоустройства территории МО городской округ город Вятские Поляны содержание территорий земельных участков включает в себя в том числе регулярную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи).
На основании изложенного, именно администрация города Вятские Поляны, как собственник спорной прилегающей территории и лестницы, обязана обеспечить регулярную уборку прилегающей территории и лестницы, ведущей к магазинам, расположенным в многоквартирном доме №<адрес>
А поскольку судом установлено, что в течение длительного времени администрация города Вятские Поляны не проводила уборку указанной прилегающей территории и лестницы, ведущей к магазинам, расположенным в многоквартирном доме №<адрес>, такое бездействие является незаконным.
Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности не чинить препятствия в проходе по лестнице к дому №8 со стороны ул.Гагарина не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании данный факт не установлен. Принятие администрацией города постановления об ограничении движения пешеходов по указанной лестнице от 13.02.2019г., было принято в связи с необходимостью безопасности пешеходов, так как лестница не чистилась от снега и льда. Как пояснили стороны в судебном заседании турникеты, которые были выставлены на лестнице с ограждающей лентой, через несколько дней исчезли, в настоящее время проход по лестнице не ограничен, снег и лед растаяли.
На основании ч.1 ст.111 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в пользу Сидоренко В.Д. уплаченную при подаче иска госпошлину в размере 300 рублей, размер которой подтверждается квитанцией. (л.д.4)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Сидоренко В.Д. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город Вятские Поляны, по непринятию мер по организации уборки прилегающей территории и лестницы, ведущей к магазинам, расположенным в многоквартирном доме №8 по ул.<адрес>.
Обязать администрацию города Вятские Поляны обеспечить регулярную уборку прилегающей территории и лестницы, ведущей к магазинам, расположенным в многоквартирном доме №8 по ул.<адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования городской округ город Вятские Поляны в пользу Сидоренко Вадима Дмитриевича судебные расходы в размере 300 /триста/ рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья- Л.И.Колесникова.
СПРАВКА:
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2019 года.
Судья- Л.И.Колесникова.